Несмотря на рост цен на автомобили и запчасти к ним, средняя цена добровольного автострахования в РФ в прошлом году упала. Причина — рост популярности «усеченных» программ каско с ограниченным набором рисков или франшизами.
Что почем
Российский рынок автострахования в прошлом году активно рос. По данным Банка России, темпы прироста взносов по ОСАГО составили 18,8%. Это произошло за счет подорожания запчастей, которое привело к повышению стоимости страховой защиты, прежде всего для страхователей с наибольшими индивидуальными рисками. Среднегодовая страховая премия по ОСАГО при этом тоже выросла значительно — с 6,9 тыс. до 7,9 тыс. руб. (+14,5%).
Объем взносов по страхованию автокаско в 2023 году вырос еще сильнее, на 21,4%, за счет расширения спроса на автокаско со стороны физических лиц: число полисов, проданных гражданам, выросло более чем на треть.
По мнению начальника управления добровольного автострахования «Росгосстраха» Елены Федоровой, с учетом тенденций роста автопарка, увеличения числа аварий в 2023 году (на 4,5%) и роста стоимости запчастей спрос на автокаско в этом году будет сохраняться и, возможно, даже увеличится.
«Структурная трансформация рынка находится в завершающей стадии, российские и китайские автомобили смогли обеспечить замену уходящих брендов»,— отмечает директор департамента продаж розничного бизнеса «Ингосстраха» Денис Морозов. По его словам, несмотря на высокие ставки фондирования, спрос на приобретение новых и подержанных автомобилей сохраняется, а учитывая вероятное снижение ключевой ставки ЦБ во втором полугодии 2024 года, можно ожидать сохранения позитивной динамики авторынка. И, соответственно, роста сбора премий по автокаско для физических лиц в 2024 году на 10–15%.
По прогнозу Страхового дома ВСК, рынок автокаско физических лиц в 2024 году вырастет на 8–10%. С одной стороны, этому будет способствовать позитивный темп прироста новых ТС, с другой — инфляционный рост цен автозапчастей и в целом ремонта автомобилей на СТО, что отразится и на цене страховки.
В отличие от ОСАГО, в сегменте каско средняя премия по страховым продуктам в прошлом году не увеличилась, а довольно резко, на 17,8%, упала (до 30,4 тыс. руб.), и это несмотря на рост цен запчастей и, соответственно, объема страховых выплат (+6,5%). В Центробанке связывают это с тем, что стало больше (в процентном соотношении) застрахованных подержанных автомобилей — в связи с повышением ценности автомобилей для собственников на фоне ограниченного предложения, а также подорожания машин и роста цен их восстановительного ремонта. В этом сегменте были популярны недорогие программы автострахования с ограниченным набором рисков и договоры с франшизами.
В результате усиления спроса на автокаско увеличился уровень проникновения этого вида страхования: по итогам 2023 года у каждого шестого автовладельца, чья ответственность была застрахована по ОСАГО, автомобиль был застрахован также по каско, тогда как годом ранее соотношение добровольного полиса к обязательному было 1:8. «Ожидаем, что в б/у сегменте проникновение страховых продуктов вырастет еще сильнее, в том числе за счет развития и увеличения линейки эконом и продуктов с франшизой»,— прогнозирует директор по связям с общественностью ВСК Иван Пучков.
«Цена договора в среднем выросла в 2022 году по отношению к 2021-му, а в 2023-м премия стала снижаться в связи с преодолением острого дефицита запчастей, возникшего в 2022 году, и в результате этого — замедлением быстрого роста их стоимости»,— считает вице-президент по автострахованию «Ренессанс Страхования» Сергей Демидов. Если новых логистических проблем не будет или резких колебаний курса не произойдет, то цена на каско, на его взгляд, будет в этом году относительно стабильна.
По словам Елены Федоровой, в связи с высокой конкуренцией на рынке автострахования компании принимают разные меры для привлечения клиентов: предлагают скидки за переход из другой СК, акционные программы для определенных сегментов и т. д. В связи с этим средняя страховая премия по каско стала доступнее для клиентов. «В условиях жесткой конкурентной борьбы такая динамика будет сохраняться и в 2024 году, но в дальнейшем мы будем наблюдать обратный тренд»,— прогнозирует она.
«В 2024 году уже не будет тенденции на снижение цены автокаско, поскольку запчасти сейчас не самые дешевые и долго держать низкие цены на каско вряд ли получится, поскольку это снизит результат страховой деятельности»,— считает старший управляющий продуктом по автострахованию департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантии» Павел Яковлев. Поэтому, по его мнению, цены, вероятно, немного скорректируются вверх, но не существенно, так как высокая конкуренция все-таки сохраняется.
Дешево и сердито
«Основной инструмент экономии на цене полиса каско — франшиза, то есть часть убытка, которую страхователь покрывает самостоятельно»,— говорит Денис Морозов. Размер франшизы в среднем составляет, по его словам, 35 тыс. руб. Также существенно сэкономить можно на продуктах-конструкторах, где клиент самостоятельно выбирает риски, от которых он хочет застраховать свой автомобиль и сумму покрытия (полное страхование в размере рыночной стоимости авто либо неполное страхование). Водители, которые реже обращаются по страховым случаям, экономят на каско при продлении, для них затраты на приобретение страховки либо не увеличиваются совсем, либо не так существенно растут по сравнению с прошлым годом при общем удорожании цен на страховку (например, из-за изменения конъюнктуры рынка запасных частей). «Усеченные продукты можно рекомендовать клиентам, не привязанным к обязательству по выплате кредита и которые хотят застраховать критические риски тотального убытка или угона. Это чаще владельцы б/у автомобилей»,— добавляет Денис Морозов.
Самый популярный вид мини-каско в «Росгосстрахе» — программа «Эконом», позволяющая сэкономить 50% затрат на каско при отсутствии убытков за счет уменьшаемой франшизы, рассказывает Елена Федорова. Она подходит для тех, у кого нет возможности сразу оплатить полную цену полиса. Популярны франшизы с первого и со второго страхового случая (то есть применяемые, соответственно, при первом либо втором ДТП). По полному каско в «Росгосстрахе» действует так называемая франшиза виновника: если авария произошла не по вине страхователя и есть установленное третье лицо-виновник, франшиза при урегулировании применена не будет.
«40,6% договоров оформляется с их различными типами франшизы»,— говорит Сергей Демидов. В целом, по его словам, новых договоров с франшизой почти в полтора раза больше, чем без нее. Такой способ экономии, с его точки зрения, оптимален: клиент получает защиту от полного перечня рисков и при этом — серьезную экономию в обмен на вполне посильные траты, если страховой случай наступит. «Мини-каско составляет 24,6% всех договоров. Сложно считать именно способом сэкономить на обычной страховке, это больше похоже на дополнение к полису ОСАГО»,— полагает Сергей Демидов. И оно, по его словам, редко напрямую конкурирует с полноценным каско: «Это скорее возможность оформить хотя бы минимальную защиту, когда цена обычного каско не устраивает клиента».
В «РЕСО-Гарантии» помимо различных вариантов франшиз советуют обратить внимание на страхование с противоугонными системами, некоторые из которых дают скидки по риску «Хищение» до 70%, а также на оформление полиса без рассрочки (если в рассрочку, то применяется надбавка к премии). «При этом мы предлагаем более выгодные цены, если клиент страхуется у нас комплексно и у него есть и другие наши продукты, а также при переходе из другой компании, если он там страховался без убытков»,— добавляет Павел Яковлев.
В ВСК в сегменте мини-каско наиболее популярен продукт «Уверенный», по которому ответственность действует до первого страхового случая. Также пользуется спросом линейка продуктов «Компакт», которая покрывает риски полной гибели ТС и его хищения, а также риск повреждения ТС в результате ДТП с установленным виновником.
«Учитывая цену автомобиля и ограниченное предложение на российском авторынке, клиенты осознают ценность своей машины и стараются застраховать ее хотя бы по усеченным программам каско»,— говорит Елена Федорова. Что же касается новых автомобилей, то, по словам эксперта, они зачастую приобретаются в кредит, поэтому некоторые банки требуют от заемщика либо обеспечить страхование с полном покрытием, либо добавляют стоимость полного каско в тело кредита. Из-за этого, по ее мнению, усеченное каско не так распространено в сегменте новых автомобилей.
