22
Пт, нояб

Целостное снижение рисков глобальной цепочки поставок

Saply chainХотя риски цепочки поставок застрахованы, многие продукты не покрывают перерывы в работе, не связанные с ущербом, и компании могут обнаружить, что они не покрываются задержками доставки, которые не связаны с физическим ущербом. В результате многие эксперты по рискам считают, что если страхование недоступно, то необходимо найти дополнительные целостные решения — в первую очередь для предотвращения убытков.

Ничего не делать - не вариант

Недавний опрос, проведенный британской ассоциацией управления рисками AIRMIC, показал, что «сбой цепочки поставок» занял 2-е место в списке 10 основных угроз, с которыми сталкивается бизнес, наряду с «геополитическим риском» и «климатом и переходом к нулевому балансу». Угроза № 1 — «киберинцидент, включая атаку программ-вымогателей».

Отдельный опрос, опубликованный Федерацией европейских ассоциаций управления рисками (FERMA), пришел к аналогичному выводу: «сбой цепочки поставок или распределения» был на втором месте в списке угроз, выявленных риск-менеджерами, после «киберугроз».

«Самые большие угрозы для бизнеса в 2022 году связаны или усугубляются глобальной пандемией и украинским кризисом: киберугрозы, сбои в цепочке поставок и сбои, геополитическая неопределенность и неуверенный экономический рост, особенно с увеличением стоимости сырья, энергии и проблемой об их доступности, а также об инфляции», — говорится в комментарии FERMA к европейскому опросу риск-менеджеров 2022 года.

Интересно, что у каждой из этих угроз есть компонент цепочки поставок.

Риск застрахован, но не всегда. Покрытие может быть дорогостоящим, и поэтому ключевое значение имеет упреждающее управление рисками. И страхователи, и их страховщики должны работать вместе, чтобы понять и купировать эти сложные риски, соглашаются специалисты отрасли.

«Страхование является неотъемлемой частью управления рисками цепочки поставок в мировой экономике», — говорится в опубликованном в 2020 году отчете Swiss Re sigma под названием «Снижение рисков в глобальных цепочках поставок: восстановление баланса для повышения устойчивости».

«Ряд страховых решений может и действительно способствует бесперебойному функционированию деловых и коммерческих транзакций как на национальном, так и на международном уровне, включая покрытие сбоев в цепочке поставок…», — говорится в отчете.

В то время как страховщики будут покрывать потери критически важного поставщика или поставщика уровня 1, они обычно не покрывают поставщика, который стоит за основным поставщиком, то есть поставщика уровня 2, объяснил Фредерик Джентиле, директор по управлению рисками в WTW. Джентиле сказал, что он столкнулся с несколькими очень редкими примерами, когда поставщики уровня 2 действительно указаны в полисе прерывания бизнеса.

Кроме того, многие имущественные полисы будут охватывать приостановку бизнеса только в случае физического ущерба в результате какого-либо события, такого как пожар, наводнение или ураган, пояснил он. «Однако, если происходят забастовки, такие как забастовка, которая вызывает задержки доставки, полис не распространяется на физическое событие, потому что нет ущерба».

Однако другие страховщики покрывают убытки от прерывания бизнеса без ущерба. Например, Tokio Marine Kiln (TMK) предлагает полис косвенных убытков и торговых нарушений, которую страховщик пишет с 1990-х годов.

Полис обычно вступает в силу примерно через 30 дней, а это означает, что TMK покрывает катастрофические задержки — шестимесячные сбои, — которые могут повлиять на бизнес, но не обычные «неровности на дороге», которые возникают в ходе обычного ведения бизнеса, сказал Хью Селка , андеррайтер Special Risks, во время презентации о цепочках поставок на ежегодной конференции AIRMIC 2022 в Ливерпуле.

Селка сказал, что TMK ожидает, что страховщики примут определенные меры по снижению рисков, прежде чем брать на себя риски, такие как множественные источники поставок, планы на случай непредвиденных обстоятельств с использованием альтернативных портов и создание запасов критически важных деталей.

«Если у вас есть двухмесячный запас, то мы можем с радостью структурировать наши полисы так, чтобы срабатывать после того, как ваш двухмесячный запас будет исчерпан, что снижает стоимость страховки».

Компания покрывает дополнительные расходы на транспортировку товаров после задержки, дополнительные расходы на поиск поставщиков у альтернативных поставщиков, штрафы за просрочку платежа и упущенную выгоду.

Селка вспомнил недавний иск о просроченных платежах в размере $15 000 в день. «На первый взгляд сумма не очень велика, но, в конце концов, задержка составила около трех месяцев. А это уже не так и мало, но именно поэтому мы здесь. Страховщику очень приятно иметь возможность помочь клиентам в подобных ситуациях».

