29
Пт, март

Владимир Чистюхин: регулирование страховых брокеров – тренды, планы и перспективы

chistuhin«Готов ли регулятор идти на шаги по снижению регуляторной нагрузки для страховых брокеров? Будут ли внедряться на брокерском рынке элементы пропорционального надзора? Какие темы Банк России хотел бы вынести на совместное обсуждение с брокерским сообществом?», - на вопросы портала «Страхование сегодня» ответил Владимир Викторович Чистюхин, заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

Мы видим потенциал для снижения регуляторной нагрузки и применения пропорционального режима надзора, прежде всего, в контексте следующей версии формата предоставления отчетности XBRL. Мы видим для страховых брокеров возможность снижения нагрузки по отчетности, мы обсуждали с АПСБ возможность исключения ряда показателей. Соглашения достигнуты, и мы предполагаем, что та отчетность, которая будет утверждена в рамках XBRL-5 будет более простой для страховых брокеров и не будет содержать позиций, которые по факту не связаны со страховым брокерским бизнесом.

Далее. В рамках регулирования и надзора мы разделяем организации на крупные, средние и малые. В отношении средних и малых мы уже в настоящее время запрашиваем намного меньше информации (в том числе – в рамках годовых опросов) и предполагаем делать так и в дальнейшем. Мы предоставили возможность применения упрощенных отраслевых стандартов бухгалтерского учета и многие средние и малые брокеры этим уже воспользовались.

И наконец, что касается инспекционных проверок, то мы в принципе на страховых брокеров обращаем внимание только в случае возникновения существенных надзорных фактов либо поступления существенной внешней информации, позволяющей думать, что инспекционная проверка показана.

В целом, мы видим, что страховое брокерское сообщество работает достаточно стабильно. На брокерском рынке работают устойчивые участники, соблюдающие правила комплаенса. Мы считаем, что нам по силам поддержать этот уровень, не загружая участников данного сегмента дополнительной нагрузкой и издержками.

Есть несколько нерешенных вопросов, связанных, в частности, с контролем в рамках законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (115 ФЗ), но я думаю, что дорогу осилит идущий. Шаг за шагом, в тесном взаимодействии с Федеральной службой по финансовому мониторингу, мы, надеюсь, и эти вопросы разрешим.

Важная тема – опасность мошенничества. Мы видим, что на сегодняшний день развитие информационных технологий привело к тому, что и на рынок страховых брокеров пришли мошенники, пришли недобросовестные практики. Мы в настоящее время наблюдаем определенное количество случаев, когда на тех или иных сайтах, площадках в социальных сетях какие-либо участники используют самоназвание «страховой брокер», не имея к страховым брокерам никакого отношения.

В настоящее время в Центральном Банке пилотируется проект по интернет-мониторингу всей страховой сферы, мы пытаемся анализировать большие массивы данных. Этот анализ показал, что и брокерское страховое сообщество становится мишенью для недобросовестных практик. Мы пытаемся это выявлять и направлять информацию в правоохранительные органы либо действовать через запреты и блокировки сайтов-нарушителей.

Важный вопрос – повышение уровня квалификации кадров брокерских компаний. Центральный Банк видит свою миссию в том, чтобы развивать не только собственный кадровый потенциал, но и способствовать повышению ключевой компетенции участников разных сегментов финансового рынка. В первую очередь, внимание будет обращаться на малые и средние индустрии, к которым в этом смысле можно отнести и страховых брокеров. Хотелось бы, чтобы Ассоциация брокеров поработала на эту тему с Департаментом страхового рынка. Может быть, мы могли бы придумать, выработать вместе какой-то образовательный курс, с практическими примерами, различными кейс-стади. А в последующем – создать программу для обучения страховых брокеров и представителей страховых брокеров на базе Университета Банка России. Мне кажется, это могло бы быть полезным действием, но здесь необходимы усилия не только Центрального Банка. Нужно, чтобы активно поработала Ассоциация, помогла бы, подсказала, чему нужно обучать страховых брокеров, что в первую очередь здесь является центром интереса. И если обучение будет на базе Университета Банка России, это не значит, что придут сотрудники регулятора и скажут, как они видят, что нужно вести бизнес страхового брокера. Вполне возможно, это будут наиболее профессиональные и опытные представители брокеров, которые будут готовы прочитать какие-то лекции. Возможно, мы сможем приглашать наших иностранных партнеров, чтобы они рассказали, как за рубежом осуществляется такая практика. Такого рода тренд сегодня обозначен, и Центральный Банк должен помогать выращивать кадры, в том числе и на отдельных сегментах финансового рынка.

