08
Пт, нояб

Перспектива по цене на полисы ОСАГО в РФ и что будет с выплатами в условиях дефицита автозапчастей

remont autoРоссийский Союз Автостраховщиков (РСА) готовит к выпуску новую версию справочника автозапчастей. Эксперт рассказал, поможет ли это сделать процедуру расчета стоимости ремонта по ОСАГО в России более прозрачной для автомобилистов и компенсировать проблемы, связанные с западными санкциями.

Публичная проверка актуализированных версий справочников средней стоимости запчастей проводилась на сайте РСА с 15 по 29 ноября. Данные из этих справочников используются при расчете стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО. Сейчас действует справочник, вступивший в силу 19 октября. Руководитель рабочей группы «Защита прав автомобилистов» Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) Пётр Шкуматов считает, что обновленные справочники весьма вероятно покажут дальнейший рост стоимости запчастей и это может способствовать повышению стоимости полисов ОСАГО прежде всего для высокоаварийных категорий автовладельцев.

«Тем не менее, это объективно: если имущество одного человека повреждено по вине другого человека, который в соответствии с законодательством РФ застраховал свою гражданскую ответственность, то этот убыток должен быть тем или иным образом возмещён страховой компанией, даже несмотря на высокую стоимость запчастей. К сожалению, из-за логистических проблем ремонт страховщиками автомобилей по ОСАГО в установленный законодательством срок 30 календарных дней зачастую является нереализуемой задачей. Станции технического обслуживания не дают каких-либо гарантий и лишь заявляют, что детали могут появиться, скажем, в течение 45 рабочих дней. На мой взгляд гораздо страшнее в нынешнее время остаться один на один с искалеченным автомобилем на неопределенный срок», - считает эксперт.

«Поэтому сегодня приоритетным вариантом является возмещение ущерба деньгами. Сумма выплаты рассчитывается по актуальной версии справочников, которые РСА обновляют минимум раз в три месяца. Стоимость ОСАГО напрямую зависит от размеров страховой выплаты. Последняя неумолимо растет на фоне санкционного кризиса запчастей и прочих факторов, включая инфляцию. Именно поэтому цена на ОСАГО будет иметь тенденцию к увеличению, прежде всего для высокоаварийных водителей. Но при этом пострадавшие автомобилисты продолжат получать полную и своевременную выплату, несмотря на внешние обстоятельства. Ноябрьская актуализация справочника позволит оперативно учесть новые скачки цен на запчасти, производители которых ушли из России. Публичные обсуждения справочников способствуют тому, чтобы процедура расчета стоимости ремонта по ОСАГО стала более прозрачной».

Только в справочнике РСА от 19 июня по сравнению с мартовским справочником средний рост цен на запасные части к автомобилям наиболее популярных зарубежных марок составил около 30%. В последующих версиях справочников (от 19 сентября и от 19 октября) цены отличаются несущественно. С 11 сентября, по Указу ЦБ РФ, вступили в силу новые правила расчета стоимости восстановительного ремонта: теперь в справочниках можно учитывать цены только на сертифицированные аналоги в случае отсутствия оригинальных деталей на рынке. Благодаря данному решению автомобилисты могут рассчитывать на ремонт по ОСАГО качественными запчастями, которые фактически присутствуют на рынке.

«Увы, вопреки многочисленным правительственным мерам и попыткам участников российского рынка запчастей наладить ситуацию, проблема с доступностью некоторых оригинальных запчастей для ремонта автомобиля сохраняется и даже нарастает, то есть они физически недоступны, и вряд ли это удастся исправить в ближайшее время, несмотря на многочисленные разговоры о параллельном импорте. Хорошо, что проблему признают на федеральном уровне: о сложностях с логистикой, доставкой, стоимостью запчастей и самих автомобилей Президент страны не так давно говорил в ходе совещания с членами правительства», - отметил Пётр Шкуматов.

«Страховому рынку и рядовым автомобилистам очень не хватает эффективных системных решений, которые решали бы хотя бы 80% сегодняшних проблем с ремонтом автомобилей, да и их поставками в целом. Кстати, одним из шагов решения проблемы с комплектующими может стать временное разрешение на использование сертифицированных б/у запчастей и увеличение сроков проведения восстановительного ремонта. Пока же поиск качественного автосервиса все больше напоминает страховщикам и автомобилистам непростой квест, учитывая тенденцию на закрытие станций техобслуживания даже в крупных городах».

Эксперт уверен, что в текущих условиях, когда автозапчасти существенно подорожали, все большую актуальность набирает инициатива РСА о переходе на выплаты без учета износа транспортного средства в ОСАГО. К обсуждению этого вопроса необходимо вернуться уже в 2023 году.

«Часто водители не желают доплачивать из своего кармана за ремонт, если страховой выплаты не хватило. Это частая боль владельцев старых автомобилей, ведь по закону износ может «съедать» до 50% стоимости детали. Эти люди вынуждены идти в суд, чтобы взыскать разницу с виновника ДТП. Отсюда дополнительная нагрузка на судебную систему: ежегодно происходит около 2-х млн ДТП и каждое может быть потенциальным основанием для подачи иска от пострадавшего водителя в сторону виновника ДТП. Чтобы уменьшить количество претензий от одних автовладельцев к другим, необходимо переходить на 100% форму возмещения стоимости поврежденных запчастей при выплате ущерба деньгами», – напомнил Пётр Шкуматов.

Источник: Информационный проект «ОСАГО: общественная экспертиза»