04
Сб, мая

Финансовые менеджеры пытаются установить цену на климатический риск

izmen klimataКогда инвесторы размышляют о риске, легко подумать об измеримых экономических сдвигах, таких как рост процентных ставок, инфляция и тенденции продаж. Данные легко доступны и достаточно просты для включения в финансовые модели.

С другой стороны, надвигающиеся риски изменения климата часто ускользают от финансовых управляющих. Хотя они знают, что, скорее всего, будет ошибкой не учитывать такие угрозы, как экстремальные погодные условия, в оценке компаний, и что изменение климата повлияет на большинство акций, уже находящихся в их портфелях, лишь немногие инвесторы делают такие расчеты.

В чем проблема? Доступ к комплексным экологическим данным стоит дорого, раскрытие информации корпорациями непоследовательно, а установление связей между наукой о климате и финансовой отдачей представляет собой междисциплинарную задачу. «Рынок не способен по-настоящему понять и оценить потенциальные последствия физических изменений, которые изменение климата принесет в мировую экономику», — говорит Рик Статерс, руководитель отдела климата компании Aviva Investors, управляющей глобальными активами. «Я думаю, что на данный момент эти риски сильно недооценены».

Однако есть несколько первых последователей, которые предпринимают шаги, чтобы понять влияние изменения климата на инвестиции, в том числе нанимая ученых-климатологов для анализа цифр. Мэтт Голдкланг — один из них. Он присоединился к Man Numeric, входящей в состав крупнейшего в мире публичного управляющего хедж-фонда Man Group Plc, после получения степени магистра в области изменения климата и работы над созданием статистических моделей климата для Музея естественной истории Дании.

«Учёные движутся медленнее, потому что они очень точны в своей работе», — говорит он. «Интеграция науки о климате в рынки становится действительно продуктивным способом распространения этой информации там, где она потенциально имеет наибольшее значение: в капитале». Вместе со своими коллегами Голдкланг помогает разрабатывать модели ценообразования на изменение климата. С помощью глобальных климатических моделей с открытым исходным кодом (некоторые из которых содержат более 18 000 страниц кода) цель состоит в том, чтобы определить, какие компании станут победителями и проигравшими в мире, где погодные катастрофы нарастают с каждым годом.

Голдкланг впервые увлекся работой еще подростком во время семейной поездки на Аляску. Экскурсовод объяснил, что питательные вещества из океана передавались деревьям через поедаемого медведями лосося, который удобрял почву своим пометом. Но более высокая температура воды привела к уменьшению количества лосося в ручьях и, как следствие, к изменению рациона медведей и быстро меняющейся экосистеме леса.

Для Голдкланга и его коллег по всему миру исторические погодные явления прошлого года, в том числе самый жаркий август за всю историю наблюдений, беспрецедентные дожди в Вермонте и Ливии, а также лесные пожары в Канаде, которые сожгли миллионы акров земли, укрепляют их убежденность в том, что рынки сильно недооценивают физические риски, связанные с изменение климата. И, как и в экосистеме Аляски, каждый риск имеет комплексные волновые последствия — на экономический рост, цепочки поставок, государственную политику и многое другое.

Рекордная жара приводит к смертоносным наводнениям – от США до Ливии

Основы того, что Голдкланг и его коллега Бен Чжао, портфельный менеджер по долгосрочным стратегиям, делают со своей командой, включают сбор ряда данных об изменении климата от внешних поставщиков, включая информацию об экстремальных погодных явлениях, и объединение их с данными Man Numeric. Внутренние данные Man Numeric, позволяющие сделать информацию более актуальной для финансовых рынков. Исследователи рассматривают физические риски, такие как засуха, а также потенциальное влияние правил выбросов на прибыль компании. Цель состоит в том, чтобы перейти от общей картины изменения климата к пониманию того, как она влияет на отдельные компании.

В прошлом году модели физического риска Man Numeric указали на большее негативное влияние на доходы крупной американской компании по производству продуктов питания, чем на доходы ее конкурентов, исходя из ее чувствительности к засухе и жаре. Несколько месяцев спустя акции компании упали на двузначную величину, когда результаты ее прибыли показали ослабление спроса и рост затрат, одним из факторов которых стала засуха. «Прямое и косвенное использование воды, которое отслеживает Man Numeric, отражает сильную зависимость компании от воды в ее цепочке поставок», — говорит Чжао. «Когда наступает засуха, стоимость корма для скота увеличивается, и это приводит к увеличению стоимости скота». Man Numeric отказалась назвать компанию или какие-либо связанные с ней сделки по соображениям соблюдения конфиденциальности.

По мнению аналитика BloombergNEF Дании Лю, засуха является самым дорогостоящим типом риска суровых погодных условий для компаний, основываясь на анализе примерно 8400 фирм, участвующих в добровольном опросе CDP, некоммерческой организации, стоящей за системой раскрытия информации о воздействии на окружающую среду. Вероятно, это связано с тем, что засухи обычно имеют более длительный временной горизонт, чем другие погодные явления, говорит она. Анализ Лю показал, что каждая засуха приводит к средним потерям, эквивалентным 0,3% годового дохода, на втором месте по величине затрат стоят наводнения и пожары.

За последнее десятилетие наблюдался рост фондов, применяющих экологические, социальные и управленческие инвестиционные критерии (ESG). Некоторые фонды используют свое положение акционеров, чтобы добиться изменений в корпоративной экологической практике. Но также наблюдается политическая реакция против инвестиций в ESG в США. Чиновники-республиканцы, в частности, утверждают, что это вредит таким штатам, как Техас и Западная Вирджиния, которые полагаются на ископаемое топливо, и что инвестиционные менеджеры должны стараться максимизировать прибыль для клиентов.

Однако в секторах, где климатические риски можно измерить количественно, обращение к ним внимания может стать простым вопросом комплексной проверки.

Инвесторы в страховой отрасли уже много лет смотрят на впечатляющие цифры: по оценкам немецкой страховой компании Munich Re, в 2023 году застрахованные убытки от стихийных бедствий составили около $95 млрд. Аналогичным образом, когда обрушился ураган Ян, Carnival Corp. и другим круизным операторам в США пришлось отменить рейсы, что привело к падению их акций. А Impact Cubed, поставщик данных, работающий с управляющими активами, подсчитал, что более 70% материальных активов Tesla Inc. — долларовая стоимость ее собственности, заводов и оборудования — подвержены угрозе засухи, что намного выше, чем для своих конкурентов Ford Motor Co. и General Motors Co.

В июне компания Man Numeric опубликовала исследование, в котором изучалась доходность акций с поправкой на риск, которые либо получили поддержку от новостей об изменении климата, либо имели тенденцию падения после периодов повышенного внимания к климатическим рискам. Голдкланг, Чжао и их коллеги обнаружили прибыль, которую нельзя объяснить набором хорошо известных факторов ценообразования активов. Другими словами, инвесторы в среднем не полностью оценили риски изменения климата.

Голландский управляющий активами Van Lanschot Kempen NV использует немного более широкий подход, чем Man Numeric, создавая «тепловую карту», которая отслеживает стихийные бедствия, чтобы помочь ему проверить свой портфель. Компания взяла модель стихийных бедствий, отслеживаемую Munich Re, и наложила на нее здания, принадлежащие компаниям недвижимости в своей инвестиционной вселенной, чтобы определить, какие объекты недвижимости более уязвимы к изменению климата. Области обозначены цветом риска.

«Тепловая карта будет определять такие регионы, как Техас, где повышение температуры привело к такому количеству климатических явлений, что это начинает вызывать беспокойство», — говорит Эгберт Неймейер, соруководитель отдела реальных активов в Van Lanschot Kempen. Это контрастирует с северными городами США, такими как Бостон, которые «не сталкиваются с таким количеством связанных с климатом явлений, таких как ураганы, засухи и лесные пожары». В качестве примера результатов тепловой карты можно привести оценку стоимости комплекса коммерческой недвижимости «Сан-Хасинто-центр» в Остине, принадлежащего Cousins Properties Inc., которая упадет на 7% при сценарии, предполагающем пик выбросов примерно в 2040 году. И наоборот, 200 Clarendon St., офисное здание, принадлежащее Boston Properties Inc., при тех же условиях упадет всего на 2%.

Для базирующейся в Женеве компании Pictet Wealth Management наиболее эффективным способом количественной оценки воздействия изменения климата на инвестиции является рассмотрение правительственных целей в отношении выбросов углекислого газа. Затем компания рассчитывает, какое влияние эти обязательства окажут на спрос на ключевые ресурсы, такие как критически важные минералы, которые используются для производства возобновляемой или относительно чистой энергии. Затем оценивается влияние на цены таких материалов, как медь, никель и литий, а также учитываются такие факторы, как концентрация рудников в стране или любые изменения в технологии добычи. Более высокие затраты на эти исходные данные затем учитываются в моделях расчета прибыльности компании в качестве одной из переменных для определения справедливой стоимости ценных бумаг.

Поскольку компании тратят больше средств на переход к возобновляемым источникам энергии, их бюджеты на другие инвестиции будут все более ограничены. «Поскольку они собираются использовать часть своего денежного потока для финансирования своих капитальных расходов, вы принимаете это во внимание при составлении своих долгосрочных взглядов на ожидаемую прибыль», что в конечном итоге может повлиять на политику дивидендов или обратного выкупа, — говорит Александр Тавацци, глава компании. Главный инвестиционный офис Pictet Wealth Management.

Финансовые менеджеры говорят, что им еще предстоит пройти долгий путь, когда дело доходит до получения нужных им данных. Например, компания Lombard Odier Investment Managers разработала способ измерения состояния почвы в различных регионах для определения рисков для продовольственных систем и более широких цепочек поставок. Но, по словам Томаса Хоне-Спарборта, руководителя отдела исследований в области устойчивого развития, чтобы сделать эту информацию полезной, управляющему активами необходимо будет определить компании, поставляющие сельскохозяйственную продукцию из этих регионов. «Что вам нужно, так это перейти на уровень субрегиона или даже фермы», — говорит он. «Это такая степень раскрытия информации, которой сегодня не существует».

Авторы: Лиза Фам и Ишика Мукерджи, агентство Bloomberg

Перевод с англ. подготовлен порталом Allinsurance.kz