20
Ср, нояб

Задержка рейса: какие компенсации положены пассажиру от страховой и от авиакомпании

Во время путешествия или командировки задержка рейса может привести к серьезным расходам. Летом, в сезон отпусков, это особенно актуально. Разобрались, какой страховой полис позволит сократить финансовые потери, если самолет опаздывает, и можно ли получить компенсацию одновременно и от страховой, и от авиакомпании.

Сколько денег можно получить

Компенсация задержки рейса от авиакомпании в России регламентирована Федеральными авиационными правилами и Воздушным кодексом, в Европе это регламент EC № 261/2004. Дополнительно к международным рейсам применяются положения Варшавской или Монреальской конвенции. Также здесь работает Закон о защите прав потребителей, рассказывает управляющий директор департамента андеррайтинга розничного страхования компании «Ренессанс Страхование» Артем Искра. Однако опоздание на рейс чаще всего не будет являться страховым случаем.

По российскому законодательству денежная выплата положена в случае вины авиакомпании, например, поломки самолета или же если предыдущий рейс вылетел позже, что привело к изменениям в расписании. Если вылету помешали плохие погодные условия, то денежная выплата не предусмотрена.

Согласно требованиям Роспотребнадзора:

  • вне зависимости от того, на сколько задержан рейс, всем пассажирам с маленькими детьми (до семи лет) должна быть предоставлена комната матери и ребенка;
  • при задержке рейса на два часа и более у пассажира есть право на два телефонных звонка или сообщения по электронной почте. Кроме этого, авиакомпания должна обеспечить всех пассажиров прохладительными напитками;
  • при задержке рейса более четырех часов перевозчик обязан обеспечить всех горячим питанием. Питание авиакомпания должна предоставлять каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь в ночное. Как правило, пассажирам выдают талоны на питание в одном из ресторанов или кафе аэропорта;
  • в случае задержки самолета на восемь часов и более в дневное время (шесть и более в ночное) авиакомпания должна разместить своих пассажиров в гостинице. Кроме того, перевозчик обязан организовать трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно, а также хранение багажа.

При наличии страхового полиса размер компенсации зависит от страховой суммы, которую выбирает клиент при оформлении полиса по программе страхования путешественников. «Средняя выплата в "СберСтраховании" по риску "задержка рейса" составляет 15 180 рублей», — говорит директор проектов «СберСтрахования» Елена Кошелева. По ее словам, при оформлении полиса клиента попросят указать номер рейса. Но иногда бывает, что путешественник заранее его не знает. Поэтому за сутки до начала действия полиса клиенту на телефон придет напоминание со ссылкой на заполнение недостающих данных, которые позволят клиенту получить выплату по риску «Задержка рейса». «Отдельных заявлений в страховую подавать не нужно: компания произведет выплату клиенту в течение 24 часов с момента фактического вылета рейса», — рассказывает Елена Кошелева.

Полисы добровольного страхования авиапассажиров от «АльфаСтрахования» предусматривают выплату фиксированных денежных сумм. «Размер такой выплаты зависит от длительности задержки и достигает 6–10 тысяч рублей — это поможет компенсировать различные непредвиденные расходы, которые пассажиры несут при задержках», — говорит директор департамента страхования пассажиров «АльфаСтрахование» Дмитрий Мигачев.

Можно ли получить выплату дважды

Авиакомпании обязаны предоставлять пассажирам ряд услуг при задержках вылетов. Кроме того, если задержка превышает определенное время, то пассажир вправе претендовать на материальную выплату. Например, при задержке более трех часов рейса внутри Евросоюза пассажир может получить компенсацию от 600 евро, непосредственно обратившись в саму авиакомпанию. Если речь идет о длительном перелете, то сумма компенсации может быть еще больше. Причем выплату можно получить как непосредственно деньгами, так и ваучером на следующую поездку.

В случае страховых выплат все лимиты выплат определяются в договоре страхования. Они могут быть привязаны к срокам задержки рейса и типу рейса. «Чаще всего это регулярные рейсы, время задержки рейса — от шести часов, лимиты — до 500–700 у. е. в зависимости от типа задержки. При этом также имеет значение причина задержки рейса: если она не включена в перечень рисков, то страховая выплата не полагается», — отметили в «Совкомбанк Страховании». Чаще всего возмещение полагается, если задержка произошла по причине неблагоприятных метеоусловий, механических повреждений самолета, промышленных действий, противоправных действий третьих лиц.

Обычно платеж от авиакомпании не отменяет выплат по страховому полису. «Выплата застрахованному предусмотрена вне зависимости от иных компенсаций, в том числе от авиакомпании», — говорит Елена Кошелева. Так, дополнительную опцию «задержка рейса» в «СберСтраховании» можно приобрести в рамках полиса «Страхование путешественников», причем компенсация предусмотрена уже с третьего часа ожидания вылета.

Однако это правило действует не во всех страховых компаниях. Например, в СК «Совкомбанк Страхование» в программе «Медицинские и иные экстренные расходы — D» предусмотрено следующее возмещение расходов в случае задержки рейса. При задержке более чем на четыре часа возмещаются необходимые расходы застрахованного лица на питание (включая безалкогольные питьевые напитки) и временное размещение в гостинице. Однако выплата производится при условии предоставления соответствующих документов, выданных уполномоченным представителем перевозчика, подтверждающих такую задержку. При этом застрахованный обязан предоставить страховщику нотариально заверенный документ, из которого следует, что он отказывается от получения компенсации от перевозчика по задержке рейса в пользу страховщика.

Как оформить полис

Оформить защиту от задержки рейса очень легко: российские авиакомпании и онлайн-тревел-агентства предлагают ее в качестве дополнительной услуги при покупке авиабилета через Интернет. Большинство таких полисов предусматривают выплаты при задержках свыше четырех часов. Продукты «АльфаСтрахования» при этом часто включают сервис моментальных выплат. «Благодаря этой услуге клиенту не потребуется даже обращаться в страховую компанию, чтобы сообщить о произошедшем», — рассказывает Дмитрий Мигачев. Система автоматически отслеживает статус рейса застрахованного пассажира и если видит задержку вылета по условиям полиса, то фиксирует страховой случай и самостоятельно направляет ему сообщение с уже рассчитанной суммой выплаты. Получателю остается лишь пройти идентификацию по копии паспорта и сразу получить деньги на свою банковскую карту — весь процесс занимает не больше пары минут.

Как говорит Артем Искра («Ренессанс Страхование»), наиболее востребованная программа предусматривает онлайн-выплаты компенсации за каждый час задержки сверх какого-то лимита (обычно сверх четырех часов). Причем выплата автоматически поступает на карту туриста, система сама отслеживает задержки рейсов. Таким образом, турист получает помощь здесь и сейчас, когда она особенно нужна. Еще один риск, застрахованный в рамках этой программы, — это компенсация стоимости первого дня проживания в гостинице или аренды автомобиля, бронь за который, как правило, не возвращается. Также пакет включает страхование багажа, документов и страхование от несчастных случаев.

Другая программа предусматривает защиту пассажира в случае опоздания из-за задержки рейса на стыковочный рейс. «Общее правило: при покупке двух отдельных билетов (в отличие от авиабилета, предусматривающего пересадку) авиакомпания не будет нести ответственность за опоздание пассажира на стыковочный рейс. Оформив полис, турист получает гарантию возврата стоимости неиспользованного из-за опоздания билета», — говорит Артем Искра («Ренессанс Страхование»).

Источник: Банки.ру