В интервью специализированному страховому интернет-изданию XPRIMM Марина ШИПОВАЛОВА, генеральный директор InterConsult Info рассказала об итогах страхового рынка Республики Казахстан в 2021 году и перспективах на 2022 год.
XPRIMM: Как в целом Вы оцениваете результаты страхового рынка за 2021 год в сравнении с 2020 годом? Каким образом пандемия повлияла на итоги, тенденции, участников рынка и отдельные сегменты?
Марина ШИПОВАЛОВА: На 1 января 2022 года количество страховых компаний в Казахстане составляло 28 (9 – лайф, 19 – не-лайф), годом ранее рынок был представлен 29 компаниями (9-лайф, 20 – не-лайф). То есть на количестве страховщиков пандемия особо не сказалась. Также наблюдается рост доли страхового рынка в ВВП, который с 0,72% в 2020 году вырос до 0,90% в 2021 году.
В целом, в сравнении с пандемическим 2020 годом, когда объемы сборов страховых премий выросли всего на 12%, прошедший 2021 год показал довольно хорошую динамику, рост премий по рынку составил 43% до 814,8 млрд тенге. Причем отрасль страхования жизни показала прирост 66%, а отрасль общего страхования – 28%.
Доля лайфа уверенно прирастает в сборах премий. Если в 2020 году она составляла 40,3% от премиального портфеля страхового рынка Казахстана, то в 2021 году эта доля составляла уже 46,6%.
В отношении прибыли за 2021 год, рынок в целом остался на тех же позициях – 114, 2 млрд тенге, а вот в разрезе отраслей картина совсем иная: компании страхования жизни нарастили прибыль за 2021 год на 27%, а компании общего страхования напротив, снизили свою прибыль на 11%.
Причем с точки зрения коэффициента выплат (доли выплат в премиях) для обеих отраслей 2021 год был более благоприятным, чем пандемический 2020 год. Компании общего страхования сократили коэффициент выплат с 36,2% в 2020 году до 21,9% в 2021 году, а компании страхования жизни показали результат по коэффициенту выплат на уровне 11,9% за 2020 год и 9,3% за 2021 год.
Все приведенные данные свидетельствуют о том, что для казахстанского страхового рынка пандемия «прошла стороной» и даже напротив, оказала благоприятное влияние на коэффициент выплат из-за отложенного спроса на страховые требования по основным «портфелеобразующим» линиям казахстанского страхового бизнеса.
Неразвитость в Казахстане страховых продуктов, которые в международной практике оказались под давлением из-за пандемии, например, такие как страхование перерыва в бизнесе, стало положительным фактором для показателей страхового рынка Казахстана в период пандемии.
XPRIMM: Активы, обязательства и капитал участников страхового рынка выросли за 2021 год. Какие ключевые факторы роста Вы бы отметили и почему? Произошли ли за прошлый год заметные изменения в структуре активов?
Марина ШИПОВАЛОВА: Рост сборов премий страхового рынка привел к закономерному росту всех финансовых показателей за исключением прибыли. Структура активов за 2021 год кардинально не изменилась, но есть некоторые интересные тенденции, которые характеризуют текущие предпочтение отраслей в формировании портфеля активов.
Активы казахстанского страхового рынка за 2021 годы выросли на 23%, но вклад отраслей в совокупный рост активов был неодинаковым: отрасль страхования жизни – 29,1%, отрасль общего страхования – 18,9%. При этом доля компаний общего страхования в совокупных активах по рынку составляет 57,4 % и уменьшается с каждым годом.
В структуре активов казахстанского страхового рынка преобладают ценные бумаги, доля которых за 2021 год составляла 72,1%, причем за последний год в суммовом выражении прирост этой позиции в активах составил 27,7%.
Вторая значительная позиция в активах – это вклады, которые составляют 9,1%. За прошедший год доля вкладов в активах уменьшилась на 12,5%, что в основном произошло по инициативе компаний общего страхования, которые сократили эту позицию в своем портфеле активов на 16,3%.
Другая интересная позиция в портфеле активов страховщиков – это деньги, доля которых составляет всего 1,8%, но примечательно, что за прошедший год страховщики нарастили объемы денег в активах на 35,3%, причем отрасль страхования жизни увеличила эту позицию на 95%.
Еще одна позиция в портфеле активов - страховые премии к получению от страхователей и посредников, которая составляет 3,2%, но рост этой позиции за прошедший год составил 63,7%, причем основной рост обеспечен компаниями общего страхования – объемы дебиторской задолженности выросли на 69,9%!
Что касается структуры доходов страховщиков, то в основном превалируют доходы от страховой деятельности - 83,1%, которые за год выросли на 43,9 %.
Доходы от инвестиционной деятельности снижаются уже второй год подряд и составляют 16,2% с показателем годового прироста всего на уровне 0,6%. Такая специфика структуры доходов объясняется консервативной политикой инвестирования для страховщиков, которая закреплена законодательно и не позволяет страховщикам наращивать доходы от инвестиций, что является отрицательным фактором для компаний страхования жизни, которые пытаются в какой-то мере конкурировать по накопительным продуктам с банковскими депозитами.
