Военная спецоперация России на Украине серьезно усугубит сбои в цепочках поставок, а также рост цен на сырье и энергоносители, которые и без того бросают вызов европейским компаниям. Отклонение рейсов из Азии и жесткое ограничение страхового покрытия торговли в регионе по мере углубления кризиса сделают торговлю еще более сложной.
Таковы выводы Криса Роджерса, экономиста по цепочкам поставок Flexport, американской технологической платформы для глобальных цепочек поставок, судоходства и логистики.
По словам Роджерса, основные последствия конфликта в Украине в сочетании с санкциями против России со стороны международного сообщества вызовут дальнейшие сбои в цепочках поставок и снизят возможности для международных покупателей.
В свою очередь, цены на сырьевые товары, вырастут, что может еще больше усугубить продолжающуюся глобальную инфляцию в цепочке поставок.
Наиболее значительным экспортом из России в 2021 году были сырая и рафинированная нефть (36,5% от общего объема экспорта), природный газ (12,7%) и изделия из железа и стали (6,6%). Для Украины зерновые и бобовые составляют 34,6% экспорта, а железо и сталь - 26,0%.
Роджерс сказал, что существует по крайней мере четыре основных области риска: физическая доступность товаров; быстро растущие цены на товары; физическое нарушение логистических сетей; и расширение санкций в сочетании с потерей надлежащего страхового покрытия, что усложнит таможенную деятельность и деятельность по выставлению счетов.
«Физическая доступность товаров, которые производятся и экспортируются из Украины и России, может быть прервана конфликтом. Потоки природного газа в Европу могут оказаться особенно важными, учитывая, что, согласно данным Евростата, в 2020 году на Россию приходилось около 46% импорта природного газа в ЕС из-за пределов стран-членов ЕС. Большая часть этого объема поставляется по трубопроводам, которые проходят через Украину», — сказал Роджерс.
Быстрое влияние вторжения на мировые цены на сырье усилит существующее инфляционное давление в цепочке поставок. Цены на сырую нефть выросли до самого высокого уровня с 2014 года после того, как Саудовская Аравия заявила, что не будет пытаться компенсировать сокращение российского экспорта расширением поставок.
Данные Международного валютного фонда показывают, что цены на нефть за три месяца до января 2022 года были на 67,6% выше, чем за тот же период годом ранее.
По словам Роджерса, цены на природный газ, которые исторически были привязаны к нефти из-за характера долгосрочных газовых контрактов, выросли еще быстрее.
За последние три месяца основные цветные металлы выросли на 10% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Сообщается, что цены на пшеницу до 31 января близки к самому высокому уровню с 2013 года по сравнению с годом ранее.
Третья область риска, выявленная Роджерсом, связана с физическим нарушением работы логистических сетей. «Воздушные перевозки грузов из Азии в Европу уже начались в обход зоны потенциального конфликта. Хотя доступность бункерного топлива не может быть ограничена напрямую, повышенный уровень цен на нефть, как сообщается, оказал косвенное влияние на цены на бункерное топливо», — сказал он.
«Стоимость страхования судоходства в регионе может увеличиться или может быть ограничена покрытием, поскольку Объединенный комитет по военным рискам Lloyd’s Market Association уже включил украинские и российские воды в Черном и Азовском морях в зону риска. Существует также потенциальный риск кибербезопасности, который может включать логистические фирмы в качестве побочного ущерба», — сказал экономист по цепочке поставок.
Кроме того, расширение санкций усложнит таможенную деятельность и выставление счетов, особенно компаниям, занимающимся производством энергии и металлов. «В крайнем варианте из системы платежей Swift могут быть исключены широкие части российской экономики», — заключил Роджерс.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz