По словам Виктора Мейера, главного операционного директора Supply Wisdom, американского консультанта по управлению рисками, эскалация военной напряженности между Россией и Украиной подчеркнула важность местоположения для управления рисками третьих сторон.
Для некоторых секторов, таких как авиация, в Украине существуют значительные и прямые риски из-за закрытия воздушного пространства Украины и прекращения страхового покрытия авиации в стране. По словам консультанта по рискам Russell Group, это особая проблема для украинских операторов и малобюджетных авиакомпаний с маршрутами в регионе.
Однако для большинства компаний воздействие на Украину менее очевидно и обычно сосредоточено на цепочках поставок и третьих сторонах. По словам Мейера, эти риски усугубляются глобальным кризисом цепочки поставок, который назревал два десятилетия и лишил всех избыточных мощностей с точки зрения услуг и физических цепочек поставок.
«Это сделало цепочки поставок более хрупкими, и основное внимание уделялось почти исключительно затратам и эффективности. Следовательно, меньше внимания уделяется рискам и еще меньше — локациям», — сказал он во время вебинара, посвященного геополитическим проблемам управления рисками третьих сторон в Украине.
«Переезд в более дешевые места почти всегда подвергает компании повышенному риску стихийных бедствий и политической нестабильности. Расположение также имеет значение с точки зрения концентрации риска, если в этом месте базируется большее количество критически важных служб», — добавил он.
Еще в 2014 году, когда Россия присоединила Крымский полуостров, было гораздо меньше прозрачности в цепочках поставок, сказал Мейер, который в то время возглавлял управление рисками третьих сторон в Deutsche Bank. «Было несколько неожиданно то, что мы обнаружили, и я не думаю, что мы были в этом одиноки», — сказал он.
«Мы столкнулись с перебоями в обслуживании из-за того, что персонал не хотел приходить, а также из-за контакта с поставщиками не только в Украине, но и в Санкт-Петербурге в России. И когда мы посмотрели на их резервные площадки, они были расположены в столь же незащищенных районах Восточной Европы, поэтому потребовалось масштабный перенос этих подразделениц обратно в США, что заняло несколько месяцев», — добавил Мейер.
По словам Мейера, энергетика находится на стыке текущих рисков кризиса в России и Украине. Европа зависит от российского газа, который обеспечивает почти 40% ее поставок по сравнению с 5%, поступающими из США. Однако у России есть и другие рынки. Она экспортирует углеводороды по всему миру, которые обеспечивают жизненно важные резервы иностранной валюты. Россия также тесно связана с Китаем.
Украина также является самой большой страной в ЕС по географическому положению. Страна имеет самые большие запасы урана и вторые по величине запасы железной руды, титана и марганца. Она также имеет самые пахотные земли в Европе. Есть много ресурсов и экспорта, связанных со страной.
Воздействие может быть и на соседние страны. Например, рейтинг геополитического риска для Румынии от Supply Wisdom вырос за последний квартал с 4,8 до 5,30.
«Если бы я был начальником службы безопасности фирмы, связанной с Украиной, я бы решительно принял меры, чтобы избавиться от этого воздействия только из-за киберриска», — сказал Мейер. «Но есть осознание того, что необходимо учитывать риск местоположения, наряду с кибер- и финансовым риском».
«Есть срочные шаги, которые компании могут предпринять, чтобы попасть в рамки «выявление, мониторинг и реагирование», — продолжил Мейер.
Это включает в себя определение поставщиков и третьих сторон, работающих в регионе, а также любые зависимости от четвертых сторон и определение конкретных городов, в которых базируются дочерние компании или поставщики. Мейер посоветовал фирмам следить за этими поставщиками и третьими сторонами, а также за тем, насколько они важны для операций.
Что касается ответа, Мейер посоветовал ограничить все поездки в Украину, уделяя пристальное внимание изменениям в государственной политике и обновляя планы обеспечения непрерывности бизнеса для создания альтернативных мест.
По словам Мейера, зрелые фирмы изучают эти места и создают комитеты по управлению для оценки воздействия и риска концентрации в определенных местах на переднем крае. «Поэтому, прежде чем они войдут в новое место, они могут увидеть, как это повлияет на их текущее воздействие. А затем, благодаря постоянному мониторингу, они могут диверсифицироваться, чтобы избежать возникающих рисков до того, как они произойдут», — сказал он.
«Конечно, будут быстро наступающие события, но вы берете на себя так много риска благодаря упреждающему подходу», — добавил он.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz