Для страховщиков по общему страхованию прошедший 2012 год не обещал больших перспектив. Передача ОС РНС в компании по страхованию жизни «облегчили» страховой портфель КОС ни много ни мало на 16-17 млрд тенге, новые требования регулятора по перестрахованию и высокая конкуренция по массовым видам страхования практически не оставили шансов на хорошую динамику роста, которая наблюдалась в предыдущий год (17 %).
Тем не менее результаты по сбору премий компаниями по общему страхованию в 2012 году порадовали, и даже в таких классах, в которых, можно сказать, «не ждали». Премии по отрасли общего страхования в 2012 году составили 159 075,3 млн тенге, прирост по сравнению с предыдущим годом составил 9,7 %. При этом доля общего страхования в совокупных премиях упала с 82,6 % в 2011 году до 75,2 % в 2012 году, но динамика по отдельным классам страхования вселяет уверенность, что произошёл качественный рост.
Таблица 1.Страховые премии компаний по общему страхованию за 2011 -2012 гг. (брутто-премии)
Поступление страховых премий компаний по общему страхованию |
На 1.01.12 г. |
На 1.01.13 г. |
Прирост, в % |
||
млн тенге |
в % к итогу |
млн тенге |
в % к итогу |
||
Всего, в том числе по: |
175 528,7 |
100,0 |
211 513,1 |
100,0 |
20,5 |
Обязательному страхованию, в том числе: |
45 465,3 |
25,9 |
48 679,6 |
23,0 |
7,1 |
гражданско-правовая ответственность владельцев транспортных средств |
25 575,1 |
56,3 |
27 915,6 |
57,3 |
9,2 |
гражданско-правовая ответственность перевозчика перед пассажирами |
1 123,4 |
2,5 |
1 294,4 |
2,7 |
15,2 |
Прочие классы обязательного страхования |
2 030,1 |
4,4 |
1 970,8 |
4,1 |
-2,9 |
Добровольному личному страхованию, в том числе: |
53 521,8 |
30,5 |
85 155,0 |
40,3 |
59,1 |
страхование от несчастных случаев |
8 390,0 |
15,7 |
13203,9,0 |
15,5 |
54,3 |
страхование на случай болезни |
11 968,3 |
22,4 |
15 627,2 |
18,4 |
30,6 |
Добровольному имущественному страхованию, в том числе: |
76 541,6 |
43,6 |
77 678,5 |
36,7 |
1,5 |
страхование автомобильного транспорта |
3 982,7 |
5,2 |
6 431,8 |
8,3 |
61,5 |
страхование имущества, за исключением автомобильного, воздушного, железнодорожного, водного транспорта и страхование грузов |
37 075,6 |
48,4 |
35 303,3 |
45,5 |
-4,8 |
страхование ГПО, за исключением ГПО владельцев автомобильного, воздушного и водного транспорта |
13 890,6 |
18,2 |
10 965,8 |
14,1 |
-21,1 |
страхование от прочих финансовых убытков |
10 648,2 |
13,9 |
14 152,5 |
18,2 |
32,9 |
прочие классы добровольного имущественного страхования |
10 944,5 |
14,3 |
10 825,1 |
13,9 |
-1,1 |
Таблица 2.Страховые выплаты компаний по общему страхованию за 2011 -2012 гг.
Страховые выплаты |
1.01.12 |
1.01.13 |
Прирост, в % |
||
|
млн тенге |
в % к итогу |
млн тенге |
|
в % к итогу |
Всего, в том числе по: |
43 139,1 |
100,0 |
68 050,9 |
100,0 |
57,7 |
Обязательному страхованию, в том числе: |
11 737,4 |
27,2 |
16 168,7 |
23,8 |
37,8 |
гражданско-правовая ответственность владельцев транспортных средств |
6 654,6 |
56,7 |
8 515,8 |
52,7 |
28,0 |
гражданско-правовая ответственность перевозчика перед пассажирами |
17,6 |
0,2 |
14,3 |
0,1 |
-18,8 |
страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей |
4 555,5 |
38,8 |
6 206,3 |
38,4 |
35,3 |
Прочие классы обязательного страхования |
273,1 |
2,3 |
1 154,1 |
7,1 |
322,7 |
Добровольному личному страхованию, в том числе: |
22 886,0 |
53,1 |
39 991,7 |
58,8 |
74,7 |
страхование жизни |
244,5 |
1,0 |
450,9 |
1,1 |
84,4 |
аннуитетное страхование |
13 796,9 |
60,3 |
28 994,0 |
72,5 |
110,1 |
страхование от несчастных случаев |
313,4
|
1,4 |
260,0 |
0,6 |
-17,0 |
страхование на случай болезни |
8 440,6 |
36,9 |
10 224,4 |
25,6 |
21,1 |
Добровольному имущественному страхованию, в том числе: |
8 515,7 |
19,7 |
11 890,5 |
17,4 |
39,6 |
страхование автомобильного транспорта |
1 311,1 |
15,4 |
1 601,1 |
13,5 |
22,1 |
страхование имущества, за исключением автомобильного, воздушного, железнодорожного, водного транспорта и страхование грузов |
1 222,7 |
14,3 |
7 686,5 |
64,6 |
528,6 |
страхование ГПО, за исключением ГПО владельцев автомобильного, воздушного и водного транспорта |
493,2 |
5,8 |
1 832,2 |
15,4 |
271,5 |
страхование от прочих финансовых убытков |
4 298,0 |
50,5 |
49,7 |
0,4 |
-98,8 |
прочие классы добровольного имущественного страхования |
1 190,7 |
14,0 |
721,0 |
6,1 |
-39,4 |
Обязательное страхование
Основной вклад в рост объёмов по обязательному страхованию компаний по общему страхованию по-прежнему даёт обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Объём собранных премий составил 27 915,6 млн тенге, прирост премий по сравнению с предыдущим годовом по этому классу - 9,2 %. Тот факт, что ОС ГПО ВТС в структуре премий по обязательному страхованию составляет 57,3 %, а во всех остальных классах, кроме ОС РНС, - всего 6,8 %, свидетельствует о том, что в Казахстане система обязательно страхования действует практически в двух классах, а остальные классы не развиваются, несмотря на то, что эти фактически не работающие классы закрывают такие важные области отношений, как пассажир-перевозчик, опасные объекты.
ОС ГПО ВТС уже на протяжении 5 лет является бессменным локомотивом обязательных видов, несмотря на то, что покрытие этого класса составляет, по некоторым оценкам, до 85 % рынка зарегистрированного в Казахстане автотранспорта. По мнению страховщиков, автогражданка уже не воспринимается большинством страхователей как налог, поскольку страховые компании на сегодняшний день заинтересованы в объективном урегулировании убытка и стараются предлагать хороший уровень сервиса при страховой выплате для создания лояльного клиентского портфеля. Об изменении подхода страховщиков в отношении урегулированию убытка свидетельствует и рост доли выплат в страховых премиях по ОС ГПО ВТС, которая за 2012 год закрепилась на отметке 31 %. До уровня европейских стран, где это показатель достигает 80 % и более, нам, конечно, ещё далеко, нов этом есть и некая перспектива для развития.
Если сейчас конкурентная борьба за клиента зачастую превращается в борьбу агентских комиссий, то этот фактор на самом деле носит временный характер. К тому моменту, когда уровень покрытия обязательным страхованием будет близок к 100 %, конкурентная борьба будет разворачиваться на ином поле - на уровне сервиса, дополнительных предложений.
Таблица 3.Лидеры по сбору страховых премий по ОС ГПО ВТС, млн тенге
АО "СК "НОМАД Иншуранс" |
5 183 546 |
"АО "ДО АО "Цеснабанк" СК "Цесна-Гарант" |
4 346 490 |
АО "Нефтяная страховая компания" |
2 962 424 |
АО "СК "Standard" |
1 658 444 |
АО "ДСК Народного банка Казахстана "Халык - Казахинстрах" |
1 646 139 |
Добровольное имущественное страхование
За прошедший год прирост объёмов премий по классам добровольного имущественного страхования (ДИС) составил всего 1,5 %. Основной причиной стало «проседание» двух классов добровольного страхования, которые имеют большой удельный вес. Страхование имущества, за исключением автомобильного, воздушного, железнодорожного, водного транспорта и страхования грузов с удельным весом в 45,5 %, в премиях ДИС сократилась по итогам 2012 года на 4,8 %, а страхование ГПО, за исключением ГПО владельцев автомобильного, воздушного и водного транспорта с удельным весом 14,1 %, показало результат ниже 2011 года на 21,1 %.
Причину такого снижения премий страховщики объясняют по-разному. Данную тенденцию можно объяснить демпингом на рынке, считает Ержан Елшибаев, заместитель председателя правления АО «Дочерняя компания БТА Банка «БТА Страхование». По его мнению, залоговое страхование физических лиц не занимает значительную долю на рынке и составляет около 20-25 %. Большую часть занимает корпоративный рынок. Конкуренция с каждым годом растёт, и компании вынуждены снижать ставки, чтобы удержать и привлечь клиентов. Изменение налогообложения страховых компаний в 2012 году также оказало своё влияние на сборы. Марина Полянская, директор департамента андеррайтинга АО СК «Альянс полис», уверена, что имущество не стали страховать меньше, а такой несущественный спад в 4,8 % по собранным премиям в данном классе вызван исключительно снижением страховых тарифов. Если несколько лет назад средняя процентная ставка на страховом рынке по страхованию имущества была около 0,2 %, то сейчас она снизилась до 0,15 %, - считает М. Полянская.
С мнением коллег согласен и Александр Тулешов, заместитель председателя правления АО «НСК». Он предполагает, что в данном классе имеет место демпинг со стороны отдельных страховых компаний, которые идут на это, чтобы выиграть тендеры среди крупных корпоративных клиентов.
В свою очередь Владимир Акентьев, первый заместитель председателя правления страховой компании «Коммеск-Өмір», считает, что снижение объёмов премий по добровольному имущественному страхованию кроется в неразвитости розничного страхования в этой сфере - практически весь объём приходится на корпоративный сектор, а также в увеличении требований по перестрахованию. По добровольному страхованию ГПО - в возможном снижении привлекательности данного вида для корпоративного сектора, отмечает эксперт.
Андрей Кадеров, начальник управления андеррайтинга АО СК «НОМАД Иншуранс», считает, что снижение может быть связано с завершением строительства многих крупных объектов. Снижение объёма премий по добровольному страхованию ГПО может быть связано с нежеланием страховщиков принимать некоторые очень опасные риски, так как на рынке в последнее время произошло несколько крупных убытков по данному классу страхования.
Выводы экспертов по возросшей убыточности верны. Выплаты по страхованию имущества, за исключением автомобильного, воздушного, железнодорожного, водного транспорта и страхования грузов, за 2012 год составили 7 686,5 млн тенге, что соответствует росту на 528,6 % по сравнению с показателями 2011 года. При этом доля выплат в страховых премиях по этому классу выросла с 4 % в 2011 году до 22 % в 2012 году. Аналогично выплаты по страхованию ГПО, за исключением ГПО владельцев автомобильного, воздушного и водного транспорта, за 2012 год составили 1 832,2 млн тенге, что на 271,5 % больше аналогичного показателя 2011 года. При этом доля выплат в страховых премиях по этому классу выросла с 4 % в 2011 году до 17 % в 2012 году.
Особого внимания заслуживает класс добровольного страхования автотранспорта, который за 2012 год подрос на 61,5 % по сравнению с объёмом 2011 года, но объём премий 6 431,8 млн тенге ещё далёк от объёмов ОС ГПО ВТС. Страховые компании, которые заинтересованы в развитии этого класса страхования, серьёзно мониторят рыночную ситуацию. Айдос Естемесов, управляющий директор АО «СК «Сентрас Иншуранс», предложил своё видение ситуации по этому классу: по его мнению, прирост 61,5 % соответствует прямому страхованию, в целом же (с учётом входящего перестрахования) прирост сборов в 2012 году составил 57,8 %, причём 11 компаний - лидеров по КАСКО занимают 91 % рынка.
А. Естемесов констатирует, что значительный прирост показали сразу несколько компаний: «Цесна - Гарант» - 491 % (720 млн тенге), «Евразия» - 262 % (1,5 млрд тенге), «Amanat» - 208% (361 млн тенге). По мнению эксперта, рост продаж КАСКО нельзя объяснить крупными сделками. Продажи среди физических лиц увеличились на 54 % (по объектам - 49 %), среди юридических лиц - 43 % (по объектам - 48 %). То есть можем сказать об увеличении интереса населения к добровольному страхованию автотранспорта, считает А. Естемесов.
