09
Пт, дек

Рынки морского страхования столкнутся с крупными исками о полном возмещении убытков от судов, застрявших в Украине

strahovanie morskih gruzov 1В связи с тем, что ряд судов застрял в Украине с начала военного конфликта с Россией, ожидается, что в начале 2023 года рынок морского страхования столкнется с большим количеством претензий о «полных потерях».

Украинские порты были закрыты для входа и выхода судов с 25 февраля 2022 года, на следующий день после начала военных действий, и, как сообщается, украинскими военными были установлены мины, фактически заблокировавшие до 100 судов в портах и вверх по течению.

Полная стоимость локализованных судов неизвестна, но она может составлять от $800 млн до $1 млрд, говорится в отчете.

Брифинг участников рынка, организованный Ассоциацией специалистов по диспашам и Международной ассоциацией андеррайтинга, подчеркнул всю глубину проблем, связанных с морским страхованием.

Джонатан Брюс, партнер HFW LLP и заместитель главы глобальной страховой и перестраховочной группы своей фирмы, присоединился к Буркхарду Фишеру, вице-председателю Ассоциации, чтобы обсудить ключевые вопросы задержания судов.

Брюс сказал: «Это новая ситуация, и поэтому существует довольно много неопределенности. Если ситуация не изменится быстро, вполне вероятно, что в феврале следующего года будет много предполагаемых общих потерь в одном «мешке», и необходимо будет принять некоторые быстрые решения».

По словам Брюса, если бы застрявшие суда были зафрахтованы, дополнительные премии могли бы продолжать выплачиваться, но со временем это, по-видимому, прекратилось бы, и большинство полисов утратило силу или было отменено.

Он объяснил, что в соответствии с положениями Института о войне и забастовках (IWSC) вполне вероятно, что опасности войны, враждебных действий, ограничений и задержаний были вызваны вторжением и последующим закрытием порта.

Обычно для предъявления иска должна иметь место потеря от физического ущерба, но в соответствии с пунктом о задержании иск может быть подан после 12 месяцев ограничения свободы судна, поскольку это считается полной потерей. В случае кораблей, застрявших на Украине, этот срок истекает в феврале следующего года.

Прежде чем объявить об убытке, необходимо было бы пройти обычное тестирование в соответствии с Законом о морском страховании, когда застрахованное лицо лишается владения судном из-за застрахованной опасности, тестирование, которое трудно выполнить, поэтому обычно легче положиться на пункт о задержании.

В 1984 году было внесено дополнение, известное как оговорка о блокировке и локализации, в ней было расширено «ограничение», которое применялось в тех случаях, когда водные пути были заблокированы военными действиями в течение 12 месяцев.

Брюс обрисовал дилемму: «Что происходит, когда полис был отменен или срок его действия истек после того, как судно попало в блокировку; или в срок до 12 месяцев оно будет уничтожено ракетой или миной? Положение становится еще более сложным, если выяснится, что другие суда затем могут уйти целыми и невредимыми из того же порта в течение 12 месяцев, другими словами, если бы не ракетный удар, потенциальных потерь не было бы. Это довольно сложный и интересный вопрос, и нет ни одного зарегистрированного в Англии случая, который бы дал ответ именно на эти факты».

Страховщики могут сказать, что покрытие не было расширено, и во время ракетного удара страховая премия не выплачивалась, так что это действие не покрывалось. С другой стороны, можно утверждать, что судно уже было обречено, когда произошло начало военных действий, и в то время страховщики все еще находились в зоне риска.

Что касается агрегирования претензий, Брюс сказал: «Существует вопрос, будут ли потери агрегированы как убытки, возникающие в результате одного происшествия или события, и вполне могут возникнуть споры по этому поводу, а также по поводу того, какой полис перестрахования отвечает. Это, в свою очередь, зависит от даты, которую вы принимаете за дату потери.

«Агрегация — это большая проблема, потому что, если все потери сложить вместе, применим только один эксцедент. Обычно это хорошо для страховщика по сравнению с перестраховщиками, если не превышен лимит на событие».

Во время начала боевых действий многие суда имели полисы военных рисков, но 24 февраля страховщики военных рисков начали использовать свое право требовать дополнительную премию для расширения покрытия.

Оставался вопрос относительно того, было ли оправдано наложение дополнительной премии на судно после того, как оно подверглось «захвату, конфискации, аресту, задержанию, локализации, конфискации или экспроприации», и если застрахованное лицо таким образом утратило право свободного пользования и распоряжения судном.

Фишер сказал: «Я считаю, что андеррайтерам как минимум проблематично взимать дополнительные премии за суда, которые были задержаны в украинских портах с 24 февраля 2022 года».

Если эта дополнительная премия из-за военных рисков не будет уплачена, страхование от военных рисков будет аннулировано, или согласованный период полиса истечет, пока судно задержано и до истечения 12 месяцев, предусмотренных пунктом о задержании.

«Хорошо ли расторгать договор страхования в тот момент, когда риск задержания уже наступил, а претензия по полису еще не материализовалась? Потому что именно это и представляет собой задержание: опасность с двумя компонентами, а именно первоначальный удар и элемент времени. Без этих двух составляющих претензия по полису не может быть реализована», — сказал Фишер.

Согласно отчету, поскольку между пропавшим кораблем и судном, задержанным во время войны, есть сходство, оба случая в конечном итоге могут рассматриваться как полная потеря.

Положение 1995 г. предусматривает, что пропавшее без вести судно должно быть защищено до прибытия в следующий порт в безопасности или до тех пор, пока оно не будет безопасно на месте стоянки. Имеются веские аргументы в пользу того, что положение о «удерживании под покрытием» также применяется, если судно в конечном итоге признано полностью погибшим.

Фишер пришел к выводу: «Я считаю, что решением может быть принятие этой практики для политики военных рисков, которая содержит пункт о задержании, а именно положение о том, что задержанное судно должно оставаться покрытым страхованием до тех пор, пока оно либо не будет свободно отправлено, либо не будет объявлено о полном убытке с уплатой пропорциональной ежемесячной премии».

Подготовлено порталом Allinsurance.kz