20
Сб, апр

Сауле Джундубаева: ДМС и ОСМС не конкуренты, а партнеры

Введение в Республике Казахстан с 2019 года системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) на сегодняшний день является одной из самых обсуждаемых для граждан Казахстана темой. Но профессиональное страховое сообщество, точнее медицинские страховщики, не менее озабочены вопросом, а как же будут сосуществовать уже годами наработанная система добровольного медицинского страхования (ДМС) и вновь вводимая система ОСМС? Мнение по этому вопросу порталу www.allinsurance.kz высказала Сауле Джундубаева, DBA, Председатель Совета директоров АО «Казахская корпорация здравоохранения и медицинского страхования ИНТЕРТИЧ» .

 

 - Сауле Отановна, Корпорация «Интертич» в части медицинского страхования всегда была в авангарде и «на острие событий». Многие страховщики с большим скепсисом смотрят на текущую ситуацию по введению ОСМС и предрекают «скорую кончину ДМС». Что Вы думаете о текущей рыночной ситуации, насколько такой пессимистический прогноз реализуем?

- Действительно, Корпорация «Интертич» была первой компанией в Казахстане, которая начала заниматься медицинским страхованием. Более того, компания была образована в 1989 году и в 1995 году ею была получена первая лицензия на территории Казахстана на право проведения страховой деятельности. Корпорация «Интертич» является единственной компанией в Казахстане, предоставляющей медицинскую помощь в любом регионе Казахстана, в Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане, и обладает собственной сетью, состоящей из 27 клиник.


Что касается ситуации на рынке ДМС и общей картины в здравоохранении, то можно привести несколько цифр. Доля расходов на здравоохранение в Казахстане в 2017 году составила 2,48% от объема ВВП. За последние 5 лет этот показатель варьировался от 2,12% до 2,48% и это несмотря на ежегодное увеличение расходов госбюджета Казахстана на здравоохранение. Для сравнения, в группе стран с высоким / средним уровнем доходов этот показатель составляет 6,3%, в странах ОЭСР и Евросоюзе в среднем - 9,3%. Затраты на здравоохранение в соседней России составляют 5,9% ВВП.


Доля ДМС в общих расходах медицинского сектора Казахстана не превышает 3% (за последние 5 лет варьируется от 2,02% до 2,55%), то есть остается на довольно низком уровне и значительно отстает от аналогичных показателей развитых стран. Для сравнения, в США, странах Западной Европы этот показатель составляет 80-85 %. ДМС в Казахстане охвачено не более 4% населения или 700-720 тысяч человек.
Лицензию на осуществление ДМС в Казахстане имеют 22 страховые компании, но активно осуществляют деятельность по ДМС только 7. Из них специализированными в области ДМС, то есть с долей ДМС в страховом портфеле компании более 90%, можно назвать только две компании. Компания «Интертич» с долей ДМС в общем страховом портфеле более 90% и СК «Sino Asia B&R» (Архимедес Казахстан) с долей 100%. Доля ДМС в страховом портфеле других компаний составляет не более 25%, а у большинства – менее 10%.


ДМС осуществляется на основе программ страхования и позволяет застрахованным получать более широкий перечень своевременных, качественных медицинских услуг в комфортных условиях, быстрый и беспрепятственный доступ к медицинским услугам, в том числе частных поставщиков (Россия, Казахстан и другие). То есть ДМС является дополняющей программой, поэтому расходы работодателей и граждан на ОСМС, которые планируется ввести с 2019 года, могут реально «ослабить» платежеспособный спрос на программы ДМС. Так что при определенных условиях пессимистичный сценарий может и реализоваться.

- Но, граждане, которые привыкли к определенному уровню медицинского обслуживания и тратят средства на свое здоровье как в части ДМС, так и в части платных услуг, скорее всего, не будут согласны с тем, что им предложат лечиться на общих условиях за их же собственные деньги. С этим-то как быть?


- В Конституции Республики Казахстан права граждан в отношении охраны здоровья предусматривают право на получение бесплатной медицинской помощи, так же как и платных медицинских услуг. Рассуждая логически, я, как гражданин, который производит отчисления средств в систему ОСМС, имею право пользоваться медицинскими услугами в рамках ОСМС. Во многом система ОСМС не предполагает наличие комфорта и сервиса, к которому я привык, и я готов доплатить за этот сервис либо в рамках системы ДМС, либо на основе платных услуг. На сегодняшний день гражданин, оплачивая обязательные платежи в ФОМС и желая получить качественный сервис, вынужден нести двойные расходы из своего бюджета.


Нужно отметить, что идея внедрения ОСМС предполагает защиту граждан от значительных медицинских расходов при возникновении серьезных заболеваний, требующих дорогостоящей диагностики и лечения.
Но ситуация такова, что граждане поставлены перед выбором: либо пользоваться «тем, что дают», либо дополнительно платить за «то, что они хотят», не имея возможности отказаться от услуг в системе ОСМС.
Проблему можно решить, если предусмотреть возможность эффективной системы взаимодействия ОСМС и ДМС.

- Как можно реализовать схему взаимодействия ОСМС и ДМС?

- Главным принципом внедрения системы ОСМС является обязательность и всеобщий охват, при этом ДМС должно являться дополняющим видом страхования к ОСМС, которое будет обеспечивать участникам системы равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.