Мы переходим на новый формат XBRL. Если страховым брокерам нужны какие-то курсы повышения квалификации, некий апдейт по новым форматам отчетности, мы так же, как это делали на первоначальных этапах внедрения МСФО и XBRL, готовы такого рода семинары проводить, но нам нужна правильная заявка, и вовремя. Понятно, что потребуется некий период времени на создание программы и подготовку мероприятий, но мы готовы это делать.

Еще один вопрос касается рэнкинга брокеров. С нашей точки зрения, все-таки место страхового брокера в рейтинге должно определяться его профильной деятельностью. Кто-то, может быть, зарабатывает на консультационных услугах, кто-то – еще на каких-то, но это не является профильной деятельностью страхового брокера. В принципе, мы бы хотели, чтобы финансовые показатели страхового брокера отражали, в первую очередь, то, насколько он хорош, объемен или не объемен именно в контексте профильной деятельности. Но если есть желание и потребность рэнкинговать всю деятельность страхового брокера, а не только его прямой функционал, но и какие-то иные дополнительные источники доходов, мы этому не мешаем. Это может сделать АПСБ, публиковать такой рэнкинг, который может стать критерием оценки величины брокера относительно всего, чем он занимается.

Много вопросов возникает вокруг того, принимает ли посредник (брокер или агент) денежные средства на свой счет или не принимает, и это главный критерий того, как к нему относиться. Я далек от того, чтобы кому-то что-то запрещать, но я за добросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция означает отсутствие регуляторного арбитража. Если одни и те же участники могут осуществлять одни и те же виды деятельности, которые для одних участников лицензируемые и требуют от них некоей надзорной административной нагрузки, а другие участники могут то же самое делать без этого – вот это неправильно, это нужно выравнивать. Если страховые агенты могут осуществлять ту же самую деятельность, что и брокеры, то нужно постараться сделать так, чтобы они были обременены теми же самыми правилами и условиями. Тогда это будет честная конкуренция.

Важный аспект связан с созданием дополнительного вида финансовых гарантий – полис страхования ответственности страхового брокера. Мне кажется, это перспективная история. Это может быть не вмененное страхование, а лишь один из инструментов, возможных для использования. Но здесь кому, как не самим страховым брокерам, выработать тот договор страхования, который с их точки зрения будет и полезен страховым компаниям для расширения их деятельности, и будет защищать интересы страховых брокеров. Мы готовы в этом поучаствовать, это можно дополнительно проработать, но базово я это поддерживаю.

Очень много правильного сегодня говорится в связи со стандартами СРО. Мне представляется, что регулятор в сфере страховой брокерской индустрии принимает обязательные требования и условия в тех случаях, когда не может добиться правильного отношения на самом рынке, когда мы не видим, что этические стандарты, стандарты, связанные с защитой прав потребителя, самим рынком не реализуются. Если же рынок может сделать либо внутренние, либо базовые стандарты, которые закладывают качественную практику осуществления страхового брокериджа, то вполне возможно, что этого будет достаточно. Если эти стандарты будут адаптироваться к меняющейся действительности, то, может, мы и не придем к необходимости вводить какое-либо обязательное регулирование, видя, что сама индустрия качественно отвечает на вызовы времени.

Источник: «Страхование сегодня»