22
Пт, нояб

Возникающий риск пандемии COVID-19: пилоты, потерявшие навык, совершают ошибки в полете

avialini15 сентября индонезийский авиарейс с 307 пассажирами и 11 членами экипажа, направлявшийся в северный город Медан, на мгновение свернул с взлетно-посадочной полосы после приземления, что вызвало расследование со стороны регулятора безопасности транспорта страны. Выяснилось, что за предыдущие 90 дней пилот налетал менее трех часов. Первый пилот вообще не летал с 1 февраля.

Инцидент подчеркивает растущий риск пандемии коронавируса: пилоты не получают достаточно возможностей для полетов, потому что авиакомпании припарковали самолеты и сократили объем операций из-за падения спроса на авиаперелеты, считает агентство Bloomberg.

В своем предварительном отчете Национальный комитет по безопасности на транспорте Индонезии заявил, что из-за пандемии стало труднее поддерживать профессиональные навыки и опыт пилотов. Самолетом Lion Air, инцидент с участием которого расследуется, был Airbus SE A330, один из 10 самолетов авиакомпании. Поскольку у Lion Air нет симулятора для A330, ее пилоты проходят обучение на сторонних объектах в Индонезии, Малайзии и Сингапуре. Ограничения на поездки из-за Covid-19 затруднили доступ к ним.

«Регулярные полеты заставляют вас сосредоточиться на процессе полета», - сказал Мохан Ранганатан, консультант по авиационной безопасности, который был советником Генерального директората гражданской авиации Индии. «Отсутствие полетов в течение столь длительного времени вызывает некоторое самоуспокоение. Добавьте потерю дохода, неуверенность в работе или будущем авиакомпании, что создает дополнительный стресс. С повышением уровня стресса профессионализм пилотов падает».

Аналитическая компания Cirium сообщает, что почти треть всех пассажирских самолетов в мире остается на хранении, припаркованных в центре Австралии и в пустыне Мохаве в США. Несмотря на то, что на более крупных рынках, таких как Китай, наблюдается оживление внутренних поездок, международные перевозки находятся далеко от уровня, предшествующего пандемии, из-за пограничных ограничений и обязательного карантина, что является большим сдерживающим фактором для путешественников. Тысячи пилотов были отправлены в отпуска или уволены, а те, кто все еще работает, летают намного меньше, потому что на перелеты мало спроса.

Возвращение в эксплуатацию Max 737 Boeing Co. может добавить еще один уровень опасности. Эксплуатация самолета была остановлена во всем мире в марте 2019 года после двух смертельных аварий, но в прошлом месяце полеты этого авиалайнера были разрешены Федеральным управлением гражданской авиации США с обширным пакетом исправлений.

«Для некоторых пилотов, которые специализируются на управлении моделью Max, в зависимости от того, где они находятся и от их рабочего состояния, остановка эксплуатации может вызвать дополнительные проблемы», - сказал Шукор Юсоф, основатель авиационной консалтинговой фирмы Endau Analytics в Малайзии. «Тем не менее, это то, над чем Boeing уже работает, и у них есть команды, которые помогают своим клиентам на протяжении всего этого процесса».

Высокопоставленный европейский чиновник по безопасности полетов также назвал потерб профессиональных навыков пилотов возможным фактором крушения самолета компании «Пакистанские международные авиалинии» в Карачи в мае, в результате которого погибли все, кроме двух, из 99 человек на борту. В инциденте на взлетно-посадочной полосе с Lion Air никто не пострадал.

«Похоже, что пилоты не так уверенно, как следовало бы, выполняли свои полеты», - сказал в сентябре исполнительный директор Агентства авиационной безопасности Европейского Союза Патрик Ки относительно полета PIA. «Если вы не летали три месяца, шесть месяцев, вам нужно как-то переучиться, чтобы вернуться к работе».

Эту озабоченность разделяют и другие. На мероприятии в октябре глава центрального банка Сингапура Рави Менон рассказал о продолжающемся влиянии Covid-19 на авиационную промышленность и пилотов, которые не летали в течение длительного времени. «Это не похоже на возвращение к работе после двухмесячного отпуска. Когда у вас возникает двухлетний перерыв, это совсем другое», - сказал он.

В своем предварительном отчете об инциденте с Lion Air органы безопасности Индонезии изложили опыт пилотов, выводы по состоянию самолета, погодные условия и посадку. Командиром самолета был 48-летний летный инструктор Airbus A330 с налетом около 17 000 часов; 46-летний старший офицер, работавший капитаном в Thai Lion Air до переезда в Индонезию в марте, имел такое же количество часов налета.

На подходе рейс 208 запросил смену взлетно-посадочной полосы из-за штормовой погоды. На высоте около 300 метров первый помощник передал управление пилоту. Затем он заметил, что самолет приближается к левому краю взлетно-посадочной полосы, и сказал пилоту откорректировать положение самолета. После касания с землей была нажата правая педаль руля направления, но левая основная стойка шасси все-таки вылетела за пределы асфальта, разбив два фонаря взлетно-посадочной полосы.

В отчете отмечается, что в мае Генеральное управление гражданской авиации Индонезии выпустило циркуляр о проверке квалификации пилотов во время пандемии с некоторыми исключениями и продлениями, разрешенными из-за ограничений на время полета. Однако в циркуляре не содержится подробных инструкций для авиакомпаний о том, как им следует действовать в рамках этих исключений.

В интервью Bloomberg Television на прошлой неделе вице-президент Международной ассоциации воздушного транспорта по Азиатско-Тихоокеанскому региону Конрад Клиффорд сказал, что отраслевая группа занимается созданием специальных «пузырей для путешествий», чтобы пилоты могли получить доступ к симуляторам и могли оставаться в курсе событий. «Я рад сообщить, что правительства что-то делают с этим», - сказал он.

Кроме того, Международная организация гражданской авиации призвала к тому, чтобы летные экипажи были признаны ключевыми сотрудниками и могли использовать «пузыри для путешествий» и получать доступ к учебным объектам, включая тренажеры, чтобы поддерживать уровень квалификации, опыт и знания.

Ян Ченг, старший вице-президент по полетам в Scoot, бюджетном авиаперевозчике Singapore Airlines Ltd., сказал, что его пилоты постоянно участвуют в сессиях и встречах на симуляторах, чтобы узнать о последних событиях. «Из-за небольшого количества полетов очень важно поддерживать высокий уровень квалификации», - сказал он.

По словам Ранганатана, пилотам потребуется около месяца регулярных полетов, чтобы вернуть свою уверенность и уровень навыков, а также много тренировок.

«Когда вы не сосредоточены, принятие решения может откладываться», - сказал он. «Всего несколько секунд могут иметь значение для безопасного полета или аварии».

Подготовлено порталом Allinsurance.kz