08
Пт, нояб

Даурен Иманжанов: Как онлайн страхование изменит жизнь автовладельцев

Imanzhanov daurenПредседатель правления страховой компании «НОМАД Иншуранс» Даурен Иманжанов рассказывает forbes.kz, что изменится на рынке после введения электронного страхования.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже подписал поправки по вопросам страхования и страховой деятельности. Главное изменение, которое заинтересует большинство автовладельцев, – внедрение электронного полиса обязательного автострахования ОГПО и полный отказ от бумажных полисов по этому виду страхования уже с 1 января 2019. Привычные бумажные полисы ОГПО можно будет сдавать в музей, как пережиток прошлого. Когда-то в мире также «похоронили» бумажные билеты на самолеты, перейдя на электронные.

Даурен Иманжанов 14 лет посвятил страхованию, пройдя путь от аварийного комиссара до председателя правления. Под его руководством «НОМАД Иншуранс» вышла в лидеры рынка, став крупной компанией с офисами в 17 городах Казахстана. В компании уже подсчитали, что после введения онлайн страхования экономия только на бумажных полисах ОГПО составит порядка $100 тыс. в год. Полисы печатают на казахстанской банкнотной фабрике и стоят они недешево.

Даурен Касымханович, законопроект был инициирован в прошлом году страховыми компаниями и Национальным банком. Зачем понадобилось его вводить?

- Онлайн страхование – шаг к удобству клиентов. Цифровизация подталкивает бизнес, в том числе и страховые компании, переориентироваться на новые технологии.

Кроме того, не секрет, что сейчас продают «левые» полисы. По моим расчетам, на всем страховом рынке Казахстана около 20-25% страховых полисов – нелегитимные. Люди ездят, не подозревая, что они не застрахованы. Когда происходит страховой случай, компания проверяет и говорит: полис поддельный. Это – шок для клиентов. Мы, страховщики, неоднократно пытались выявлять мошенников вместе с полицией, но устали бороться точечно. Одних прикроешь – появляются другие. Онлайн-страхование позволит сократить подобные случаи.

Будут ли инспекторы полиции штрафовать водителей за отсутствие полиса ОГПО или нет?

- Внедрение электронного полиса обязательного автострахования лишь в деталях поменяет существующую систему. В целом всё останется без изменений: казахстанские автовладельцы обязаны страховать свою ответственность перед третьими лицами. Штрафы за отсутствие страховых полисов не отменяются, но возить бумажный полис с 1 января 2019 не нужно, потому что будет внедрён «электронный полис». Застраховаться можно будет как в офисах страховых компаний, так и у страховых агентов. Вместо документа с печатью, клиенты будут получать SMS-уведомление с номером страхового полиса обязательного автострахования ОГПО. Эту же информацию можно будет узнать напрямую у страховых компаний. Данные о застрахованных клиентах всё так же будут храниться в Единой Страховой Базе Данных (ЕСБД).

Как электронный полис будет работать технически, например, как доказать его наличие инспектору?

- Сотрудники дорожной полиции смогут проверить наличие страхового полиса. Думаю, у них будет доступ к электронному архиву, который позволяет верифицировать страховку. Подобно тому, как инспекторы проверяют номера автомобилей на наличие техосмотра и неоплаченных штрафов, по такой же схеме будет работать проверка страхового полиса. Все также, только без бумажного полиса на руках.

Сейчас многие водители возразят, что база может зависнуть, и вообще – оригинальный бланк надежнее.

- После оплаты клиенту придет SMS -уведомление и подтверждение о покупке на электронную почту. Для уверенности можно сохранить SMS или распечатать подтверждение, но, повторюсь, этого делать не обязательно. Все будет видно в базе. Дополнительного заверения печатями обычной черно-белой распечатки не требуется.

Какие еще страховки, помимо обязательного автострахования ОГПО, можно будет приобрести через интернет?

- Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, перевозчика перед пассажирами, туриста, аудиторов, владельцев объектов, частных нотариусов, экологическое страхование. Например, при выезде за границу будет выдаваться страховой полис в электронной форме и страховой сертификат.

В Казахстане на сайтах страховых компаний уже давно можно увидеть предложение о продаже страховок онлайн. Почему это не считается полноценным онлайн-страхованием?

