О механизмах, которые применяются для защиты на случай банкротства страховых компаний.
Потребители, желающие обезопасить себя от непредвиденных событий, обращаются в страховые компании с целью застраховать свои интересы, связанные с причинением вреда здоровью, движимому и недвижимому имуществу, ответственностью за наступление тех или иных негативных событий, влекущих материальный и нематериальный вред. Страховая отрасль предлагает ряд страховых продуктов для того, чтобы удовлетворить эти потребности. Но что происходит, если страховая компания сама становится неплатежеспособной в силу каких-либо обстоятельств? В подобных случаях в отношении тех видов страхования, где сконцентрированы ключевые социальные риски (к примеру, страхование от несчастных случаев, страхование ответственности автовладельцев, пенсионные аннуитеты), существуют различные системы гарантирования. Примечательно, что какого-то единого подхода в международной практике гарантирования не существует. При этом она же показывает, что страховой сектор оказывается далеко не самым защищенным даже в развитых экономиках в периоды серьезных потрясений.
К примеру, по данным Европейской комиссии, за период с 1996 года по 2004 год более 130 страховщиков обанкротились в странах ЕС, в то время как дефолт только греческих страховых групп затронул около 800 тысяч страхователей. Даже спустя несколько лет после более позднего события – кризиса 2008 года из 30 европейских стран 26 % страховых полисов в страховании жизни и 56 % полисов в общем страховании фактически оказались незащищенными подобными механизмами.
Основополагающим является определение для каждой отдельной системы базовых принципов при наступлении такого события, как дефолт страховой организации. Некоторые могут придерживаться ex post подходов, т.е. при дефолте страховой организации отрасль аккумулирует необходимый размер средств по факту (как это работает в некоторых американских штатах). Но в большинстве своем, с точки зрения различных компонентов устойчивости страховой отрасли и доверия к ней, более рациональным является постепенное аккумулирование средств до фактического наступления дефолта страховой организации, т.е. ex ante.
Одномоментные затраты для отрасли при ex post покрытии убытков могут оказаться существенно выше, т.к. рынку совместно с регуляторами требуется оперативная мобилизация существенного капитала для защиты страхователей, которые в случае дефолта страховой организации фактически получают статус кредиторов. Ex post схемы также могут исключать возможность покрытия убытков за счет средств самой страховой организации, допустившей дефолт, т.к. у самой компании к этому моменту может попросту не оказаться достаточных активов для покрытия обязательств.
Постоянно действующий ex ante механизм финансируется участниками страхового рынка постепенно, в то время как привлекаемые обязательные взносы инвестируются, что создает дополнительную подушку в виде инвестиционного дохода, но необходимо учитывать, что указанные взносы фактически напрямую влияют на стоимость страховых продуктов, особенно в период первоначального формирования системы гарантирования, но с постепенным снижением. Так, по данным Национальной ассоциации страховых комиссаров США (NAIC), если страховая отрасль в самом начале формирования системы гарантирования может платить в пределах 1,2 % от собранных премий в виде обязательных взносов, то спустя десятилетний период указанная ставка может снизиться до десятых процента.
Тем не менее, всегда есть вероятность того, что преждевременно сакуммулированных средств может оказаться недостаточно в случае крупного страхового банкротства или нескольких таких банкротств. Это уже лежит в плоскости оценки рисков страховой отрасли, правильного формирования резервов самих страховых организаций и обеспечения указанных обязательств ликвидными активами и адекватным собственным капиталом.
В подобных случаях важна многоуровневая система защиты страхователей. В Казахстане данный механизм реализован в виде созданного в 2003 году Фонда гарантирования страховых выплат и соответствующего закона. Фактически в рамках действующего законодательства для страхователей есть пять ступеней "защиты":
- покрытие убытков самой страховой организацией;
- основные резервы Фонда гарантирования страховых выплат;
- чрезвычайные взносы страховых организаций – в случае недостаточности основных резервов гарантирования;
собственный капитал Фонда гарантирования страховых выплат – в случае недостаточности основных резервов и чрезвычайных взносов; - заемные средства, которые Фонд вправе привлекать у Национального Банка Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и иных организаций. При этом заемные средства постепенно погашаются за счет тех же чрезвычайных взносов, т.е. конечные расходы в любом случае ложатся на страховую отрасль.
Основными задачами для Фонда являются прямая поддержка кредиторов – страхователей, не получивших страховые выплаты по гарантируемым классам вообще или в полном объеме при ликвидации страховых организаций, а также взаимодействие между ликвидируемой и принимающей страховой портфель страховой организацией в части оплаты указанного портфеля в размере обязательств. По состоянию на 01 июня 2021 года совокупные активы Фонда составили 17,5 млрд тенге для выполнения функций, установленных законодательством.
В соответствии с директивами ЕС для любой системы гарантирования необходимо поддерживать четыре ключевых компонента в своей деятельности:
- защита страхователей должна быть неотъемлемым компонентом социальной защиты;
- защита страхователей наилучшим образом достигается при создании эффективно структурированной системы гарантирования с адекватным финансированием и конкретным набором согласованных с рынком и регулятором функций;
- гармонизация подходов и международная практика должны рассматриваться в широком контексте механизмов восстановления и разрешения проблем страховой отрасли;
- частичное или полное внедрение любых регуляторных механизмов, таких, к примеру, как Solvency I и Solvency II для участников страхового рынка должны сопровождаться соответствующим развитием системы гарантирования.
Несмотря на то, что в Казахстане за всю историю существования системы гарантирования было всего шесть случаев принудительной ликвидации страховых компаний и последующего осуществления гарантийных выплат кредиторам этих страховых компаний на общую сумму в 1,3 млрд тенге (в результате ликвидации страховых компаний с очень небольшой долей рынка), система должна быть готова и к более серьезным убыткам, особенно в неоднозначных экономических условиях.
Нужно понимать, что банкротства страховых компаний и вытекающие убытки держателей полисов оказывают влияние на реальную экономику через поведенческие инструменты. К примеру, потребители, имея негативный опыт при ликвидации страховых организаций, будут приобретать меньше страховых продуктов, ограничиваясь только обязательными видами, в то время как возможности экономики управлять рисками будут снижаться. Кроме того, несмотря на штрафы и списания, которые могут налагаться на страхователей при досрочном расторжении полисов, держатели могут реагировать на реальные или ожидаемые убытки отказом от своих полисов, что напрямую усугубляет их финансовое положение в случае реализации тех или иных страховых случаев, способствуя тем самым кризисной ситуации в экономике.
Источник: forbes.kz