Фактически страховой рынок в Казахстане уже сложился. По сравнению со странами СНГ у нас самая передовая и прогрессивная практика регулирования и развития инфраструктурных институтов, таких как Фонд гарантирования страховых выплат,страховой омбудсман, Единая страховая база данных. Но любой цивилизованный страховой рынок помимо государственного регулирования должен иметь ещё и саморегулирование на уровне профессионального сообщества в виде профессиональных объединений и положений о профессиональной этике участников рынка.
25 ноября 2011 года была образована Ассоциация страховщиков Казахстана, которая объединила в своих рядах большинство казахстанских страховых компаний. Важнейшей задачей Ассоциации стало формирование стандартов в качестве нормы профессионального поведения на страховом рынке. Именно эти нормы призваны стать гарантами качества предоставления страховых услуг и надёжности представителей рынка как по отдельности, так и в целом, внушать доверие и уважение всем, от кого зависят успех и процветание страхового бизнеса, - бизнес-сообществу, партнёрам, представителям государственной власти и самое главное - страхователям.
Одним из важнейших документов страхового сообщества, определяющих этические правила поведения участников страхового рынка в профессиональной деятельности по отношению к партнёрам по бизнесу и страхователям, призван стать Кодекс профессиональной этики участников страхового рынка Республики Казахстан, который был утверждён Советом Ассоциации страховщиков Казахстана 21 января 2013 года.
Принятие Кодекса ознаменовало собой очередной этап становления и развития страхового рынка Казахстана.
Совет Ассоциации страховщиков Казахстана убеждён, что следование принципам Кодекса внесёт вклад в развитие культуры страхования и будет способствовать развитию общего направления страхового и финансового секторов и экономики страны в целом.
Кодекс профессиональной этики участников страхового рынка Республики Казахстан
Настоящий Кодекс представляет собой совокупность норм поведения на страховом рынке должностных лиц, его профессиональных участников, предусматривает гарантии соблюдения этих норм и ответственность за их нарушение. Соблюдение Кодекса, неуклонное следование этическим принципам и нормам страхового дела призвано способствовать повышению престижа и эффективности деятельности всего страхового сообщества, укреплению сотрудничества между его участниками и их клиентами на основе добросовестности, взаимного уважения и поддержки, строгого выполнения принятых обязательств.
I. Общие положения
Статья 1
1.1. Кодекс является инструментом саморегулирования деятельности страхового сообщества, профучастников страхового рынка и их объединений на базе правовых норм деловой этики и призван быть важным звеном единой системы правового и нравственного обеспечения функционирования участников страхового рынка в Республике Казахстан.
1.2. Положения Кодекса, не являясь обязательными для исполнения, содержат стандарты наилучшей практики корпоративного поведения, которым рекомендуется следовать обществам.
1.3. Кодекс отражает конкретные потребности и условия деятельности страховых компаний на текущем этапе их развития.
1.4. Кодекс представляет собой свод рекомендаций. Применение профучастником страхового рынка положений Кодекса носит добровольный характер, основанный на стремлении повысить свою привлекательность для инвесторов и клиентов.
1.5. Действие Кодекса распространяется на страховые компании - члены Ассоциации страховщиков Казахстана.
1.6. Выполнение страховыми организациями и другими участниками страхового рынка положений Кодекса служит дополнительной гарантией и свидетельством их профессионализма, надёжности и соответствия их деятельности законодательству Казахстана и принятым в обществе нормам нравственности и обычаям делового мира.
II. Общие этические принципы, правовые нормы, задачи и
сферы действия страхового бизнеса
Статья 2
2.1. Профессиональную деятельность участников страхового рынка составляет комплекс гражданско-правовых и иных отношений с клиентами, государственными органами власти и управления, деловыми партнёрами, в том числе с другими участниками этого рынка, их объединениями, а также с акционерами и работниками этих организаций, возникающих в процессе осуществления этими организациями своих уставных задач.
10 принципов страхового бизнеса:
1. Во взаимодействии с Законом бизнес должен понимать необходимость соблюдения действующего законодательства, обеспечивающего всем равные условия деловой активности.
2. Взаимодействуя с властями, бизнес выступает в качестве равноправного партнёра, избегая использования незаконных методов прямого и косвенного влияния на представителей всех ветвей власти.
3. В отношениях с клиентами бизнес обеспечивает соблюдение всех действующих норм и правил предоставления услуг и выполнения принятых обязательств.
4. В отношениях с владельцами и/или инвесторами бизнес обеспечивает профессиональный уровень управления, полный доступ к информации, ограниченный лишь рамками Закона и условиями конкуренции, а также внимательное отношение к предложениям, жалобам и решениям владельцев и/или инвесторов.
5. В отношениях с работниками бизнес обеспечивает им заработную плату и условия труда, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству, избегает дискриминации независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений.
6. В отношениях с партнёрами бизнес основывается на взаимном уважении, соблюдении достигнутых договорённостей, стремлении избегать принудительных действий.
7. В отношениях с конкурентами бизнес исходит из понимания того, что здоровая экономическая конкуренция способствует более справедливому распределению товаров и услуг, следовательно, уважает физические и интеллектуальные права на собственность конкурентов.
8. Взаимодействуя с обществом, бизнес должен проявлять ответственность за проводимую политику, избегать действий, чреватых усилением социальной напряжённости, обеспечивать собственное экономическое здоровье и выживание.
9. Во взаимодействии с внешним миром бизнес ориентирован к общему прогрессу и процветанию.
10. Во взаимодействии с окружающей средой бизнес должен охранять, а там, где это возможно, улучшать окружающую среду и избегать расточительного использования природных ресурсов.
Статья 3
3.1. Важное значение имеет использование этического механизма профучастниками страхового рынка в решении следующих задач организации страхового дела:
· проведения единой государственной политики в сфере страхования;
· реализация установленных принципов и формирование механизмов страхования в целях обеспечения экономической безопасности граждан и хозяйствующих субъектов на территории Казахстана;
· активного противодействия недобросовестным участникам страховой деятельности, предания гласности фактов нарушений положений Кодекса;
· активного участия в противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём, и другими противоправными деяниями в сфере страхового дела;
· отказа от сотрудничества с юридическими и физическими лицами с сомнительной репутацией;
· установления и развития межнациональных и международных профессиональных связей на основе взаимоуважения и взаимопомощи;
· укрепления взаимодействия в страховом сообществе, всемерного повышения роли Ассоциации страховщиков Казахстана как объединения профучастников страхового рынка в защите прав и законных интересов страхового сообщества и его отдельных членов;
· максимальной прозрачности своей профессиональной деятельности при абсолютной надёжности в сохранении конфиденциальной информации и сведений, составляющих коммерческую тайну и тайну страхования;
3.2. В своей деятельности профучастники страхового рынка не должны допускать:
· нарушения действующего законодательства, норм нравственности и обычаев делового оборота;
· ущемления чьих-либо прав, законных интересов и достоинства;
· предоставления клиентам и деловым партнёрам необоснованных и не предусмотренных законодательством льгот и привилегий;
· оказания финансовой, моральной и иной поддержки деятельности радикальных, экстремистских и националистических партий и движений.
Приложения
Применение специальных этических принципов и правовых норм
профучастников страхового рынка
I. Страховщики
Страховщики должны строить свою политику и методы работы в отношениях с клиентами в соответствии с понятиями честности и справедливости, не иметь целей, противоречащих интересам страхователей. Страховщики должны добросовестно сотрудничать друг с другом для обеспечения взаимных интересов, соблюдать установленные процедуры и правила при преодолении разногласий между участниками страхового рынка, придерживаться достигнутых соглашений и не допускать необоснованной критики конкурентов.
Страховщики должны проявлять солидарность в борьбе против мошенничества и недобросовестности, не принимать на страхованиериски от лиц и организаций, злоупотребляющих доверием страховщиков.
Страховщики должны взаимно обмениваться информацией, связанной с выполнением партнёрами обязательств по договорам страхования и выполнением таких обязательств страхователями. Маркетинг, рекламу и продвижение страховых услуг необходимо проводить юридически безупречно - на принципах добросовестной конкуренции, не злоупотреблять доверием страхователей, не использовать их неопытность или недостаток знаний для неправомерного извлечения прибыли.
Конфиденциальность и объективность
Конфиденциальность информации о клиенте и его финансовом положении, объективность в оценке событий и фактов являются важными составляющими деловой этики. Страховщик не должен разглашать или распространять, в том числе в средствах массовой информации, любые сведения о клиентах и партнёрах, их финансовом состоянии и оценке страховых случаев, ставших известными в процессе совместной деятельности или даже случайно, без согласия другой стороны. Страховщики должны привлекать квалифицированных специалистов к расследованию каждого страхового события, не делать необоснованных заключений, без предубеждения относиться к появлению новых фактов и доказательств, быть готовыми к пересмотру своих собственных заключений, чтобы установить истину. До полного выяснения основных причин происшествия или определяющих факторов страхового события не принимать никаких обязательств относительно страховых выплат.
Ответственность страховщиков
Страховщики являются гарантами стабильности, устойчивости и равновесия в обществе, они должны строго соблюдать данные обязательства в течение всего срока действия договора страхования, гарантировать безусловное выполнение договора страхования и не пытаться найти причины для пересмотра уже подписанных соглашений - это подрывает доверие ко всему сообществу страховщиков. Страховщики должны с сочувствием и пониманием относиться к каждому случаю нанесения ущерба кому-либо и щадить чувства и эмоции людей, попавших в тяжёлое положение, и избегать действий, которые могли бы усугубить ситуацию. Страховщики должны заботиться о своей финансовой устойчивости и отказаться от проведения рискованных операций и от проведения политики необоснованного снижения ставок, которая не обеспечивает формирование страховых резервов, достаточных для исполнения принятых страховщиком на себя обязательств. Страховщик, принявший на страхование риски от клиента, который не полностью расплатился за страхование с предыдущим страховщиком, обязан принять меры к тому, чтобы возместить последнему долги своего клиента.
Принят Советом Ассоциации страховщиков Казахстана
4 января 2013 года
Источник: Журнал «Рынок страхования» № 1-2 (100-101), Январь-февраль 2013 г.