«Мини-каско — это продукт в основном для авто старше шести лет, примерно 63% договоров каско на такие машины в "Ренессанс Страховании" — это мини-каско, еще 5% — страхование только от полного уничтожения и угона ("угон-тоталь")»,— говорит Сергей Демидов. Для авто со сроком эксплуатации один-два года доля договоров мини-каско не превышает 4% и еще 1% приходится на программы «угон-тоталь», а для относительно свежих двух-пятилетних — 31% и 4% на «угон-тоталь».
В «Ингосстрахе» без учета продуктов, дополняющих покрытие ОСАГО (при отсутствии у виновника ДТП действующего полиса ОСАГО), по итогам 2023 года распределение следующее: полное каско — 50%, продукты каско с франшизой — 37%, продукты мини-каско — 13% (из них продукты с риском «угон-тоталь» — 9%). «По продуктам, которые дополняют ОСАГО, цены которых обычно не превышает 3000 руб., превалирует доля авто б/у — она порядка 99%, в иных продуктах мини-каско доля б/у также очень высокая»,— добавляет Денис Морозов.
Белые пятна
Есть еще ряд способов экономии на каско, которые пока не пользуются популярностью среди российских автовладельцев.
«Из потенциально действенных способов экономии, которые еще не имеют большой популярности, но потенциально могли бы занять существенную нишу,— продукт по страхованию домохозяйств»,— рассказывает Денис Морозов. По его словам, если страховать машину или даже несколько машин, квартиру, здоровье одной семьи, можно сэкономить. Страховой компании выгодно обеспечивать разносторонний сервис и комплексное страхование, привлекать клиентов в свою экосистему, которая не ограничивается лишь страховыми услугами.
Также, по мнению Дениса Морозова, в России пока не прижились продукты с телематикой и различными ограничениями годовых пробегов. «Телематика — тема интересная, но пока достаточно сложная для массовой реализации», — соглашается Павел Яковлев. «Разного рода продукты с ограничением пробега или с требованием по установке на автомобиль телематического устройства позволяют хорошо сэкономить на полисе клиентам, у которых небольшие годовые пробеги и аккуратная манера вождения», — считает Иван Пучков.
Часто «не взлетают» программы с новыми, непривычными клиенту условиями, говорит Сергей Демидов. При этом они могут быть интересными, но в них нужно разобраться. Допустим, каско с ограничением пробега пользуется совсем небольшим спросом, хотя задача примерно прикинуть средний пробег за год не должна ни у кого вызвать проблем, да и докупить пробег программа позволяет.
Елена Федорова среди интересных, но не особо востребованных продуктов выделяет полисы, покрывающие риски «угон-тоталь», но при этом позволяющие автовладельцу, исходя из своего опыта вождения и прошлых убытков, выбрать подходящий лимит покрытия и по риску «ущерб», тем самым сэкономив 30–50% от стоимости полного каско.
Елена Федорова приводит два примера случаев, когда экономия на каско может обернуться разочарованием. Во-первых, это отказ от полиса GAP (дополнительная опция, при подключении которой можно получить полную первоначальную стоимость машины в случае ее угона или полной гибели). Цена такой страховой программы относительно невысока, но при этом клиент «фиксирует» цену ТС на момент его покупки, исключает снижение цены за счет амортизации ТС и при страховом случае («тоталь» или угон) получает полную выплату. Во-вторых, ошибка с выбором размера приемлемой франшизы. При желании хорошо сэкономить в момент оформления полиса, но при этом не страховать машину только по рискам «тоталь-угон», автовладельцы порой выбирают большой размер франшизы. При этом большинство убытков в последующем не превышают размер этой франшизы, и клиенту приходится урегулировать их за свой счет.
Не все клиенты знают, что на каско можно экономить и страховать только те риски, которые нужны клиенту и которые зависят от его профиля и опыта вождения. «Например, страхование от угона и стихийных бедствий для уверенных водителей и страхование от ДТП по вине самого же страхователя — для неопытных водителей»,— рассказывает Денис Морозов.
«Ошибочная тактика — не вписывать молодого водителя в полис каско для экономии, но при этом допускать его к управлению автомобилем»,— полагает Павел Яковлев. Ошибочным он считает и выбор более узкого, урезанного покрытия вместо полного каско с большой франшизой.
«Наиболее распространенная ошибка — поиск самого дешевого предложения среди страховых компаний, без учета уровня сервиса, удобства организации выплат, состава станций техобслуживания и даже условий договора»,— считает Сергей Демидов.
Автор: Петр РУШАЙЛО
Источник: Коммерсантъ