17
Вс, нояб

Лайф: взгляд в будущее

PC: Рынок страхования жизни в 2012-013 годах существенно замедлил свой рост. По итогам 2014 года отмечается 10-процентное объёмов бизнеса - 68,6 млрд тенге. Участники рынка связывают падение объёмов премий с законодательными изменениями и продолжающимися кризисными явлениями в финансовой сфере.

Продуктовая линейка: краткий анализ экспертов

Наиболее востребованными среди населения страны в отрасли "Страхование жизни" являются четыре страховых продукта: страхование жизни (срочное и накопительное), пенсионные аннуитеты, аннуитеты в рамках ОСОР (обязательного страхования гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника) и ОСНС (обязательного страхования работника от несчастных случаев).

По продуктам компаний страхования жизни существенное снижение отмечается по договорам пенсионного аннуитета (снижение на 7,1 млрд тенге: с 20,7 до 13,6 млрд тенге). Это, скорее всего, обусловлено существенным удорожанием этого продукта ввиду включения обязательной периодической индексации (увеличения) выплат.

Натали Ананьева, начальник отдела маркетинга АО КСЖ «Казкоммерц-Life», видит основную причину снижения рынка пенсионного аннуитета с проведением моратория на заключение таких договоров страхования с июня 2013 по май 2014 года. В результате того, что в 2013 году рынок ожидал введение моратория, основная масса потенциальных клиентов при том, что ещё в тот период был снижен возраст для лиц, желающих купить пенсионный аннуитет, поспешила заключить такие договоры страхования в 2013 году до введения в действие моратория. Ещё одним фактором является повышение в 2014 году минимального порога для заключения договоров пенсионного аннуитета.

Согласен с коллегой Аскар Шакенов, управляющий директор АО КСЖ «Номад LIFE». По его мнению, обязательная индексация пенсионных аннуитетов значительно сократила доступность и привлекательность этого продукта при том, что минимально требуемые накопления выросли для женщин до 7 млн тенге в возрасте 50 лет на момент покупки и 5 млн тенге в 63 года, для мужчин - до 5 млн тенге в возрасте 55 лет на момент покупки и 4 млн тенге - в 63 года. А. Шайкенов считает также, что в текущей ситуации, когда пенсионеры получают солидарную пенсию, а накопительная часть служит своеобразным «бонусом», неконкурентоспособность пенсионного аннуитета состоит ещё и в том, что при выплате из накопительного пенсионного фонда выплаты заканчиваются через 4-5 лет после выхода на пенсию и суммы бывают значительными, тогда как пенсионный аннуитет гарантирует пожизненные выплаты и размер ежемесячного платежа невелик. Со временем, когда накопительная часть в пенсионных выплатах начнёт превалировать, конкурентоспособность пенсионного аннуитета начнёт повышаться, считает эксперт.

Снижение объёма премий в 2014 году произошло и по страхованию жизни - на 4,9 млрд тенге: с 29,6 до 24,7 млрд тенге.

Тенденция снижения премий по страхованию жизни не показательна, считает А. Шакенов, поскольку основное снижение премий по этому продукту связано со страхованием жизни заёмщиков кредита. И если учитывать текущую тенденцию снижения объёмов банковского кредитования, то падение объёма премий в этом сегменте вполне закономерно. В свою очередь Н. Ананьева считает, что, помимо снижения объёмов банковского кредитования в отношении класса "Страхование жизни", одним из основных факторов, оказавшим влияние на снижение объёма рынка, стали высокие инфляционные ожидания граждан из-за корректировки курса национальной валюты, проведённой в феврале 2014 года, что способствовало снижению покупательской способности населения и, как следствие, - расторжению по договорам долгосрочного страхования. При этом классическое накопительное страхование жизни сохранило темпы роста в 20-25 %, констатирует А. Шакенов, и продолжит расти, несмотря на кризис, поскольку в Казахстане имеется огромный потенциал данного направления, если сопоставлять с ситуацией в развитых и развивающихся (схожих с Казахстаном по уровню доходов населения) странах.

На фоне отрицательных показателей по страховым премиям обрадовал небольшой рост объёмов премий ОСОР (с 18,2 - до 20,5 млрд тенге) и по аннуитетам в рамках ОСНС (с 6,5 - до 8,3 млрд тенге), что может быть объяснено ростом охвата субъектов предпринимательства страхованием и увеличением ставок премий.

