Некоторые происшествия влекут за собой не только людские жертвы и большой материальный ущерб, но и сильные изменения в климате, флоре и фауне. В данной статье мы расскажем о десяти самых крупных экологических катастроф мира, которые привели не только к большим человеческим жертвам, но и чудовищным последствиям для природы.
- Выброс нефти из-за аварии на танкере «Престиж»
- Крушение танкера Эксон Валдез
- Бхопальская катастрофа
- Авария и пожар на химической фабрике «SANDOZ»
- Лондонский смог 1952-го года
- Катастрофа на химическом заводе в Фликсборо
- Гибель Аральского моря
- Пожар на нефтедобывающей платформе Piper Alpha
Экологическими называют катастрофы, которые не только уносят жизни людей, но и приводят к достаточно плачевным последствиям для окружающей среды. Как правило, такие катастрофы являются результатом деятельности человека. Ведь развитие современных технологий, в частности в энергетике, дает не только ощутимые материальные блага, но и при неумелом использовании могут привести к чудовищным последствиям.
ВЫБРОС НЕФТИ ИЗ-ЗА АВАРИИ НА ТАНКЕРЕ «ПРЕСТИЖ»
Однокорпусный танкер «Престиж», который шел под багамским флагом был изначально предназначен для транспортировки сырой нефти, построен на верфи Hitachi и сдан в эксплуатацию 1 марта 1976 года.
Когда танкер проходил Бискайский залив 13 ноября 2002-го года, он попал в сильный шторм неподалеку от берегов Галисии. Из-за полученных повреждений появилась трещина длинной в тридцать пять метров, что привело к утечке мазута в размере 1000 тонн в сутки.
Ситуацию ухудшило то, что береговые власти Испании отказали судну зайти в ближайший порт. Вместо этого была предпринята попытка отбуксировать танкер в один из портов Португалии, однако местные власти также ответили отказом. В результате судно отбуксировали в море.
Окончательная гибель корабля произошла 19 ноября. Он просто раскололся на две части и его останки погрузились на дно, на глубину около 3700 метров. Из-за того, что повреждения было невозможно устранить, и нефть было невозможно перекачать, в море вылилось более 70 миллионов литров нефти. Образовавшееся пятно растянулось на тысячи километров вдоль береговой линии, что нанесло непоправимый ущерб флоре и фауне.
Этот разлив нефти стал самым серьезным экологическим бедствием на побережье Европы. Ущерб от происшествия был оценен в четыре миллиарда евро, а для ликвидации его последствий пришлось задействовать триста тысяч добровольцев.
КРУШЕНИЕ ТАНКЕРА ЭКСОН ВАЛДЕЗ
Нефтяной танкер Эксон Валдез отплыл из терминала в Валдизе (Аляска) 23 марта 1989 года в 21:12, и направился в Лонг-Бич (Калифорния), через пролив Принца Вильгельма. Танкер был полностью загружен нефтью. Лоцман провел его через Валдиз, и после этого передал контроль над судном капитану, который этим вечером выпивал спиртные напитки.
Для того чтобы избежать столкновения с айсбергами капитан Джозеф Джефри Хейзвулд отклонился от выбранного курса, о чем оповестил береговую охрану. Получив соответствующее разрешение капитан изменил курс и в 23 часа оставил рубку, передав управление кораблем своему третьему помощнику и матросу, которые уже отстояли одну вахту не получив после неё полагающихся шести часов отдыха. Непосредственно судном на тот момент управлял автопилот, который вел корабль по навигационной системе.
Перед тем как оставить рубку, капитан оставил своему помощнику указание повернуть в тот момент, когда корабль окажется на траверзе острова две минуты выше. Несмотря на то, что помощник отдал рулевому соответствующий приказ, он был либо поздно озвучен,
либо выполнен с промедлением. Это привело к тому, что 24 марта 00:28 корабль столкнулся с Блайт-рифом.
Это привело к тому, что в море вытекло 40 миллионов литров нефти, хотя некоторые экологи утверждают, что реальная утечка была намного выше. Пострадало 2400 километров побережья, что позволяет это происшествие одной из самых страшных экологических катастроф.
БХОПАЛЬСКАЯ КАТАСТРОФА
Происшествие в Бхопале считается одной из самых страшных экологических катастроф в мире из-за того, что оно привело к гибели восемнадцати тысяч человек и огромному урону для окружающей среды.
Постройку химического завода в Бхопале осуществляла дочерняя компания Union Carbide Corporation. Изначально предприятие предназначалось для производства пестицидов, которые будут использоваться в сельском хозяйстве. Планировалось, что часть химикатов завод будет импортировать, однако для того чтобы конкурировать с аналогичными предприятиями, было решено перейти к более сложному и опасному производству, которое позволяло обойтись без иностранного сырья.
В июле 1984-го года, планировалось продать предприятие, поскольку из-за неурожаев спрос на его продукцию серьезно снизился. Из-за недостаточного финансирования, работа продолжалась на оборудовании, которое не соответствовало нормам безопасности.
В момент катастрофы завод выпускал популярный в то время инсектицид Севин, который появляется в результате реакции метилизоцианата с альфа-нафтолом в среде четыреххлористого углерода. Метилизоцианат хранился в трех емкостях общей емкостью примерно в 180 тысяч литров жидкости, которые были частично вкопаны в землю.
Причиной аварии стал резкий выброс паров метилизоцианата, который нагрелся выше температуре кипения, из-за чего произошел разрыв аварийного клапана. Из-за этого произошел выброс сорока двух тонн ядовитых паров, образовав облако, которое накрыло площадь радиусом в два километра от завода, и в частности накрыл железнодорожный вокзал и жилые районы.
