17
Вс, нояб

Часть страховщиков убрали Россию из short-листа

Как изменилось перестрахование после снижения рейтинга

Прошло две недели, как рейтинговое агентство Standard&Poor's понизило рейтинг России до «мусорного», но это все еще продолжает отражаться на казахстанском бизнесе. Как сообщают местные страховые компании, их лишили дешевых услуг по перестрахованию.

Казахстанские страховщики если и перестраховывают свои риски за границей, то предпочтение отдают странам Европы. «Основная часть рисков компании перестрахована в Швейцарии – 70% переданных премий, 10% – в Великобритании, 6% – в Гонконге, 14% приходится на Германию, Корею, Казахстан, Австралию, Нидерланды, Францию и другие страны», – отметили в СК «Коммеск-Омiр».

В страховой компании «Лондон-Алматы» акцентировали, что перестрахование рисков осуществляется в Германии, Швейцарии, Франции и Нидерландах. «Также перестрахование рисков происходит в Сингапуре, США, Норвегии, ОАЭ, Дании, Чешской Республике, Бельгии, Швеции, Финляндии, Турции. Стоит отметить, что в 2014 году более 50% объема переданных обязательств на перестрахование приходилось на партнеров Великобритании. Свыше 15% от общего объема переданных обязательств было передано страховым организациям России», – подчеркнули в компании.

В СК «НСК» уточнили, что компания перестраховывает риски в России, Великобритании, Германии и Швейцарии.

Между тем некоторые казахстанские страховщики готовы перестраховывать риски из-за рубежа. «Необходимо отметить, что основным бизнесом нашей компании является перестрахование рисков из-за рубежа, а не передача их за пределы Казахстана. Мы не отдаем премии на перестрахование, а наоборот принимаем их здесь. Такой подход позволяет нам привлекать в экономику страны десятки и сотни миллионов долларов. Стоит добавить, что мы не работаем во всех странах, которые хотели бы с нами сотрудничать. И если раньше мы работали в Сирии, Египте, Ливии и Бахрейне, то сегодня мы вынуждены отказываться от перестрахования рисков из этих стран», – отметил Владислав Портной, андеррайтер департамента перестрахования СК «Евразия».

В компании пояснили, что уровень капитализации СК «Евразия» позволяет ей оставлять на собственном удержании крупные риски без привлечения зарубежных перестраховочных емкостей. «За два прошедших года мы приняли договоров по перестрахованию на сумму более $162 млн. В 2015 году планируется собрать перестраховочных премий на $105-108 млн. Мы осуществляем перестрахование в разных валютах. В основном превалирует американский доллар, чуть меньше евро и российский рубль», – сообщил Владислав Портной.

Недавнее понижение рейтинга России до «BB+» практически перекрыло доступ казахстанских страховщиков к перестрахованию в РФ.

В СК «Лондон-Алматы» подчеркнули, что теперь возможность перестраховывать риски в российских компаниях для страхового рынка Казахстана снизится. «Некоторым страховым компаниям придется исключить российских партнеров из своего портфеля», – считает Анна Ким, начальник отдела перестрахования СК «Лондон-Алматы».

Но даже те страховщики, которые решатся перестраховать свои риски в России, будут испытывать давление на свои финпоказатели. «В соответствии с существующим законодательством компании должны доначислять гарантийный фонд в случае передачи рисков перестраховщикам, имеющим рейтинг ниже «А-». Доначисление гарантийного фонда уменьшает нормативы маржи платежеспособности, не все компании могут себе это позволить. Соответственно, перестрахование у российских партнеров, имеющих рейтинг «ВВВ+» и ниже, оказывало негативное влияние на показатели платежеспособности компаний», – уточнил Владимир Акентьев, первый заместитель главы СК «Коммеск-Өмiр».

По его словам, за 2014 год казахстанские страховые компании передали перестраховщикам в Россию 10% от общей суммы переданных премий, в 2013 году доля составляла 7%. Снижение рейтинга России, а, следовательно, и российских компаний, сократит объем передаваемых премий, поскольку увеличит нагрузку на маржу.

Но страховые компании не намерены отступать. Заместитель председателя правления СК «НСК»Александр Тулешов сообщил, что страховщики поднимали вопрос о снижении требований по рейтингу к зарубежным перестраховщикам. «Вопрос поднимался именно касательно России и Беларуси (стран ЕАЭС). Надеемся, что наши предложения нашли понимание со стороны надзорного органа», – сообщил Тулешов.

Оценивая разрыв стоимости перестрахования в Казахстане и за его пределами, страховые компании отметили, «в целом перестрахование отдельных рисков за рубежом дороже на 10-15%, чем на местном рынке. За границей, как и в Казахстане стоимость страховки зависит от класса страхования, подверженности риску наступления страховых случаев и условиям прямого страхования», – отмечает Владимир Акентьев.

Тулешов подчеркивает, что какие-то риски можно дешевле перестраховать на европейском рынке, чем на российском. «Основная проблема в том, что для размещения на европейском рынке часто не хватает предоставленной страхователем информации, не устраивают предоставленные франшизы или иные условия. К тому же некоторые риски невозможно разместить в Европе. А российский перестраховочный рынок выдвигает более либеральные требования», – сообщил собеседник.

Часть страховщиков уже убрали Россию из своего short-листа перестрахования. «Наша компания отказалась от перестрахования рисков в России. У нас нет возможности осуществлять перестрахование рисков из-за низкого странового рейтинга этой страны», – подчеркнули в СК «Казкоммерц-Полис».

В СК «Лондон-Алматы» и СК «НСК» отметили, что компании не планирует вычеркивать Россию из списка стран по перестрахованию. «Будем перераспределять объемы. Основным риском, который мы перестраховываем в России, является страхование имущества и гражданско-правовой ответственности», – сообщил Александр Тулешов.

Повлияла ли корректировка курса на цену полиса?

Как выяснилось, февральская девальвация тенге практически не повлияла на стоимость перестрахования за рубежом.

«Для нашей компании корректировка курса несильно отразилась на стоимости перестрахования за рубежом. Приблизительно 65% перестрахованных рисков было застраховано в долларах, 23% – в евро и 12% – в фунтах стерлингов. После девальвации тенге наша компания стала фиксировать курс валюты. Партнеры по перестрахованию отнеслись к этому с пониманием. В 2014 году мы передали на перестрахование порядка 26% от собранных премий, что составило более 1 млрд тенге, в 2013 году – 30% или 886 млн тенге. В 2015 году планируется, что порядка 30-35% премий будет переданы на перестрахование – это 1,2-1,5 млрд тенге», – сообщил Владимир Акентьев.

В СК «НСК» объяснили, почему обесценение тенге в феврале незначительно повлияло на стоимость перестрахования. «В долларовом эквиваленте у многих компаний уменьшилась сумма активов, соответственно уменьшилась страховая сумма, а перестраховочные тарифы не менялись. В 2013 году мы перестраховали рисков за рубежом на сумму 1,7 млрд тенге, в 2014 году – на 2,4 млрд тенге. В 2015 году планируется направить на перестрахование риски на сумму в диапазоне 1,7-2,4 млрд тенге. В нашей компании при перестраховании рисков за границей в подавляющем большинстве используется доллар, значительно реже тенге», – сообщил Александр Тулешов.

 

 

Источник: Kapital.kz