В. Акентьев также считает, рост по автоКАСКО обеспечен одновременно несколькими факторами: появлением новых программ страхования, акций и спросом населения на автокредиты в связи с выгодными предложениями от банков, обновлением автопарка.
Согласен с мнением коллег и Е. Елшибаев. По его мнению, если говорить о добровольном страховании автотранспорта, то здесь одной из причин роста также является оживление банковского кредитования на приобретение автомобилей. В настоящее время, несмотря на резкое снижение ввоза транспортных средств на территорию Республики Казахстан, но ввиду изменения пошлин наблюдается значительный рост продаж автомобилей в салонах, при этом покупка в кредит является очень популярным средством приобретения для многих граждан. Оформление автомобиля в кредит, как правило, предусматривает приобретение договора КАСКО, - констатирует эксперт. Однако, замечает он, автострахование является наиболее «работающим» видом, потому что клиенты уже сами понимают важность страхования автомобиля.
По мнению Е. Елшибаева, ОС ГПО ВТС явилось толчком к развитию добровольных видов страхования. Со временем люди осознают, что страховка - это решение проблем при неприятностях на дорогах. Многие компании в комплекте с полисом ОГПО ВТС также дарят полисы КАСКО, что предоставляет клиентам возможность оценить преимущества программы. В следующий раз они уже добровольно приобретают данный вид страхования.
А. Кадеров считает, что в первую очередь объём премий по автострахованию вырос за счёт увеличения количества транспортных средств (естественного прироста). На мнение потребителей страховых услуг повлияло также совершенствование законодательства, системы автострахования, продуктов и сервиса, предлагаемого страховщиками. С одной стороны, автовладельцы «распробовали» преимущества добровольного страхования авто, с другой - продавцы стали увереннее продавать продукты КАСКО. Ещё одним двигателем роста стал рынок кредитования, с увеличением объёмов которого произошёл прирост в автостраховании. Немаловажным фактором является рост благосостояния наших граждан.
Пожалуй, все эксперты правы, говоря о том, что рынок добровольного КАСКО начал серьёзно набирать обороты. Но останавливаться на достигнутом слишком рано.
По мнению Е. Елшибаева, для дальнейшего развития рынка классического КАСКО необходимо работать над качеством обслуживания, улучшать постпродажный сервис, упростить процедуру выплат, предоставлять сопутствующие услуги при реализации страховых продуктов, таких как, например, помощь на дороге, услуги эвакуатора, консультации при автотранспортных происшествиях, разъяснение пользы страхования.
Таблица 4.Лидеры по сбору премий по добровольному имущественному страхованию, млн тенге
АО "СК "Евразия" |
17 183 382 |
АО "ДСК Народного банка Казахстана "Халык - Казахинстрах" |
5 298 959 |
АO "СК "Казкоммерц-Полис" (ДО АО "Казкоммерцбанк") |
4 257 566 |
АО "Нефтяная страховая компания" |
2 524 111 |
АО "СК "НОМАД Иншуранс" |
2 518 337 |
Таблица 5.Лидеры по сбору премий
добровольного страхования автотранспорта
АО "СК "Евразия" |
1 524 686 |
АО "ДО АО "БТА Банк" СК "Лондон-Алматы" |
824 702 |
"АО "ДО АО "Цеснабанк" СК "Цесна-Гарант" |
719 171 |
АО "СК "НОМАД Иншуранс" |
573 832 |
АО "Нефтяная страховая компания" |
561 555 |
Добровольное личное страхование
С передачей в компании по страхованию жизни класса ОС РНС у компаний по общему страхованию образовался солидный «дефицит» портфеля по работе с физическими лицами и работодателями - примерно на 16-17 млрд тенге. В связи с этим страховщики активизировались в таких классах страхования, как добровольное медицинское страхование и страхование от несчастного случая.
За 2012 год прирост премий по страхованию на случай болезни, или как ещё называют этот класс страхования - добровольному медицинскому страхованию (ДМС), составил 30,6 % - до 15 627,2 млн тенге.
А. Естемесов объясняет причину роста страховых премий тем, что медицинское страхование в организациях служит социальным пакетом для сотрудников как основной фактор, сдерживающий текучку кадров. Поэтому число компаний, приобретающих для своих сотрудников пакет добровольного медицинского страхования, ежегодно растёт.