В портфеле каждой из компаний по страхованию жизни (КСЖ)  наблюдается существенное преобладание доли одного страхового продукта над другими. Это относится к трём страховым продуктам: страхованию жизни, пенсионному аннуитету и ОСНС. Указанная доля по итогам 2014 года варьируется от компании к компании в диапазоне 39,0 % и 99,7 %. По итогам 2013 года эти изменения составляли от 48,6 до 94,3 %.

Более подробная информация представлена в нижеследующей таблице:

Таблица 1. Основные продукты в страховом портфеле компаний по страхованию жизни в 2013 - 2014 годах

Наименование СО

2013 год

2014 год

Преобладающий продукт

Доля, в %

Преобладающий продукт

Доля, в %

1.

АО КСЖ "Халык-Life"

Пенсионный аннуитет

63,8 %

Страхование жизни

41,5 %

2.

АО КСЖ "БТА Жизнь"

ОСНС

48,6 %

ОСНС

46,4 %

3.

АО "КСЖ "НОМАД LIFE"

ОСНС

56 %

ОСНС

59,3 %

4.

АО "КСЖ "Grandes"

Пенсионный аннуитет

50,6 %

Пенсионный аннуитет

39,1 %

5.

АО "КСЖ "Казкоммерц -Life"

Страхование жизни

53,7 %

Пенсионный аннуитет

39 %

6.

АО "КСЖ Государст-венная аннуитетная компания"

Пенсионный аннуитет

74,2 %

Пенсионный аннуитет

62,2 %

7.

АО КСЖ "Европейская страховая компания"

Страхование жизни

94,3 %

Страхование жизни

99,7 %

Кто же - лидер?

Потеря 10 % объёмов премий - серьёзная коррекция. Кто же внёс наибольший вклад?

По компаниям наибольшие потери отмечаются у АО КСЖ «Казкоммерц лайф» - снижение объёмов с 12,6 до 6,1 млрд тенге за 2014 год. Представитель компании объясняет такие потери снижением премий по страхованию жизни с прекращением заключения договоров страхования жизни заёмщиков с одним из крупных партнёров по кредитованию.

Снижение объёмов бизнеса наблюдается также у АО КСЖ «БТА Жизнь» (с 8,1 - до 6,8 млрд тенге), у АО КСЖ «Grandes» (с 3,1 - до 2,4 млрд тенге) и у АО КСЖ «Европейская страховая компания» (с 19,1 - до 15,1 млрд тенге). Остальные компании либо сохранили свои объёмы, либо незначительно повысили.

Лидером по общей доле рынка является АО КСЖ «Номад лайф». Его рыночная доля за прошедший год выросла существенно - с 24,1 - до 30,5 %, и во многом за счёт продукта ОСНС.

По продукту пенсионный аннуитет лидером рынка по итогам 2014 года стало АО КСЖ «Государственная аннуитетная компания» с долей в 26 % (3,5 млрд тенге), сместив АО КСЖ «Халык лайф», которое было лидером в этом сегменте по итогам 2013 года (29 % с объёмом премий 6,1 млрд тенге). По итогам прошлого года АО КСЖ «Халык лайф» в этом сегменте идёт на втором месте с долей в 24 % и объёмом премий 3,2 млрд тенге.

По страхованию жизни, как и в 2013 году, лидером сегмента является АО КСЖ «Европейская страховая компания» с объёмом премий 15,1 млрд тенге и долей рынка - 61 %.

По продукту ОСНС лидер рынка также неизменен - это АО КСЖ «Номад лайф» с объёмом премий 12,4 млрд тенге и долей рынка 60,7 %, которая выросла по сравнению с результатами 2013 года 56 %. Примечателен тот факт, что компании по страхованию жизни продолжают активно сотрудничать в сфере перестрахования рисков по этому продукту с отечественными компаниями общего страхования (КОС). Так, если в 2013 году из общего объёма премий 18,2 млрд тенге было перестраховано в КОС порядка 8,3 млрд тенге, то в 2014 году - 8,1 из 20,5 млрд тенге.

По договорам аннуитета в рамках ОСОР АО КСЖ «Номад лайф» также заняло первое место по сбору страховых премий, обойдя АО КСЖ «Государственная аннуитетная компания». По итогам 2013 года АО КСЖ «Государственная аннуитетная компания» занимало первое место с объёмом премий 1,7 млрд тенге из 6,5 млрд тенге, по итогам прошедшего года - первое место заняло АО КСЖ «Номад лайф» с объёмом 3,1 млрд тенге из 8,3 млрд тенге.

Доля страховых выплат в премиях в среднем по рынку КСЖ в 2014 году составила 39,1 %. После 2012 года, когда среднерыночная доля выплат в премиях значительно сократилась вследствие ограничения единовременных выплат по пенсионных аннуитетам, ситуация со снижением доли выплат в премиях стабилизировалась. Тем не менее наблюдается значительный разброс этого показателя в разрезе компаний (см. таблицу 2).

Таблица 2: Участие компаний по страхованию жизни в страховых выплатах в 2014 году

Наименование страховой (перестраховочной) организации

Доля чистых выплат в чистых премиях

АО "КСЖ "Grandes"

55,1 %

АО "КСЖ Государственная аннуитетная компания "

48,1 %

АО КСЖ "БТА Жизнь"

36,5 %

Среднее по КСЖ

39,1 %

АО "КСЖ "Казкоммерц -Life"

25,8 %

АО "КСЖ "НОМАД LIFE"

20,9 %

АО КСЖ "Халык-Life"

17,3 %

АО КСЖ "Европейская страховая компания"

6,0 %

Источник: Национальный Банк Республики Казахстан

Эффективность бизнеса КСЖ

Средняя рентабельность КСЖ по итогам 2014 года снизилась по показателю ROE с 9,6 % в 2013 году до 7,0 % в 2014 году (см. таблицу 3).

Эффективность бизнеса выше среднерыночного показателя продемонстрировали только две КСЖ:

- АО КСЖ «Казкоммерц- Life» - 9,9 %;

- АО КСЖ «Европейская страховая компания» - 47,7 %.

Кроме того, у двух КСЖ существенные убытки, а именно:

- АО "КСЖ Государственная аннуитетная компания" - (-134 740) тыс. тенге;

- АО КСЖ "БТА Жизнь" - (-973 984) тыс. тенге.

Целевым показателем по эффективности бизнеса КСЖ можно считать ROE в диапазоне 12-15 %, а текущее снижение рентабельности участники рынка КСЖ связывают с фактором резервирования, поскольку в период кризиса страховые компании формировали страховые резервы с использованием более консервативных показателей, учитывающих нестабильность рыночной ситуации.

Таблица 3. Эффективность бизнеса КСЖ в 2014 году

Наименование страховой (перестраховочной) организации

ROE

Прибыль/

Убыток, в тыс. тенге

АО Компания по страхованию жизни "Европейская страховая компания"

47,7 %

1 928 889

АО "КСЖ "Казкоммерц -Life" (ДО АО "Казкоммерцбанк")

9,9 %

216 941

Среднее по КСЖ

7,1 %

 

АО "КСЖ "НОМАД LIFE"

5,4 %

182 345

АО "ДК Народн. Банка Каз-на по страхованию жизни "Халык-Life"

4,7 %

171 358

АО "КСЖ "Grandes"

0,9 %

10 910

АО "КСЖ Государственная аннуитетная компания"

-8,6 %

-134 740

АО "ДК по страхованию жизни БТА Банка "БТА Жизнь"

-25,9 %

-973 984

Источник: Национальный Банк Республики Казахстан

Прогнозы

В целом прогнозы по развитию продуктов страхования жизни - положительные.

После коррекции в 2013-2014 годах, по мнению компаний по страхованию жизни, будет происходить постепенное восстановление объёмов, рост составит 5-10 % по сравнению с результатами 2014 года, считает А. Шакенов. При этом Н. Ананьева полагает, что в 2015 году произойдёт некоторый рост рынка аннуитетного страхования, включая пенсионный аннуитет и аннуитет ответственности работодателя.

Роста рынка страхования жизни мы не ожидаем. На фоне продолжающихся инфляционных ожиданий населения, скорее всего, активности в этом классе страхования не будет.

В отношении развития продуктов можно прогнозировать, что наибольшей популярностью будут пользовать программы долгосрочного страхования жизни с участием в прибыли, а также пенсионный аннуитет.

 

Источник: Журнал «Рынок Страхования»