Из-за несвоевременного информирования населения и нехватки медперсонала в первый же день умерло около пяти тысяч людей. Еще тринадцать тысяч умерло в течение нескольких лет, из-за последствия выброса в атмосферу ядовитых паров.
АВАРИЯ И ПОЖАР НА ХИМИЧЕСКОЙ ФАБРИКЕ «SANDOZ»
1 ноября 1986 года, произошла одна из самых страшных экологических катастроф в мире, которая привела к чудовищным последствиям для живой природы. Химический завод, находящийся возле швейцарского города Базель, на берегу реки Рейн, занимался производством различных сельскохозяйственных химикатов. Из-за пожара в реку было сброшено около тридцати тонн ртути и пестицидов.
В результате попадания химикатов в воду Рейн покраснел, а людям, проживающим на побережье, было запрещено выходить из дома. В некоторых городах ФРГ пришлось закрыть водопроводы и использовать только ту воду, которая привозилась в цистернах. Кроме того, погибло около полумиллиона рыб и представителей речной фауны, также полностью вымерли некоторые виды. Программа, нацеленная на то, чтобы сделать воды Рейна пригодными для купания, рассчитана до 2020-го года.
ЛОНДОНСКИЙ СМОГ 1952-ГО ГОДА
В начале декабря 1952 года на Лондон опустился холодный туман, из-за чего горожане начали активно использовать уголь для отопления помещений. Поскольку в Британии
после войны использовали низкокачественный уголь, в котором содержалось много серы, при сгорании образовывалось много дыма, в составе которого был диоксид серы. Также определенный вклад в загрязнение воздуха внес автотранспорт, который только недавно начал активно использоваться в Лондоне, а также работа нескольких угольных электростанций. Также загрязненный воздух из индустриальных районов Европы приносил ветер, который дул со стороны канала Ла-Манш.
Поскольку туманы в Лондоне не редкость, то реакция горожан на происходящее была достаточно спокойной. Но последствия этого происшествия были достаточно печальными. По данным статистики респираторные заболевания получило более ста тысяч человек, из которых погибло около двенадцати тысяч.
Это происшествие считается одним из самых страшных случаев загрязнения воздуха и привело к серьезным изменениям в отношение к экологическим исследованиям, влиянию чистоты воздуха на здоровье человека. На сегодняшний день это происшествие считается одной из самых крупных катастроф в Англии.
КАТАСТРОФА НА ХИМИЧЕСКОМ ЗАВОДЕ В ФЛИКСБОРО
Завод «Нипро», располагающийся в городе Фликсборо занимался производством аммония. В его хранилищах находилось до двух тысяч тонн циклогексана, более трех тысяч тонн циклогексанона, около четырех тысяч тонн капролактама, две с половиной тысячи тонн фенола и других химических веществ.
Шаровые резервуары и другие технологические емкости были недостаточно заполнены, что серьезно повышало взрывоопасность. Кроме того, множество легкогорючих материалов находилось в заводских установках при повышенных температуре и давлении. В частности, производственная установка по окислению циклогексана содержала в себе примерно пятьсот тонн легковоспламеняющейся жидкости.
Кроме того, из-за стремительных темпов роста производства система защиты от пожаров достаточно быстро утратила свою эффективность. Инженеры на производстве часть отступали от технологического регламента и начали игнорировать нормы безопасности под давлением руководства.
1 июня 1974 года в 16:53 завод сотряс мощный взрыв. Пламя охватило производственные помещения, а ударная волна прошлась по окрестным селениям и городкам, срывая крыши с домов, разбивая окна, нанося людям увечья, что привело к гибели 55 человек. Мощность взрыва была примерно равна действию 45-ти тонного заряда тротила.
Кроме того, из-за взрыва появилось крупное облако ядовитых газов, что привело к необходимости эвакуации жителей находящихся возле завода населенных пунктов.
Общий ущерб от катастрофы составил 36 миллионов фунтов стерлингов, что является самым сильным ударом по английской промышленности.
ГИБЕЛЬ АРАЛЬСКОГО МОРЯ
Высыхание Аральского моря является одной из наиболее известных экологических катастроф, произошедших на территории бывшего Советского Союза. Изначально этот водоем считался четвертым по размеру озером в мире.
Из-за неправильного проектирования сельскохозяйственных каналов, которые забирали воду из рек Амударья и Сырдарья, питавших Аральское море, начиная с 1960-го года, озеро отступило от берега, обнажив дно покрытое пестицидами, химикатами и солью. Это привело к быстрому испарению воды. В частности в период с 1960 по 2007 год Аральское море потеряло тысячу кубических километров воды, и его размеры составляют менее 10% от изначального.
Из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в Аральском море, выжило только 38.
ПОЖАР НА НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПЛАТФОРМЕ PIPER ALPHA
Катастрофа, произошедшая 6 июля 1988 года на платформе Piper Alpha, которая использовалась для добычи нефти и газа считается крупнейшей в истории добычи природных ископаемых. Из-за того, что действия персонала были недостаточно продуманными и нерешительными, при пожаре погибло 167 человек из 226, находящихся в этот момент на платформе. Кроме того, из-за того, что подачу по трубам углеводородов удалось прекратить не сразу, пожар долгое время поддерживался и становился только сильнее.
Застрахованные потери из-за этой катастрофы составляют 3,4 миллиарда долларов, при этом не учитывается ряд экологических проблем, вызванных этим происшествием.
По материалам УкрСтрахование