XPRIMM: Количество договоров страхования также увеличилось за последний год. Что, по вашему мнению, способствовало этому росту и какие виды страхования лидируют по росту и количеству? Были ли заметные изменения в премиальном портфеле по сравнению с 2020 годом?
Марина ШИПОВАЛОВА: Основным драйвером роста премиального портфеля в 2021 году были классы личного страхования, которые поддерживали компании страхования жизни. Из пяти классов страхования, которые занимают верхние позиции в рыночном страховом портфеле по сборам премий и покрывают 73,3% всех сборов, 42,9 % обеспечивают именно классы личного страхования.
Заметных изменений в структуре премиального портфеля отрасли лайфа за 2021 год по сравнению с 2020 годом не произошло. По прежнему основными «локомотивами роста» в отрасли лайфа выступают два класса страхования – добровольное страхование жизни (46,7%) и пенсионный аннуитет (34,2%), доля которых в структуре премиального портфеля лайфа составляет 80,9%. Эти классы продемонстрировали одинаковую и впечатляющую динамику роста за 2021 год на уровне 81%.
Такой стремительный «взлет» лайфа обеспечен рядом факторов. Во-первых, это понижение порога достаточности пенсионных накоплений для покупки пенсионного аннуитета, что простимулировало рост количества договоров пенсионного аннуитета. Во-вторых, налоговые стимулы, которые способствовали росту привлекательности накопительных программ страхования жизни по сравнению с банковскими депозитами. В-третьих, разработка более широкой линейки продуктов, том числе специализированных накопительных программ, в частности на цели оплаты высшего образования при поддержке государства. В-четвертых, возможность досрочного изъятия пенсионных накоплений сверх установленного порога на определенные цели, что серьезно простимулировало рост ипотеки и, соответственно, рост срочного страхования жизни заемщиков.
Также нужно отметить, что компании страхования жизни стали более активно заходить в классы страхования, которые ранее считались традиционными для компаний общего страхования. В частности, лайфы начали активно осваивать добровольное медицинское страхование (доля в портфеле всего 0,6%, но рост за 2021 год на уровне 91%), а также страхование от несчастного случая (доля в портфеле 5,6%, рост за 2021 год на уровне 61%).
Что касается бизнеса компаний общего страхования, то в первой пятерке классов-лидеров по сбору премий присутствует класс добровольного страхования имущества, доля которого в портфеле размывается из-за стремительного роста сборов по личному страхованию, но все еще составляет весомые 18 %. За прошедший год сборы по страхованию имущества выросли на 24% и рост обеспечен в основном развитием банкострахования, когда залоговое имущество заемщика подлежит страхованию по требованию кредитора. Несмотря на то, что это добровольный продукт, его можно назвать вмененным страхованием, которое приобретается по требованию.
Причем с 2020 года схема страхования залогового имущества изменилась. Если раньше кредитор обязывал страховать заемщика залоговое имущество самостоятельно, что требовало дополнительного контроля со стороны кредитора, то в 2021 году в структуре премий по страхованию имущества уменьшилось количество розничных договоров с физическими лицами в 1,4 раза, но количество договоров с юридическими лицами выросло аж в 7, 5 раз! Теперь кредиторы сами страхуют залоги, закладывая стоимость страхования залогового имущества в стоимость кредита.
К сожалению, добровольная покупка страхования имущества розничными страхователями так и не получила широкого распространения, поскольку у большинства домохозяйств и мелких предпринимателей расходы на страхование имущества не являются приоритетом. При этом линейки страховых продуктов по страхованию имущества слабо индивидуализированы и предлагаются в виде «коробочных решений», а решения с индивидуальным адеррайтингом и по запросу клиента довольно дороги.
Второй класс общего страхования в пятерке лидеров по сборам – это обязательное страхование автовладельца с долей 12,4% в премиальном портфеле. По этому классу зафиксирован годовой рост премий на уровне 24%, что обеспечено ежегодным ростом стоимости страхования из-за привязки тарифов к минимальному расчетному показателю, который, в том числе учитывает и инфляцию, а также ростом количества договоров, заключенных в основном физическими лицами, на 12 %.
Также заслуживает внимание и добровольное страхование автокаско, которое не входит в пятерку классов-лидеров по сборам премий, а занимает 6 место с долей в рыночном портфеле на уровне 4,5%. Автокаско выросло за 2021 год на 30%, количество договоров автокаско, заключенных с юридическим лицами, выросло на 13,7% и составило 18,2 тыс. единиц, а количество договоров автокаско с физическими лицами выросло на 32,7% и составило 232 тыс. единиц.
Рост количества договоров автокаско с физическими лицами происходит за счет активного рынка автокредитования и государственных программ кредитования на приобретение автомобилей отечественного производства на льготных условиях. Кроме того, в Казахстане довольно активно после пандемии начали работать компании, которые осуществляют продажу подержанных авто на комиссионной основе или программы trade-in официальных дилеров. Покупка подержанного авто в таких салонах, как правило, «нагружается» добровольной страховкой автокаско, что составляет еще одну статью доходов авторитейла и, соответственно обеспечивает рост сборов премий по автокаско.