В настоящее время ТМК наблюдает большой интерес к своему продукту для рисков дестабилизации торговли. «Клиенты звонят и говорят: «Можете ли вы застраховать меня от задержек в порту Лонг-Бич? Вы можете застраховать меня от войны на Украине? Ответ — «нет», потому что это уже произошло», — сказал он.

Но ТМК открыта для бизнеса для тех клиентов, которые более активно думают о рисках, с которыми сталкиваются их цепочки поставок, продолжил Селка.

«Мы открыты для клиентов, которые думают о своей цепочке поставок действительно конструктивно и целостно. И на самом деле, к тому времени, когда они приходят поговорить с нами, они, вероятно, уже проделали долгий путь по этому пути».

Кэролайн Вулли, директор и руководитель практики судебно-медицинской экспертизы Meaden & Moore в Великобритании и Европе, сказала, что страховщики могут быть готовы предоставить покрытие для прямых поставщиков, но должны быть осторожны в отношении накопления рисков, поскольку они также могут покрывать прямого поставщика в качестве первого застрахованного, а также его прямых поставщиков.

«Это накопление и взаимосвязь рисков действительно сложно понять с точки зрения страхования. С точки зрения данных и аналитики страховщики должны осознавать риски, с которыми они сталкиваются. Но если все будут работать вместе, чтобы попытаться изучить эту связь и накопление рисков, тогда мы начнем добиваться определенного прогресса», — сказала она во время панельной дискуссии AIRMIC, посвященной управлению нарушением цепочки поставок.

Менеджеры по управлению рисками цепочки поставок должны сначала изучить влияние цепочек поставок на свой бизнес, провести тестирование сценариев и часть управления рисками, а затем, конечно, страховая часть, надеюсь, сможет вписаться в процесс управления рисками, продолжила она.

Но Вулли признала, что иногда страховка стоит дорого, вспомнив разговор с риск-менеджером, чья компания удерживает 500 миллионов фунтов стерлингов (более $600 млн) через кэптив до того, как вступит в силу внешнее страховое покрытие.

По ее словам, вне зависимости от того, застрахован риск или нет, страхование привлекает внимание компании к тщательному рассмотрению претензий в цепочке поставок, объясняя это тем, что в прошлом большая часть этих убытков поглощалась операционными расходами, и компании приходилось брать на себя риски по приниципу: «Ну, всякое бывает».

С другой стороны, это окажет влияние на бизнес, даже если убытки не будут определены отдельно, сказала Вулли.

«По крайней мере, если это застраховано, люди отдельно определяют эти события, эти проблемы, эти потери и определяют их количественно. Итак, это одна хорошая вещь. Эти риски можно количественно оценить, и некоторые из них можно застраховать», — добавила она.

Вулли отметила, что обычные правила обеспечения непрерывности бизнеса могут не применяться после стихийного бедствия, которое нанесло ущерб обширным территориям. Там может отсутствовать телефонная связь, интернет, а возможность быстро перестроиться практически невозможно.

«Альтернативных помещений нет, потому что это случилось со всеми — это обширный ущерб. Кто будет платить за все смягчающие меры, предусмотренные вашим планом обеспечения непрерывности бизнеса? Если это страховой случай, надеюсь, страховка будет», — сказала она. В то время как прерывание бизнеса покрывается страхованием от материального ущерба, при разработке плана непрерывности бизнеса «вы все равно должны думать о событиях, не связанных с ущербом».

Вулли рекомендовала начинать с воздействия на бизнес любого серьезного сбоя, а затем смотреть на события извне, чтобы увидеть, какие из них можно застраховать.

Она подчеркнула, что во всем мире постоянно происходят убытки и постоянно происходят перебои в цепочках поставок, но важно учиться на успехах, глядя на прошлое, глядя в будущее, связывая с непрерывностью бизнеса и страховщиками. «Я человек, занимающийся претензиями, поэтому каждый день имею дело с реальными убытками. Не ждите, пока произойдет убыток, прежде чем оценивать риски и проверять свои полисы».

По словам Тома Тейшейры, партнера консультанта по вопросам управления Артура Д. Литтла, который также выступил во время панельной дискуссии AIRMIC, большая проблема заключается в том, чтобы попытаться понять масштаб проблемы цепочки поставок, а также финансовые и репутационные последствия, если произойдет разрушительное событие по цепочкам поставок. «Мы видим все больше и больше проблем со стороны советов директоров и исполнительных комитетов, чтобы сказать: «Послушайте, у нас есть риск цепочки поставок как один из наших ключевых рисков».

