Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил способы борьбы с невнимательностью за рулем.
Ежегодно в результате ДТП погибают 1,3 млн человек по всему миру. Еще от 20 до 50 млн получают травмы, такова статистика Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Среди основных и очевидных факторов риска, таких как превышение скорости, вождение в состоянии опьянения, игнорирование ремней безопасности, ВОЗ также упоминает невнимательность водителя при управлении.
Важность этого фактора подтверждают результаты исследования, проведенного в канадских травмпунктах. Опрос наблюдавшихся там водителей показал, что почти 18% пациентов, травмированных в ДТП, отвлеклись от управления автомобилем. 48% признались, что ранее едва не попали в аварию потому, что были невнимательны за рулем. Автор «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов посвятил одну из статей своего проекта вопросу опасного вождения и предложил решение, которое поможет искоренить такое поведение среди российских автомобилистов.
Беспечный едок
По данным Госавтоинспекции МВД России, почти половина водителей в стране отвлекается от дороги во время движения. Причем 70% из них самонадеянно утверждают, что это не мешает им контролировать ситуацию. Многочисленные исследования доказывают обратное.
В 2020 году две крупнейшие общественные организации автомобилистов ADAC и ÖAMTC провели совместный эксперимент. Они предложили 45 участникам проехать несколько кругов по специальным тестовым трассам сначала без отвлекающих факторов, а потом с дополнительными заданиями. Части водителей предлагалось достать из бардачка пачку салфеток, вытащить одну и передать ее пассажиру на заднем сидении.
По данным Госавтоинспекции МВД России, почти половина водителей в стране отвлекается от дороги во время движения
Совершая простую манипуляцию, две трети участников эксперимента выезжали на встречную полосу на 1,5–2,6 секунды. Кроме того, испытуемые отводили взгляд от дороги в среднем на 3 секунды, из-за чего проезжали около 35 метров вслепую. На тестовой трассе обошлось без жертв, а вот в реальности именно на этом участке дороги мог оказаться пешеход или другой автомобиль, что неминуемо привело бы к ДТП.
По данным экспертного центра «Движение без опасности» и аналитического центра НАФИ, значительная часть водителей не видит проблемы в том, чтобы наносить макияж прямо во время движения, а также пить и есть. В этот момент они не только отвлекаются от движения, но и убирают с руля одну, а иногда и обе руки. В случае с перекусом все еще серьезнее: есть риск подавиться пищей или жидкостью. В такой ситуации автомобиль на время полностью лишается управления.
Оценив последствия отвлекающих факторов за рулем, французские законодатели ввели целый перечень соответствующих штрафов. За громкую музыку в салоне, поедание бургера или нанесение макияжа даже во время пребывания в пробке водители получают штраф в размере 75 евро. Еще дороже, в 135 евро, им обходится использование наушников за рулем. Причем эта мера не кажется достаточно строгой, если учесть реальные риски от устройств, блокирующих слух, на дороге. Не только во Франции, но и в Испании наушники за рулем строго запрещены, а в Австралии водителя ждет штраф, если полицейский признает устройство источником отвлечения внимания от дороги.
Звуки улицы
«Звук играет жизненно важную роль в нашей способности понимать обстановку. Очень часто мы слышим, что нечто важное происходит рядом с нами, раньше, чем видим это. Хотя наушники могут быть полезны во многих обстоятельствах, на дороге они способны блокировать значимые звуковые сигналы. Это означает, что мы можем не заметить близость транспортных средств и других участников движения», — уверена профессор слуховой когнитивной нейробиологии Университетского колледжа Лондона Мария Чейт.
А если при использовании наушников водитель начнет переключать трек в смартфоне, то взгляд с дороги переместится на экран, а руки окажутся на гаджете, а не на руле. Это может стать причиной аварии. Но даже если водитель избегает перекусов, не наносит макияж и не слушает музыку в наушниках, вождение все равно может считаться безответственным, например из-за неправильной обуви.
