10
Пт, мая

Мы ставим для себя реальные цели

Впервые на казахстанском страховом рынке совершена сделка по купле-продаже страховой компании в формате management buy-out (MBO), то есть выкуп всех обращающихся акций компании её управляющим. «Allianz SE» продал 100 % акций «Allianz Kazakhstan» её топ-менеджеру Жанар Калиевой.

 

В настоящий момент завершено юридическое оформление сделки с ценными бумагами компании. Условия сделки прошли процедуру рассмотрения в Комитете по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Казахстана,  и стороны договорились не разглашать стоимость сделки.

Новая компания продолжит использовать в своей работе приобретённый опыт «Allianz», международные технологии страхования в области продаж, андеррайтинга, риск менеджмента и урегулирования убытков,но сменит совоё название. Также казахстанская компания останется партнёром «Allianz SE» по обслуживанию глобальных клиентов «Allianz SE» на территории Казахстана и перестрахованию рисков в группе «Allianz».

Эта информация была обнародована на пресс-конференции, которая состоялась 8 декабря в Алматы. По окончании пресс-конференции Жанар КАЛИЕВА ответила на вопросы нашего корреспондента

- Когда «Allianz» пришел в Казахстан, у него были далеко идущие планы. Что же изменилось, почему «Allianz» всё-таки ушёл с казахстанского рынка?

- Прежде всего это связано с глобальными планами «Allianz». Мировой финансовый кризис, значительные выплаты прошлого и нынешнего года, связанные с природными и техногенными катастрофами в США, Европе, Японии, стали причиной пересмотра глобального позиционирования «Allianz». Уход из Казахстана - это ответ на глобальные риски, которые «Allianz» видит для себя на развивающихся рынках. «Allianz» принял решение концентрироваться на крупных рынках развивающихся стран и ограничить своё присутствие на локальных рынках, которые в его общей структуре не играют значительной роли. Во многих случаях для присутствия на локальном рынке международные игроки определяют для себя минимальный порог в 100 млн долларов США по обороту в розничном сегменте. Казахстанский страховой рынок несомненно обладает значительными перспективами, но на сегодняшний день он не отвечает минимальным требованиям глобального страховщика. Аналогичное решение было принято и в отношении некоторых других локальных рынков.

- Но если «Allianz» видит в нашем рынке определённую перспективу, так почему же уходит с рынка и теряет актив довольно хорошего качества?

- Как я уже сказала, это прежде всего низкий уровень развития розницы. Второй немаловажный аспект - это корпоративный сектор. Даже, несмотря на то, что уровень индустриализации промышленности растёт, всё-таки качество риска остаётся очень низким для глобального страховщика. Необходимо больше информации, нужна прозрачность бизнеса, качественная предстраховая экспертиза рисков (сюрвей). Поэтому с точки зрения индустриальных рисков Казахстан для «Allianz» имеет очень высокий уровень риска, и в 2011 году мы сократили наш корпоративный портфель, отказавшись от нескольких проектов, которые вели около шести лет. Тем не менее у нас в портфеле остаётся около ста глобальных проектов «Allianz», которые мы продолжаем сопровождать.

Возможно, с развитием промышленного производства, транспортной инфраструктуры в рамках Таможенного союза и международных проектов казахстанский рынок вновь станет привлекательным для «Allianz», и я не удивлюсь, если через пять лет вновь встанет вопрос о прямом присутствии глобального страховщика в Казахстане.

Кроме того, сам формат сделки по продажи компании не свидетельствует о полном разрыве отношений. Напротив, мы продолжаем обслуживать глобальных партнёров «Allianz», мы будем продолжать давать экспертную оценку рынка на регулярной основе. Для нас сохраняется доступ к качественному перестрахованию.

Для глобального страховщика  уход с небольшого рынка - это ещё и вопрос распределения ресурсов. Менеджмент-ресурс ограничен, и тут компания стоит перед выбором - либо направить его на многомиллиардный рынок, либо на рынок с объёмом в один миллиард. Поэтому решение принимается с учётом альтернативной стоимости того или иного рынка и ситуация учитывается не только по состоянию на сегодняшний день, но и на определённую перспективу в глобальном масштабе. Одним словом, уход «Allianz» из Казахстана не надо воспринимать как что-то личное это просто оптимизация ресурсов глобального страховщика.