По мнению Swiss Re, страховые продукты для цепочки поставок включают:

Страхование прерывания деятельности (BI), которое обеспечивает покрытие риска сбоев в производственных процессах в результате физического повреждения у производителя. «В настоящее время потери BI обычно составляют 50-70 % от общих финансовых потерь, вызванных катастрофами в отношении физического имущества, большая часть которого не застрахована».

Страхование от непредвиденных перерывов в работе (CBI). «Страхование CBI возмещает компании понесенные дополнительные расходы и упущенную выгоду из-за прерывания хозяйственной деятельности в помещениях третьих лиц. Следовательно, определенные риски цепочки поставок могут быть покрыты CBI».

Страхование цепочки поставок. «Существует также покрытие для BI в результате сбоя или задержки в получении продуктов, компонентов или услуг от указанного поставщика или поставщика, но без физического повреждения имущества».

Страхование от прерывания бизнеса (NDBI). Страхование NDBI «покрывает такие события, как пандемии, забастовки, гражданские беспорядки или военные действия, и/или когда действия регулирующих органов, политический риск или стихийные бедствия (землетрясение, наводнение или извержение вулкана и т. д.) приводят к значительной задержке или сбою в получении продуктов или услуги от поставщика».

Swiss Re отмечает, что решения NDBI могут иметь разные подходы к возмещению убытков, включая возмещение убытков на основе фактических убытков, аналогично устоявшейся практике BI; параметрические (индексные) решения, основанные на объективном показателе и шаблонной выплате; гибридные решения с двойными триггерами, в которых возмещение основано на последовательности двух или более объективных событий или, возможно, поэтапных заранее определенных выплатах.

Тейшейра рассказал, что он участвовал в опросе генеральных директоров после COVID-19 и что неожиданным открытием стало то, что многие руководители были застигнуты врасплох «скоростью» сбоев в цепочке поставок во время COVID. Они были удивлены тем, как быстро проблема распространилась по всей цепочке поставок и повлияла на их бизнес.

«Никто не был готов к тому, что мы видели с точки зрения COVID и скорости, с которой все изменилось. Даже люди в индустрии рисков и страхования, которые обсуждали эти риски, не думали, что это будет иметь такие глобальные последствия», — согласилась Вулли.

После двух пожаров в японских полупроводниковых компаниях Адриан Оксли, главный инженер подразделения Semiconductor/Digital страховой компании FM Global, который также выступил на мероприятии AIRMIC, сказал, что «удивительно видеть», как инциденты в цепочке поставок распространяются на многие отрасли, и как цепочки поставок «настолько неразрывно связаны».

Технологические инструменты

Технологии играют жизненно важную роль в обеспечении управления рисками цепочки поставок и смягчении их последствий для страховщиков и страхователей.

«Глобальные цепочки поставок десятилетиями оттачивались, чтобы сосредоточиться на эффективности и рентабельности. В последнее время, с ростом торговой напряженности и кризисом COVID-19, соображения устойчивости и управления рисками стали более распространенными», — говорится в отчете sigma, выпущенном Swiss Re.

«Цифровые технологии позволяют лучше понять цепочку поставок с точки зрения выявления, оценки и мониторинга рисков», — заявили в Swiss Re.

«Например, сквозная платформа данных может иметь большое значение для снижения операционных рисков за счет обеспечения безопасности данных и обмена важной информацией со всеми заинтересованными сторонами в цепочке поставок», — говорится в отчете.

Примеры технологий, используемых для снижения рисков в цепочке поставок, включают недорогие сенсорные решения и аналитику больших данных.

Некоторые компании берут дело в свои руки, применяя собственные датчики для отслеживания цепочек поставок. Одним из примеров является немецкая судоходная компания Hapag-Lloyd, которая планирует оборудовать все свои контейнеры устройствами слежения посредством Интернетом вещей (IoT) в режиме реального времени, предоставляя клиентам полную информацию о перемещении любого контейнера.

«Устройства смогут передавать данные в режиме реального времени из каждого контейнера и тем самым сделают цепочку поставок более прозрачной и эффективной», — написал Hapag-Lloyd в заявлении в апреле 2022 года. «Они могут предоставлять данные о местоположении на основе GPS, измеряйте температуру и отслеживайте любые внезапные удары по контейнеру». Проект будет завершен в 2023 году.

«Развитие экосистем цифровых цепочек поставок открывает новые возможности для страхования. Они позволяют сопоставлять структурированные и неструктурированные данные, позволяют находить партнеров на рынке по запросу для покупателей и продавцов, а также создают инфраструктуру для доставки цифровых продуктов», — констатирует Swiss Re.

По словам Swiss Re, это позволит страховщикам предлагать управление рисками как услугу для снижения рисков цепочки поставок.

Опубликовано в журнале Carrier Management

Перевод с анг. подготовлен порталом Allinsurance.kz