22
Ср, янв

Об особенностях казахстанского ОСМС глазами медиков

dobrovolnoe meditsinskoe strahovanieСистема обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) в Казахстане охватывает 16,6 млн казахстанцев. Она включает 1970 медицинских организаций (37% государственных и 63% частных), которые оказывают квалифицированную помощь на разных уровнях – амбулаторно-поликлиническом, стационарном, специализированном.

Именно поликлиники – первичные инстанции, куда обращаются пациенты за медицинской помощью, чаще всего подвергаются критике. Казахстанцы жалуются, что далеко не всегда удаётся попасть на приём к врачу в короткие сроки, приходится долго ждать помощи, а порой и вовсе отправляются на платное получение услуги.

На наболевшие вопросы ответила директор Республиканского центра развития ПМСП Айгуль Касымова.

– Айгуль Кубашевна, казахстанцы часто спрашивают, почему они должны каждый раз брать направление от терапевта, чтобы попасть на приём к узким специалистам. Для чего придуман этот маршрут?

– У отечественной системы первичной медико-санитарной помощи был в прошлом опыт, когда внедряли максимальное количество профильных специалистов, пациенты могли записываться к ним без направления. Тогда мы заметили, что теряется связь участкового врача со своим населением, нет работы с институтом семьи. Наблюдалось перепотребление услуг узких специалистов.

По моему мнению, основная масса пациентов должна проходить через участкового врача. К примеру, наблюдение диспансерных больных – это его уровень, а к лечению людей с осложнённым течением болезни уже надо привлекать профильных специалистов. Терапевт должен решать, нуждается ли пациент в консультации узкого специалиста и насколько срочной она должна быть.

Глобально пациенту всё равно, кто оказывает ему помощь – участковый, семейный или профильный врач. Главное, он должен получить качественную медицинскую помощь. Поэтому нам необходимо наращивать компетенции специалистов ПМСП, повышать уровень их знаний, чтобы они сами могли заниматься пациентами с наиболее распространёнными заболеваниями. Это их формат и их функционал – знать своих пациентов.

И кстати, для пациентов, которые состоят на диспансерном учёте с определёнными заболеваниями (например, сахарный диабет, артериальная гипертензия), есть возможность напрямую записаться к профильному врачу через информационную систему, нормативный документ это позволяет. Также без направления участкового врача предусмотрен приём при травмах, острых состояниях, болезнях дерматовенерологического профиля, оказании экстренной и плановой стоматологической помощи, при повторном обращении в рамках одного случая.

– Почему сложно пройти обследование, получить консультацию узкого специалиста?

– Действительно, ожидание очереди на консультативно-диагностическую помощь порой доходит до 30 дней. Хотя случаи ожидания медицинской услуги более 10 дней штрафуются Фондом социального медицинского страхования. Есть некая коллизия. От медицинской организации требуют выставлять график приёма врачей на два месяца вперед, но тогда и ожидание приёма будет превышать нормированные 10 дней. Это серьёзный вопрос и одна из ключевых претензий населения к медицинским организациям, в том числе к амбулаторному сектору.

Есть нагрузка на консультативно-диагностические услуги ещё и потому, что для госпитализации в стационар нужно пройти большое количество обследований. И при обеспечении таких пациентов (некоторые по несколько раз в год госпитализируются на реабилитацию или химиотерапию) происходит заполнение объёма. В итоге нуждающиеся в том или ином обследовании не всегда имеют доступ к своевременному получению услуги.

Вопросы доступности и качества медицинской помощи на уровне ПМСП недавно обсуждали на совещании с Министерством здравоохранения. Ожидается пересмотр некоторых нормативов для сокращения сроков ожидания. С марта планируется сократить перечень анализов на плановую госпитализацию и увеличить сроки их действия.

– Каких узких специалистов не хватает, как поликлиники решают вопрос с доступностью медпомощи?

– Не буду скрывать, по некоторым специалистам у нас есть длительное ожидание более 10 дней, даже более двух недель. Это наиболее распространённые профили – невропатологи, эндокринологи, кардиологи. Для улучшения ситуации в своей поликлинике мы внедряем наставничество, чтобы профильные специалисты обучали врачей первичного звена на участках, особенно молодых.

К сожалению, имеет место и текучка кадров. У врача ПМСП функционал довольно загружен и требования к нему высокие. К тому же немало претензий со стороны населения выдвигается по поводу получения услуги здесь и сейчас. Многие молодые специалисты не выдерживают такого ритма работы и уходят из профессии. Подобное наблюдается и в регионах.

– Что делать, чтобы изменилось отношение казахстанцев к врачам?

– Думаю, ответственность должна быть совместной. Когда участковая служба приглашает людей на скрининги, они должны приходить и проходить осмотры, нести ответственность за своё здоровье, чтобы потом не получить осложнений. Мы тоже обучаем своих сотрудников, чтобы специалисты ПМСП планировали визит прикреплённого населения.

Первичная медико-санитарная помощь в первую очередь должна быть настроена на профилактику, как первичную – в рамках скринингов, так и вторичную – при наблюдении диспансерных пациентов и недопущения осложнений. Когда специалист ПМСП знает своих прикреплённых и проводит с ними работу, то и формат отношений с населением будет несколько другой. Население начнёт доверять своему врачу, тогда и вопросов будет меньше.

– Почему при посещении участкового врача заставляют посетить смотровой кабинет? Зачем это?

– Существуют скрининги для целевых групп населения, которые проходят по достижении определённого возраста в рамках ОСМС. Есть также профилактический осмотр пациентов, впервые посетивших поликлинику в текущем году. Он необходим для своевременного выявления заболеваний и предупреждения осложнений, определения группы риска, своевременного принятия мер со стороны медицинских работников, а также для оценки пациентами степени ответственности за своё здоровье. В последнее время наблюдается рост онкологических проблем, причём онкология молодеет, поэтому, думаю, скрининги в интересах самих пациентов. Профосмотр проводится по ГОБМП и доступен всем прикреплённым пациентам независимо от статуса.

– Люди отмечают, что платят за ОСМС, но ходят в платные клиники, чтобы не терять времени.

– Как я уже говорила, одним из вопросов срока ожидания является загруженность профильных специалистов, с одной стороны. С другой, недостаточный уровень компетенции некоторых врачей в поликлиниках. К сожалению, мы обращаемся за медпомощью тогда, когда уже есть осложнение. Хотя, чтобы не приходить в обострённый период, всё же лучше записываться заранее. Мы ведь планируем походы к парикмахеру или косметологу чуть ли не за месяц. Люди себя ценят и заботятся о внешности. И точно так нужно ценить своё здоровье и планировать визит к врачу.

– Почему поликлиника отправляет на услугу платно, если у них нет нужного специалиста?

– Если поликлиника сама не оказывает ту или иную медицинскую услугу амбулаторного уровня, то она может направить застрахованного пациента за её получением по соисполнению к другим поставщикам, которые зарегистрированы в базе фонда. Если та сторона подтверждает возможность оказания данной услуги, то проблем не должно быть.

Необходимо отрабатывать на месте, почему те или иные медуслуги недоступны. В целом проблем нет. Я считаю, что с внедрением ОСМС возможности наших граждан по получению медуслуг расширились в десятки и даже более раз.

Источник: informburo.kz