- В качестве перспективного  направления для развития своей розницы Вы рассматриваете каналы продаж банков-партнёров. Но казахстанские банки сами не слишком-то хорошо умеют продавать собственные продукты, не говоря уже о страховых. Так почему именно банкострахование?

- Изначально мы, как дочерняя компания «Allianz», должны были сотрудничать с двумя глобальными банками-партнёрами - это UniCredit и HSBC. Всего на сегодняшний день у нас в Казахстане 12 банков-партнёров. И мы считаем, что это и есть самая перспективная розница, к которой мы имеем доступ, поскольку клиенты этих банков - это качественный, платёжеспособный сегмент потенциальных потребителей страховых услуг.  Другой важный вопрос - это стоимость организации этого канала продаж. По сравнению с агентскими продажами, которые в ряде случаев сопровождаются какими-то нереальными комиссионными вознаграждениями и непонятными дополнительными условиями, банковский канал продаж более структурирован и прозрачен. В рамках договоров о сотрудничестве с банками мы чётко представляем обязательства наших партнёров и свои собственные. Конечно, нам приходится уделять большое внимание подготовке и консультированию персонала банков, поскольку они не научены быть продавцами. Но наши усилия дают свои результаты.

- В связи с выходом из акционерного капитала «Allianz» ваша компания автоматически лишилась рейтинга, но при этом имеет довольно хорошие финансовые показатели. Интересен ли для вашей компании казахстанский рынок внутреннего перестрахования и насколько активно вы планируете на нём работать?

- На 1 ноября 2011 года  собственный капитал компании составил 2,23 млрд тенге, уставный капитал - 2,617 млрд тенге, достаточность капитала - на уровне 1,5, что является показателем выше требуемого регулятором. Причём в разные периоды показатель достаточности капитала достигает уровня 1,7, что уже само по себе делает компанию привлекательной для внутреннего перестрахования. У нас есть значительный опыт в этой области, и мы будем работать в этом направлении.

Наша компания придерживается консервативной инвестиционной политики, и в 2009 году мы были одними из первых, кто списал задолженность по ценным бумагам дефолтных эмитентов и переоценил свой инвестиционный портфель по реальной рыночной стоимости. Поэтому мы довольно высоко оцениваем наши шансы на получение рейтинга на уровне не менее странового. Возможно, это очень амбициозная задача, но для нас получать рейтинг меньшего уровня не имеет смысла.

- Почему, став акционером компании, Вы уходите с поста топ-менеджера, ведь наверняка следующий год будет для компании непростым?

- Да, действительно, я не буду заниматься оперативным руководством компанией, а хочу сконцентрировать свои усилия на стратегических вопросах и развитии.  За годы моей работы в компании была образована хорошая команда профессионалов, внедрены самые современные международные стандарты управления, функционирует эффективная информационная система, и всё это в комплексе делает управление компанией прозрачным и эффективным.

Если говорить о целях, то наша цель - это не количество, а качество. Мы не нацелены на достижение каких-либо нереальных или чересчур амбициозных целей: стать самой большой компанией по активам или занять самую большую долю рынка в каком-либо сегменте. Наша ниша - это средняя по размеру, качественная и устойчивая компания, которая фокусируется на своих ключевых клиентах и предоставляет широкий спектр качественных страховых услуг. Мы будем по-прежнему следовать принципам международных стандартов ведения бизнеса, корпоративного управления, стратегии высокого качества обслуживания и справедливых выплат. Кроме этого, в течение полугода мы должны провести большую работу по продвижению компании уже под новым брэндом, и это потребует серьёзных усилий. На сегодняшний день наша компания хорошо капитализирована, и мы имеем возможность финансировать проекты по развитию нашего бизнеса.

 

Источник: Журнал «Рынок страхования»  № 11-12 (86-87), ноябрь-декабрь 2011 г.