На 9-ой позиции рэнкинга премиального портфеля располагается еще один класс общего страхования, который в постпандемический год переживает «ренессанс» - это добровольное страхование гражданско-правовой ответственности с долей в портфеле всего 4%, но ростом объема сборов премий за 2021 год на уровне 93%. После законодательных изменений в отношении доли перестраховщика-нерезидента в резервах по некоторым классам (ГПО, прочие финансовые убытки), введенных в действие в 2019 году, рост премий по классу ГПО начал значительно снижаться и за 2 года сократился более, чем в 2 раза.
Но в 2021 году, несмотря на то, что законодательные требования не изменились, снижение сменилось значительным ростом. Видимо страховщики нашли возможность размещать объемы по ГПО минуя иностранных перестраховщиков или организовали пуловые емкости для поддержки этого класса. Нужно отметить, что на фоне роста премий по добровольному ГПО, страхование от прочих финансовых убытков так и продолжает тенденцию к снижению.
XPRIMM: Выплаты в 2021 году зафиксировали годовое снижение. Как Вы считаете, с чем это в основном связано?
Марина ШИПОВАЛОВА: Как уже было упомянуто, пандемические ограничения серьезно сказались на сокращении страховых выплат, но эффект снижения в большей степени «сыграл» не в 2020 году, когда были локдауны, а отразился на выплатах 2021 года. Думаю, что в нынешнем году выплаты не будут снижаться, а будут расти одновременно с ростом премий.
XPRIMM: Можете ли Вы отметить существенные изменения в составе пятерки лидеров рынка? Считаете ли Вы, что концентрация рынка усиливается?
Марина ШИПОВАЛОВА: На текущий момент в пятерку лидеров рынка входит три компании общего страхования и две компании страхования жизни и если рассматривать весь рынок в целом, то получается что на эти 5 компаний в 2020 году приходилось 61,1 % сборов премий, а в 2021 году – 62,7 %. Вроде бы есть небольшой рост концентрации, но он не настолько показательный. Правильнее рассматривать концентрацию бизнеса в разрезе отраслей.
В отрасли страхования жизни на 5 крупнейших по сборам премий компаний в 2020 году приходилось 72,8 % сборов, а в 2021 году 76,6%. Также, если посмотреть на 3 крупнейших компании общего страхования, то их доля в портфеле премий общего страхования изменилась с 61,4 % в 2020 году до 62,1 % в 2021 году.
В отрасли страхования жизни картина иная. На 5 компаний лидеров по сборам премий приходилось в 2020 году 87,6 % сборов, а в 2021 году – 87,0%. А если посмотреть первые 3 компании, то 2020 году они собрали 71,8 % премий, и в 2021 году также 71,8%.
Анализ в разрезе отраслей показывает, что концентрация страхового рынка в отрасли общего страхования довольно высока и имеет тенденцию к росту. А в отрасли страхования жизни концентрация еще выше, чем в общем страховании, но это показатель практически не растет.
XPRIMM: Какие перспективы развития, основные проблемы для страхового рынка Вы видите на 2022 год?
Марина ШИПОВАЛОВА: Что касается перспектив и потенциала, то они у казахстанского страхового рынка всегда были большими, но вопрос всегда стоял в реализации этого потенциала.
Что касается, проблем, то на текущий момент рынок розничного страхования остается слабо освоенным, и страховщики прилагают усилия для автоматизации бизнес-процессов, в том числе и для взаимодействия с клиентами, для того, чтобы снизить аквизиционные расходы и улучшить сервисную составляющую страховых продуктов.
Большой проблемой в рознице остаются агентские сети, как основной канал продаж. Непомерный аппетит агентов в части вознаграждения по обязательным классам страхования при низкой квалификации и нежелании, а чаще всего неумении продавать добровольное страхование являются главным «тормозом» развития розничного страхования.
Кроме того, на рынке практически отсутствуют инновационные страховые продукты, которые уже довольно широко распространены на зарубежных рынках, также как остаются неосвоенными, с точки зрения местного предложения, целые отрасли экономики, например, сельское хозяйство.
Это как раз те задачи, которые казахстанские страховщик и должны решить, чтобы обеспечить поступательное развитие своего бизнеса и дальнейший рост.
В части регулирования страхового рынка, на повестке дня новые подходы к регулированию платежеспособности с учетом элементов Solvency II и переход казахстанских страховщиков на МСФО 17. Регулятор на законодательном уровне закрепляет переход процесса урегулирования убытков по обязательному автострахованию в онлайн и расширение единой страховой базы данных, что положительно скажется качестве обслуживания страхователей и накоплении качественной статистики страхового рынка для дальнейшего совершенствования и развития.
На текущий год можно прогнозировать только поступательный рост рынка и улучшение его качества.
Оригинальная публикация на англ. https://www.xprimm.com/Marina-SHIPOVALOVA-General-Director-InterConsult-Info-articol-120,121-18938.htm
Перевод с англ. подготовлен порталом Allinsurance.kz