Отношения страховщиков и туроператоров начинают перетекать в конструктивное русло. Встреча на площадке Фонда гарантирования страховых выплат (ФГСВ), состоявшаяся в конце марта, продемонстрировала стойкое стремление всех заинтересованных сторон к консенсусу.
Напомним, что конфликт между страховым и туристическим рынком «тлеет» уже несколько лет. В результате громких банкротств нескольких крупных туроператоров страховой сектор понёс серьёзные убытки. Поскольку страховым компаниями не ясна карта полных рисков туроператоров и турагентов, страховщики стали сокращать объёмы страхования, затягивая и даже отказывая операторам и турагентам в подписании договоров страхования. В итоге деятельность многих туристических компаний оказалась под вопросом.
Встреча в Фонде гарантирования страховых выплат показала, что проблема страхования гражданско-правовой ответственности туроператоров и турагентов решение имеет и лежит оно в реформировании законодательной базы, регулирующей туристическую деятельность.
Мир тесен, но неоднороден
На сегодняшний день туристический сектор представляет собой неоднородную массу игроков разной весовой категории. Более капитализированные операторы и малобюджетные в большинстве своём - агенты, многие из которых являются ячейками семейного бизнеса или сферой индивидуального предпринимательства. Однако рынок турагентов всё же не прост - 90 % туроборота контролируют крупные агентства - представители
турецких и российских агентств, работающих в сегменте массового выездного туризма. Крупные операторы «сидят» на выездных массовых направлениях: Турция, Таиланд, Египет. Более мелкие их коллеги организуют туры для индивидуальных туристов.
Безусловно, Закон Республики Казахстан «О туристической деятельности» разграничивает функции операторов и агентов, однако никаким образом не устанавливает грань между въездным и выездным туризмом. Другими словами, лицензию на занятие туристической деятельностью выдают компании без оглядки на то, работает ли эта компания на внутреннем рынке или же на внешнем. При этом достаточно ясно, что финансовые убытки от провалов по выездному туризму гораздо выше, чем по внутренним турам.
В этой связи страховщики не прочь перевести отношения с туристическим сектором на добровольную основу. И в законодательном порядке переоформить обязательное страхование ГПО туроператоров и агентов в разряд «вменённого страхования. Туроператоры в лице Казахстанской туристской ассоциации (КТА) с этим согласны.
Второй инструмент для снижения рисков туроператоров,обсуждаемый на страховом рынке, - создание специализированного фонда, акционерами которого станут туристические компании.
Аккумулированные деньги, по замыслу инициатора этой идеи - Министерства по инвестициям и развитию, станут резервом в случае возникновения у туроператоров значительных финансовых рисков.
Проблема в том, что предлагаемые меры вряд ли защитят рядового потребителя. Текущая модель страхования, вне зависимости от того, обязательное оно или «вменённое», не спасёт туриста от дефолтов тур- компаний. А идея создания гарантийного фонда средствами лишь участников туристической отрасли не только не поможет делу, но и несёт в себе потенциальные риски. «Мы не против фонда, - отмечают представители КТА. - Но в том виде, в котором его предлагают, нас он не устраивает, потому что в нём останутся лишь только представители крупнейших операторов - российских и турецких компаний. И в туризме казахстанской составляющей не останется».
Стороны переговоров отметили, что сегодняшняя страховка защищает туристическую компанию в случае технических ошибок. Однако эти ошибки операторы сами с удовольствием исправляют. Это ре- путационные риски, которые туроператоры быстро закрывают, чтобы не потерять лояльность клиента. На самом деле страховым случаем является ситуация, когда тур оплачен, но услуги не выполнены. Но на это у туроператоров денег нет. Как нет их и на дефолты своих коллег, которые в последнее время случаются с завидной периодичностью.
Однако дефолты страховка не покрывает, поскольку в основе дефолтов, как правило, лежат либо систематические неграмотные действия менеджмента, либо мошенничество, которое страхование априори не покрывает. Тем не менее казахстанские суды в одностороннем порядке принимают сторону клиентов, пострадавших от банкротств туроператоров, понимая всю остроту социального момента.