- Сейчас, если вы хотите купить КАСКО или ОГПО, то заходите на сайт и отправляете заявку, отвечаете на вопросы менеджера, а затем курьер страховой компании привозит вам полис. Называть это «онлайн-страхованием» не совсем верно. Новая система предполагает полный отказ от бумажных документов. После ввода данных расчет стоимости страховки будет производится автоматически страховой компанией через единую страховую базу данных. И уже если клиента все устраивает по цене, он тут же заключает договор страхования оплатив банковской картой. После чего придет SMS-уведомление о покупке полиса.

Вы предусматриваете возможность урегулировать онлайн убытки по обязательному страхованию?

- В законе сказано, что по желанию заявителя требование о страховой выплате может быть направлено в электронной форме с приложением документов, необходимых для осуществления страховой выплаты, в виде электронных копий или электронных документов. При этом требование о страховой выплате в электронной форме не освобождает заявителя предоставить страховщику оригиналы документов.

Думаю, это вопрос времени. Для клиентов компании мы уже запустили онлайн сервис, благодаря которому можно отправить документы после страхового случая. С нашей стороны, это первый шаг к онлайн-урегулированию убытков. Сейчас собираем информацию и думаем, что и как сделать дальше. Вообще, мне кажется, это важная тема. За последние несколько лет страховые компании активно пришли в онлайн – сегодня каждая розничная компания продаёт полисы на сайтах, сотрудничает со сторонними проектами в сфере e-commerce, развивает социальные сети, email-рассылку.

Однако на этом онлайн-страхование не должно ограничиваться. Ведь для большинства клиентов страхование начинается не в момент покупки полиса, а после страхового случая. И вот здесь на рынке пока немного действительно интересных и полезных для клиентов нововведений.

Какие же нововведения ждут вашу компанию и клиентов?

- Мы вообще делаем большую ставку на онлайн страхование и электронные полисы. Поэтому наших клиентов ждут большие сюрпризы:

Во-первых, в ближайшее время мы запускаем новый сайт, чтобы клиентам было ещё удобнее и быстрее застраховаться. Учитывая, что первый интернет-магазин мы запустили ещё в 2013 (хотя продавали на сайте задолго до этого), у нас накопилось достаточно опыта и знаний о том, что нужно делать в первую очередь. Наша цель – создать удобный инструмент, благодаря которому любой сможет не только застраховаться за несколько кликов, но и в дальнейшем отслеживать статусы своих полисов, статус выплаты и многое другое.

Во-вторых, мы совершенствуем мобильное приложение. Уже сейчас оно продаёт и всё больше клиентов пользуется им. Во многом благодаря дополнительным функциям: оплате штрафов, проверке налогов, возможности проконсультироваться с врачами и вызвать помощь. На этом останавливаться не планируем, дальше – больше.

В-третьих, недавно мы упростили процесс сбора первичных документов после страхового случая. Чтобы сдать эти документы и написать заявление о страховом случае, сейчас не обязательно ехать в офис компании. Достаточно скачать мобильное приложение и сделать это онлайн. Мы подсчитали, что в среднем клиенты тратят 4 часа только на то, чтобы доехать до офиса по пробкам, собрать документы и написать заявление. В планах – и дальше совершенствовать это направление: смартфон всегда под рукой, не надо постоянно искать сайт компании, вводить ИИН, пароль. Если страховка заканчивается, на телефон приходят push-уведомления. Чаще скачивают пока, в основном, мужчины – их 68% от всех пользователей приложения.

Разработка приложений, запуск онлайн страхования связаны со значительными расходами на развитие ИТ-систем. Подорожают ли полисы?

- Полисы не подорожают, несмотря на то, что сейчас все страховые компании настраивают интернет-платформы, а требования к их функционалу и безопасности выросли. Наши вложения несопоставимы с затратами на содержание агентских сетей, со стоимостью самих полисов. Все страховые компании заказывают их в одном месте, на банкнотной фабрике и они не дешевые. В прошлом году только на полисы обязательного страхования ОГПО мы потратили 33 млн тенге. Более того, законом предусмотрена скидка до 10% от стоимости страховки, если договор заключен онлайн.

В любом случае, это первые и очень важные шаги, связанные с новым витком развития страховой отрасли. Думаю, за онлайн-страхованием – будущее.