Исследование компании Ford показало, что российские водители не придают должного значения рискам, которые появляются при ношении неправильной обуви за рулем
Опасные шлепанцы
Тысячи аварий каждый год происходят из-за так называемой педальной ошибки. Так называют ситуации, когда нога соскальзывает с одной педали и давит на другую. Зачастую их возникновению способствует неправильная обувь: сланцы, тапки, босоножки на танкетке, туфли на высоких каблуках, сапоги с толстой подошвой. Сланцы легко спадают с ноги, шпильки создают дополнительную нагрузку на стопы, а в резиновых сапогах вовсе невозможно различить границы педалей.
Исследование компании Ford показало, что российские водители не придают должного значения рискам, которые появляются при ношении неправильной обуви за рулем. 13,2% респондентов заявили, что водят в шлепанцах, хотя из-за них тормозной путь увеличивается на 0,13 секунды — это 3,5 метра при скорости 97 км/ч. 5,7% респондентов давят на педали босыми ступнями, не думая о том, как отсутствие подошвы скажется на силе нажатия. Еще больше россиян, 32,9%, вообще не обращают внимания на то, в какой обуви управляют автомобилем.
Чтобы ограничить вождение в ненадлежащей обуви, в Испании водителям запретили управлять машиной в шлепанцах, туфлях на высоком каблуке и танкетке. Штраф за нарушение этого правила может достигать 200 евро (17 тыс. рублей). Строгие меры привели к впечатляющим результатам: за десятилетие число ДТП в стране сократилось на 44%.
Большие перемены
Приучать к ответственному поведению водителей необходимо с автошкольной скамьи, однако именно новички за рулем зачастую демонстрируют наибольшую ответственность. Автолюбители с многолетним опытом, а также те, для кого вождение стало профессией, отвлекаются от дороги значительно чаще, утверждают в «Движении без опасности». Непоколебимая уверенность в собственном мастерстве нередко оборачивается для них трагедией.
«Для профилактики нарушений целесообразно проводить рейды для выявления нерадивых водителей. Особенно это касается водителей такси и грузопассажирского транспорта. Они отвечают не только за себя и членов своей семьи, но и за пассажиров», — рассказала РБК руководитель аналитического отдела экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко.
Но сегодня привлечь автомобилиста к ответственности за опасное поведение не так просто. В России действует запрет только на использование за рулем смартфона, за исключением средств, которые позволяют вести разговор без использования рук. Административная ответственность за другие опасные действия не предусмотрена.
В частности, штрафовать за прием пищи и нанесение макияжа во время вождения
Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает властям внедрить законодательные меры, которые могли бы побудить водителей устранять все отвлекающие факторы. В частности, штрафовать за прием пищи и нанесение макияжа во время вождения.
«Отсутствие запрета на такие действия формирует в гражданах, находящихся в спешке, плохую и опасную привычку заниматься посторонними делами за рулем. Четко обозначенная позиция закона — отвлекаться на еду и макияж запрещено из соображений безопасности — сможет изменить поведение в обществе. И тогда даже торопящиеся водители будут парковаться, прежде чем перекусить или поправить внешний вид», — уверен Дмитрий Давыдов.
Автор проекта предлагает запретить вождение в опасной обуви или босиком, а также использование наушников за рулем. Административная ответственность за такие нарушения сократит случаи попадания в ДТП из-за человеческого фактора и сделает дороги России безопаснее для всех участников движения. Дмитрий Давыдов предлагает законодателям вписать соответствующую норму в российские законы и правила дорожного движения и надеется, что государство окажет поддержку этой инициативе.
В ноябре 2021 года Дмитрий Давыдов обратился со своими предложениями в Совет Федерации, где их перенаправили в министерство юстиции и министерство внутренних дел. Ведомства сообщили, что изучили информацию и приняли ее к сведению, однако спустя без малого полгода никаких действий так и не последовало. Дмитрий Давыдов предлагает законодателям вернуться к предложенной теме и вписать норму об административной ответственности за нарушения водителей в российские законы и правила дорожного движения. Автор «20 идей по развитию России» надеется, что государство окажет поддержку в этом начинании, способном качественно улучшить ситуацию на дорогах страны.
Источник: РБК