На фоне роста премий значительно выросли и выплаты - на 21,1 %, до 10 224,4 млн тенге. Но, несмотря на увеличение в абсолютном выражении объёма выплат, доля выплат в страховых премиях уменьшилась с 71 % в 2011 году до 66 % в 2012 году. То есть убыточность добровольного медицинского страхования незначительно снизилась. Но это средние показатели по рынку в целом и они не отражают картину в отдельных компаниях.
Например, А. Тулешов считает, что произошло увеличение доли выплат, что связано с ростом цен на медикаменты и медицинские услуги. К тому же, считает он, существует доля демпинга со стороны отдельных страховщиков, которые для заключения договора зачастую включают дополнительные опции в список услуг, не повышая при этом стоимость страхования. Тем не менее, отмечает А. Тулешов, перспективы у этого класса, безусловно, большие. Если в данной сфере будет принят закон об обязательном медицинском страховании либо государство другим образом расширит присутствие частных страховых компаний в секторе медобслуживания, то это станет позитивным шагом к динамичному развитию и улучшению качества медицинского обслуживания в Казахстане. Кроме того, перспективным направлением может стать сектор малого и среднего бизнеса в части предложения лимитированных программ медобслуживания по более доступной цене, - считает эксперт.
Тот факт, что коэффициент выплат по добровольному медицинскому страхованию довольно высок, - это закономерно, считает А. Естемесов. ДМС никогда не был высокорентабельным видом страхования. Как говорят среди страховщиков, это «входной продукт» к страхователю, - считает он.
Е. Елшибаев соглашается, что в целом по рынку данный вид страхования убыточен. Но в структуре портфеля АО «Дочерняя компания БТА Банка «БТА Страхование» добровольное медицинское страхование является рентабельным видом страхования. Одним из инструментов повышения рентабельности данного вида страхования является создание мудрого альянса с ассистанс-компаниями, поликлиниками и другими медучреждениями, предоставляющими медицинские услуги, - делится опытом Е. Елшибаев. Другой немаловажный момент - необходимо контролировать уровень убыточности через грамотный андеррайтинг, осуществлять контроль качества предоставления медуслуг, ценовой политики, - считает он.
«Перспективы для развития ДМС в Казахстане есть, - считает В. Акентьев, - поскольку сфера охраны здоровья населения всегда будет приоритетным вопросом». Он отмечает, что вначале добровольное медицинское страхование возникло за рубежом как способ сделать услуги частных медицинских клиник более доступными для потребителей, защитив их от роста цен. В Казахстане, по его мнению, для развития этого класса надо ввести единые стандарты медицинского обслуживания, исключить возможность гипердиагностики в медицинских учреждениях и раскручивания страховых компаний на оплату излишних исследований.
Таблица 6.Лидеры добровольного медицинского страхования
АО "ДСК Народного банка Казахстана "Халык - Казахинстрах" |
4 024 894 |
АО "КК ЗиМС "ИНТЕРТИЧ" |
2 419 935 |
АО "СК "Евразия" |
1 702 201 |
АО "Нефтяная страховая компания" |
1 277 844 |
АО "СК "НОМАД Иншуранс" |
1 245 740 |
АО "Медицинская страховая компания "Архимедес - Казахстан" |
1 191 929 |
По классу страхования от несчастного случая (НС) компании по общему страхованию обеспечили рост на 54,3 % - до 13 203,9 млн тенге и прочно держат долю в общих премиях по НС на уровне 76-78 %.
Рост объемов по НС страховщики связывают исключительно с банкострахованием. Е. Елшибаев считает, что с посткризисным восстановлением казахстанской экономики в 2011 - 2012 годах активизировалось банковское страхование. Соответственно стали расти сборы по страхованию заёмщиков от несчастных случаев. Премии по страхованию от несчастных случаев растут за счёт активного развития ипотечного страхования. Банковские страховые продукты отличаются невысоким уровнем убыточности и привлекательны для бизнеса.
Кроме того, В. Акентьев отмечает, что помимо банкострахования многие компании выбирают НС как альтернативу добровольному медицинскому страхованию в силу его более низкой стоимости. Также он констатирует, что по НС основной рост приходится на компании общего страхования, в большей степени - на одну из страховых компаний, аффилированную с банком.