Должна быть солидарная ответственность
Чтобы обезопасить портфели от подобных несистемных рисков, страховой рынок внёс изменения в Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента», убрав из него статью, позволяющую платить за дефолт туристической компании. Однако радоваться рано. «Об абсолютном комфорте для страховщиков говорить не приходится. Изначально система страхования гражданско-правовой ответственности не предполагала страхования участников туристической отрасли от дефолтов. Ведь это совсем другие риски, разный уровень андеррайтинга, лимитов ответственности и тарифов. Известные судебные решения создали прецедент, и сейчас страховщики принимают ответные меры. Но даже принятые изменения не гарантируют освобождения от выплат при дефолтах туркомпаний. Соответственно страховщики в данный момент пытаются всего лишь компенсировать свои потери и, как говорится, «страхуют по максимуму», - рассказывает заместитель председателя правления Фонда гарантирования страховых выплат Ержан Конурбаев.
По мнению спикера, системно проблема не решена и в этом - «самое неприятное». «Всем понятно, что дефолты ещё будут. Ситуация пока успокоилась, но это до первых неприятностей. Создаваемый администратор на туррынке призван обеспечить возврат туристов домой, но всем ясно, что основные убытки связаны далеко не с теми, кто уже выехал, а с теми, кто вообще не уехал. Необходимы инструменты солидарной ответственности и контроля, и самоконтроля, стандартизации «правил игры» на туристическом рынке, его финансовой прозрачности», - отмечает Ержан Конурбаев.
Представитель ФГСВ уточняет, что страховой рынок предлагает страховать (гарантировать) от случая банкротства (дефолта) такой крупный риск солидарно,чтобы в системе гарантирования принимали участие и государство, и сами участники турбизнеса, а также страховщики, в том числе через фонды гарантирования. «Государство может участвовать в системе гарантирования путём обеспечения определённого контроля и доступа на рынок. Страхование должно быть солидарно между туркомпаниями и страховыми организациями. Пред
лагаемая система базируется на принципах взаимного страхования, которое широко используется на развитых рынках», - комментирует предложение эксперт.
Что касается тарифов страхования, то, по мнению Ержана Конурбаева, они должны зависить от объёма риска. Ранее, например, страховой тариф составлял 50 тысяч тенге и участников страхования он устраивал, поскольку не было огромных выплат. Потом суды начали принимать постановления о взыскании со страховых компаний ущерба для пострадавших от дефолтов туроператоров. Поскольку риски и выплаты возросли - возросли и тарифы. Но дефолт - фактически финансовый риск. Сегодня страховка оценивается по ставкам в 2-3 %, а должна в 5 - 10 %, если уж речь идёт о крупных убытках.
«Если исходить из того, что страхованием гражданско-правовой ответственности должны покрываться все страховые случаи, включая дефолты, то, конечно, они неадекватны, а существенно занижены. Для классического страхования ГПО тарифы - более чем адекватны, в настоящий момент те страховщики, которые решили остаться на этом рынке, страхуют все компании по максимальному тарифу с максимальным лимитом ответственности, который предусмотрен соответствующим законодательным актом», - поясняет Ержан Конурбаев.
Слово - за туристическим рынком
Но какие бы здравые предложения ни высказывались, решить вопрос качественной защиты туриста не получится без наведения порядка в правовой базе туристического сектора. Текущее законодательство устанавливает договорные отношения исключительно между агентом и оператором, и агентом-клиентом. Поэтому в случае проблем у туроператора турист не может напрямую обратиться к нему с иском, так как его договор заключён с агентом. И оператор не является стороной такого договора, а значит, может не нести ответственность за свои действия перед туристом.
«Для начала надо навести порядок на рынке туристских услуг, чтобы было полное понимание, кто и чем занимается, кто и за что отвечает. Чем могут заниматься участники турбизнеса, а чем не могут. После этого будут понятны природа и суть основных рисков и дополнительные потребности бизнеса. А затем уже можно будет говорить о построении системы страхования рисков. А туристам необходимо внимательнее читать договоры об оказании услуг и помнить, что хорошее - дешёвым не бывает и что скупой платит дважды», - комментирует ситуацию Ержан Конурбаев.
Иными словами, требуется реформирование Закона о туристической деятельности. Он должен разграничить отдельной строкой ответственность туроператора и турагента и навести порядок в их договорных отношениях, учитывая права потребителя. Без этих новаций все споры о том, как эффективней страховать туристические риски, будут безосновательными.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»