В прошлом году многие выборы привлекли внимание. В 2025 году новые правительства зададут курс на будущее, и долгосрочные последствия для роста и процветания будут значительными.
В 2025 году ничего нового в плане глобального роста не предвидится. Два года назад мировая экономика выросла на 2,8%, в 2024 году - 2,8%. А прогноз на 2025 год? 2,8%, согласно Allianz Research. Встречный ветер геополитических рисков и повышения процентных ставок пока не смог замедлить рост. Поэтому неудивительно, что многие компании рассматривают макроэкономические события как более низкий бизнес-риск в Барометре рисков Allianz в этом году, который опустился на 7-е место. Мировая экономика, похоже, движется по стабильному курсу. Однако это касается только поверхности темпов мирового роста — в глубине наблюдалась некоторая турбулентность.
Возьмем, к примеру, Китай: структурные проблемы на чрезвычайно важном рынке недвижимости оказались упрямым тормозом настроений и роста за последние два года. Или в Германии: ползучая деиндустриализация погрузила экономику в рецессию на два года подряд. Напротив, США: предсказанная рецессия так и не наступила, и экономика продолжала расти, несмотря на резкие повышения процентных ставок, в основном потому, что американские потребители просто отказались ограничивать свои расходы.
В 2025 году ситуация вряд ли сильно изменится, поскольку политика центрального банка перейдет от сдерживания инфляции к поддержке роста. В частности, экономика США останется относительно устойчивой (+2,3%), поскольку меры нового правительства США, скорее всего, будут нейтральными для роста: снижение налогов и дерегулирование с одной стороны, тарифы и депортации с другой. Конечно, еще предстоит увидеть, сколько из того, что было объявлено, может быть фактически реализовано. Еврозона (+1,2%) и Китай (+4,6%), с другой стороны, скорее всего, все еще останутся ниже своего потенциала, не в последнюю очередь из-за угрозы торговых войн. Однако Индия и члены АСЕАН могли бы выиграть от новых торговых путей и партнерств. Таким образом, развивающиеся рынки (+4,1%) должны оставаться двигателем роста мировой экономики.
История рейтинга: «Макроэкономические события (например, инфляция, дефляция, денежно-кредитная политика, программы жесткой экономии)»
2024: 5 место
2023: 3 место
2022: 10 место
2021: 8 место
2020: 10 место
Глубокая трансформация
Но, как и в предыдущие годы, голые темпы роста говорят только о половине истории. Они предполагают, что бизнес идет как обычно, когда большинство экономик претерпевают глубокую трансформацию, по словам Людовика Субрана, директора по инвестициям и главного экономиста Allianz: «Например, США пытаются провести автоцентрическую реиндустриализацию. Китай тоже больше смотрит внутрь себя, пытаясь перейти к экономике, более ориентированной на потребление. А Европа находится в процессе создания зеленой промышленности как основы для глобальной конкурентоспособности и технологического лидерства. Таким образом, подходы существенно различаются. Времена, когда экономические модели сходились под давлением глобализации, прошли. Фрагментация мировой экономики очевидна не только в возведении новых торговых барьеров и санкций, но и в различных концепциях обеспечения процветания.
«В 2024 году многочисленные выборы привлекли большое внимание. 2025 год станет годом, в котором новые правительства определят курс на будущее. В большинстве случаев это не окажет немедленного воздействия, но долгосрочные последствия для роста и процветания будут значительными. Поэтому компаниям стоит внимательно следить за развитием событий и своевременно выявлять риски и возможности».
Перспективы неплатежеспособности
Глобальная неплатежеспособность предприятий стабилизируется, но останется на рекордно высоком уровне. После роста на +1% в 2022 году, +7% в 2023 году и +9% в 2024 году, начнут ли мировые банкротства предприятий снижаться в 2025 году? Пока нет, согласно исследованиям Allianz Trade. Хотя они должны зафиксировать стабильный уровень после трех последовательных подъемов, планируется длительный высокий уровень, особенно в странах с развитой экономикой.
«Мы ожидаем, что восходящая кривая остановится, а уровень неплатежеспособности предприятий стабилизируется на высоком уровне во всем мире в 2025 году. Однако эта стабилизация станет результатом более неравномерных региональных и национальных тенденций, чем в 2024 году: в 3 из 10 стран в 2025 году должен увеличиться уровень неплатежеспособности предприятий, включая сочетание крупных и мелких экономик, на которые приходится более половины мирового ВВП. В следующем году разворот в нисходящем тренде должен набрать обороты в нескольких странах, но глобальные неплатежеспособности по-прежнему будут демонстрировать высокий уровень», — объясняет Максим Лемерль, ведущий аналитик по исследованию неплатежеспособности в Allianz Trade.
В США Allianz Trade ожидает, что число случаев неплатежеспособности вырастет на +4% в 2025 году, а затем ускорится на +6% в 2026 году. В Германии оно вырастет на +5%, а затем упадет на -4% в 2026 году. Во Франции оно немного замедлится с очень высоких уровней (-3% в 2025 году и -7% в 2026 году), в то время как в Италии оно продолжит расти (+6% и +1% соответственно). Великобритания должна подтвердить разворот тренда, начавшийся в конце 2024 года (-5% в 2025 и 2026 годах). В Китае число случаев неплатежеспособности предприятий начнет расти с низких уровней (+3% и +6% в 2025 и 2026 годах соответственно).
Секторы, ориентированные на домохозяйства, в списке наблюдения
Если говорить о секторах, то в строительстве и недвижимости в 2024 году зафиксирован заметный скачок числа банкротств предприятий, о чем свидетельствуют последние доступные данные, особенно в Швеции, Нидерландах, Франции, Германии и Италии в Европе, а также в Японии в Азии и, что немаловажно, в Канаде и США.
«Первые признаки восстановления активности в 2025 году, в основном обусловленные снижением процентных ставок в крупнейших экономиках, должны способствовать улучшению ситуации, однако ослабление основных сдерживающих факторов будет постепенным, а структурные проблемы, вероятно, сохранятся, что приведет к дальнейшему росту числа случаев банкротства предприятий в стране, в том числе из-за относительно большего числа компаний и доли МСП», — добавляет Лемерль.
Процентный рост неплатежеспособности в 2025 году
Источник: Allianz Trade
Крупные банкротства: остерегайтесь эффекта домино
Крупные компании не застрахованы от роста числа банкротств в бизнесе, по-прежнему регистрируя более одного банкротства в день. В глобальном масштабе число крупных банкротств достигло нового максимума в третьем квартале 2024 года (127 случаев), превзойдя средний уровень до пандемии.
«Крупные банкротства выросли на +26% в годовом исчислении за первые три квартала 2024 года (344 случая). Западная Европа лидирует в мировом рейтинге с 127 случаями за первую половину 2024 года (+51 г/г), опережая Азиатско-Тихоокеанский регион и Северную Америку. США остаются на переднем крае, когда речь идет о крупнейших банкротствах, на долю которых приходится девять из 20 крупнейших банкротств в мире за первые три квартала 2024 года. Это повышает риски эффекта домино банкротств из-за длинных списков поставщиков компаний», — заключает Лемерль.