Выплаты по классу НС в 2012 году упали на 17 % и составили всего 260,0 млн тенге. Надо отметить, что доля выплат в премиях по этому классу также снижается: в 2011 году она составляла 4 %, а в 2012 году – 2 %. Такой низкий уровень выплат свидетельствует о низкой эффективности этого класса в качестве страхового инструмента. Скорее всего, программы страхования от НС, которые предлагаются банками в качестве обеспечения по кредитам, ограничены небольшим набором покрываемых рисков либо заёмщики реально не представляют возможностей, которые у них есть в связи с заключением договора страхования как заёмщика, и не пользуются страховкой.
Вспоминая историю с развитием ОС ГПО ВТС, которое поначалу воспринимался как дополнительный налог на транспорт, можно предположить, что и страхование от несчастного случая со временем также может стать востребованным рыночным продуктом в части защиты от финансовых потерь, связанных с нетрудоспособностью.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В целом, говоря об общем страховании, можно отметить, что отрасль развивается поступательно и наращивает объёмы розничного страхования. Уроки кризиса, когда корпоративные портфели страховщиков значительно «похудели», научили компании классическим подходам - «не ставить на одного коня» или «не хранить все яйца в одной корзине». Усилиями рынка обеспечивается развитие отрасли, хотя есть идеи, как это можно сделать быстрее.
Мы задали страховщикам вопрос: «Какие законодательные изменения Вы считаете необходимыми для того, чтобы классы общего страхования в Казахстане получили новый импульс развития?».
И вот какие ответы мы получили.
Ержан Елшибаев, заместитель председателя правления АО «Дочерняя компания БТА Банка «БТА Страхование»:
- Ввести как можно быстрее обязательное медицинское страхование. При этом порядок возмещения будет ещё проще. Клиент будет только получать услугу со стороны медицинских учреждений по факту обращения. Платить будет работодатель, но ему необходимо предоставить налоговые стимулы. Этот вид страхования даст толчок развитию не только страховых организаций, но и медицинского обслуживания в целом. Изменится подход в обслуживании. Обратим внимание на опыт США. Там очень сильное медицинское сообщество и очень сильное страховое сообщество. Объёмы, которые проходят через медицинское страхование, исчисляются огромными суммами. Человек, который не имеет страховки, при возникновении необходимости обращения за медицинской помощью получает огромные убытки для своего семейного бюджета. Поэтому и отношение к медицинскому страхованию очень трепетное.
Ещё один момент, который также будет способствовать развитию отрасли, - страхование от катастрофических рисков. Его надо сделать обязательным для сейсмоопасных и селеопасных зон. Можно определить категории регионов, для которых этот вид страхования актуален.
Это давно обсуждается, но до сих пор не реализовано. По моему мнению, импульс здесь должно задать государство. Международный опыт подсказывает, что пулы и фонды по данному виду страхования создаются при непосредственном участии государства. Оно аккумулирует необходимые средства на первоначальном этапе, потом подключает к этому процессу частные страховые организации, и этот резерв постоянно растёт. При наступлении катастрофического риска в случае нехватки сформированного резерва государство обеспечивает дополнительные вливания.
Владимир Акентьев, первый заместитель председателя правления страховой компании «Коммеск-Өмір»:
- Одним из наиболее действенных механизмов стимулирования развития добровольного медицинского страхования могли бы стать налоговые преференции для работодателей, застраховавшим своих работников по ДМС, то есть отнесение на вычеты затрат на страховку при расчёте налога.
В плане законодательных изменений хотелось бы, чтобы компаниям по общему страхованию разрешили снова осуществлять обязательное страхование работника от несчастных случаев наравне с компаниями по страхованию жизни. Кроме того, нужны законодательные изменения в части исключения профессиональных заболеваний из перечня страховых случаев.
Айдос Естемесов, управляющий директор АО «СК «Сентрас Иншуранс»:
- Страховыми организациями неоднократно поднимался вопрос о страховании недвижимости от землетрясений и других стихийных бедствий (подтопления талыми водами, пожара). Этот вопрос очень актуален и в настоящий момент (думаю аргументов довольно достаточно).
Также внедрение Европротокола, на наш взгляд, даст дополнительный стимул развитию добровольного страхования автомобильного транспорта. Кроме того, обязательное медицинское страхование просто необходимо для повышения качества медицинских услуг.
Марина ШИПОВАЛОВА
Источник: Журнал «Рынок страхования» № 1-2 (100-101), Январь-февраль 2013 г.