27
Пт, дек

Навязчивый сервис страховщиков - страхователи против!

16 августа по инициативе Комитета финансового надзора Национального Банка РК (КФН) в Ассоциации страховщиков Казахстана прошло заседание рабочей группы страховщиков с участием представителей КФН. Поводом для встречи послужили жалобы потребителей страховых услуг на недобросовестные телефонные звонки от страховых компаний и их агентов о пролонгации договоров страхования.

Автовладельцы жалуются, что им назойливо звонят неизвестные лица и предлагают продлить договор страхования на следующий год. Спрашивается: откуда у этих лиц информация о договорах страхования и номерах телефонов? Каким образом информация из Единой страховой базы данных (ЕСБД) попадает к обзванивателям?

Выяснилось, что сотрудники отделов выплат страховых компаний имеют право получать информацию о договорах автовладельцев из ЕСБД, через специальный электронный запрос. Запрос в базу по РНН автовладельца выдает историю его страхования, в том числе, где, когда и по какой цене заключен последний договор. Права на формирование таких запросов имеют только сотрудники отделов выплат (другие сотрудники, а тем более агенты таких прав не имеют). Это сделано, для того чтобы отделы выплаты могли осуществлять прямое урегулирование, а также для борьбы с мошенничеством. Однако ряд страховых компаний используют такой функционал не только для осуществления выплат, но и в маркетинговых целях.

Имея актуальную базу данных телефонов и РНН, любая страховая компания может проверять в ЕСБД по каждому РНН наличие действующих договоров страхования, а потом делать телефонные звонки перед окончанием договора.

И здесь возникает вопрос: А законно ли в целях маркетинга использовать возможности ЕСБД предусмотренные для осуществления страховых выплат? Это касается не только телефонных звонков, но и любой другой дерект-маркетинговой активности (почтовых,  электронных рассылок и т.д.).

Например, какой-нибудь банк, имеет обширную базу данных телефонов и РНН своих клиентов. У него есть дочерняя страховая компания. Для повышения присутствия на рынке страхования, банк через директ-маркетинг делает своим клиентам предложение застраховаться в его компании. Для этого он получает из ЕСБД данные по РНН своих клиентов об их договорах страхования и делает соответствующее директ-предложение. Законны ли в таком случае действия банка и страховой компании?

С одной стороны - да законно: У банка свои клиенты и он имеет право делать им предложение. У страховой компании есть легальный доступ к ЕСБД и она им пользуется. Но с другой стороны - этот доступ дан не для маркетинговой деятельности, а для урегулирования страховых случаев.

Но предположим, что формально закон этого не запрещает и здесь встает другой вопрос, а этично ли это по отношению к клиентам и конкурентам?

Прошу уважаемых читателей ответить на эти вопросы, а также в комментариях раскрыть свою позицию к проблеме.

1. Законно ли использовать данные из ЕСБД в маркетинговых целях?

2. Этично ли использовать данные из ЕСБД в маркетинговых целях?

Тимофей Белоконь