Основное условие успешной реализации стратегии взаимодействия ОСМС и ДМС – это четкое и ясное описание программы государственных гарантий, то есть видов, объемов и условий предоставления бесплатной медицинской помощи. Создание системы взаимодействия предполагает принятие следующих ключевых решений:
• точное определение видов медицинской помощи, предоставляемой любому гражданину бесплатно, то есть то, что при любых условиях оплачивается за счет средств ОСМС;
• допущение дополнительного финансирования из средств ДМС на получение наиболее широкого пакета медицинских услуг по ОМС.

- Какая роль будет отводиться страховщикам в системе взаимодействия ДМС и ОСМС?

- Все, что касается роли страховых компаний в рамках ДМС, то она должна сохраниться, кроме того страховщики будут осуществлять финансирование системы здравоохранения за счет привлечения средств предприятий, работодателей и населения, аккумулирование этих средств и их дальнейшее распределение между медицинскими учреждениями. Также система взаимодействия в рамках ОСМС произведет снижение нагрузки на государственные медицинские учреждения, окажет влияние на повышение качества предоставляемых услуг, а также организует контроль над потоком пациентов и финансовыми потоками.
Но такое взаимодействие по мнению страховщиков можно организовать при участии ассистанских компаний.

- Ассистанские компании уже и сейчас работают в системе ДМС, а также в обслуживании туристов за рубежом. Какая роль им будет отведена в части взаимодействия систем ОСМС и ДМС? Почему необходимо участие ассистанских компаний в системе ОСМС, как основных субъектов здравоохранения?

- Существует два вида ассистанских компаний: координирующая и сервисная. Координирующая ассистанская компания оказывает услуги, являясь посредником между страховыми компаниями и медицинскими, транспортными, туристическими или другими организациями, оказывает информационно-консультационные услуги и прием звонков.
Сервисная ассистанская компания оказывает медицинское обслуживание и услуги, обладая собственной сетью клиник, оборудованием и инфраструктурой, собственным медицинским персоналом, техническими, технологическими и информационными ресурсами, финансовой ресурсами, которые обеспечивают надежность такой компании как партнера страховщика. К последней категории ассистанских компаний относится Интертич.


Участие ассистанских компаний в системе ОСМС, как основных субъектов здравоохранения необходимо по нескольким причинам. Прежде всего – это наличие опыта и механизмов по управлению финансовыми потоками в области медицинского обслуживания застрахованных и населения, по регулированию финансовых взаиморасчетов, оценке качества предоставляемых услуг и управлению потоком пациентов. Еще одна причина - это наличие отработанных процедур взаимодействия с медицинскими организациями, контроль и мониторинг медицинских расходов, контроль качества медицинских услуг. Именно ассистанские компании занимаются обеспечением договоров медицинского страхования. И только при участии ассистанских компаний имеется возможность предоставлять объемы ДМС и ОСМС в любом регионе Казахстана.

- Как ведущий медицинский страховщик, могли бы Вы сформулировать «рецепт» успешного партнерства государства и частного рынка в части совмещения ДМС и ОСМС?

- Да, как компания, которая понимает медицинский бизнес «изнутри», у нас есть предложения, реализация которых, на наш взгляд, позволит успешно реализовать эффективное сочетание ДМС и ОСМС. Прежде всего, необходимо разработать собственную казахстанскую модель обязательного медицинского страхования, которая позволит усовершенствовать систему социальных гарантий, при этом необходимо учесть, что оплата медицинской помощи будет и должна осуществляться в зависимости от объема и качества проделанной работы.


Если говорить о конкретных шагах, то начинать нужно со следующего:
• Законодательно закрепить за ассистанскими компаниями статус участников системы ОСМС;
• Наделить правом координации ОСМС те ассистансы, которые оказывают услуги для застрахованных клиентов по ДМС;
• Определить регуляторный надзор за деятельностью медицинского ассистанса, который координирует ОСМС;
• Ввести для асистансов требования по отчетности для контроля распределения финансовых потоков;
• Обеспечить прозрачность деятельности ассистанских компаний через публикацию или обнародование сведений об их основных финансовых показателях, объемах предоставляемых услуг, активах, резервах и т.д.;
• Установить четкие критерии для участия ассистанских компаний в системе ОСМС;
• Установить для субъектов здравоохранения, в том числе ассистанских компаний, адекватные тарифы по оплате услуг по оказанию медицинской помощи в системе ОСМС.
Нужно отметить, что это не только предложения компании «Интертич». Эти предложения не раз обсуждались страховым рынком и страховщики их полностью поддерживают.

- Страховые компании уже давно вносят предложения по совместному участию государства и частного бизнеса в системе здравоохранения, но насколько мне известно, Минздрав пока не проявляет должного внимания к этим предложениям. Что-то изменилось в этом направлении?

- На пороге введения ОСМС Министерство здравоохранения стало активно консультироваться со страховщиками относительно совместной реализации ОСМС И ДМС. 3 июля текущего года состоялось заседание Бизнес совета при Министерстве здравоохранения РК под председательством министра здравоохранения Биртанова Е.А. В рамках этого заседания в том числе обсуждался вопрос развития добровольного медицинского страхования для целей достижения всеобщего доступа к услугам здравоохранения с учётом внедрения системы ОСМС.


По итогам встречи было принято решение о дальнейшей консолидации замечаний и предложений страховых компаний в целях развития добровольного медицинского страхования и достижения всеобщего доступа к услугам здравоохранения с учетом внедрения системы ОСМС. Данное решение принято для формирования законодательных актов, предусматривающих наиболее эффективную возможность сочетания ДМС и ОСМС и учитывающих интересы всех участников системы здравоохранения. Так что подвижки есть и мы очень надеемся, что все намеченное реализуется для всеобщего блага.

- Желаю Вам успехов!