Томас Сепп, главный специалист по претензиям и член правления Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS) считает, что пандемия Covid-19 оказала огромное влияние на коммерческую и специализированную страховую индустрию. В своем интервью, которым он анонсировал ежегодное исследование структуры страховых претензий, Сепп делится своим взглядом на последние рыночные тенденции в части урегулирования претензий и воздействием пандемии на бизнес.
Каково было это воздействие пандемии Covid-19 на AGCS?
Томас Сепп (ТС): пандемия, безусловно, является одним из худших событий для страховой отрасли в истории – по оценкам Ллойда, в 2020 году сумма убытков может составить до $110 млрд. Только AGCS зарезервировала около 488 млн евро ($571 млн) для ожидаемых претензий, связанных с Covid-19, особенно в связи с отменой мероприятий и нарушением кинопроизводства в индустрии развлечений.
Однако дело не только в масштабах потерь Covid-19, которые беспрецедентны, мы также видим изменения в структуре потерь и причинах и ожидаем, что это будет продолжаться. Пандемия снизила риск в одних областях и в то же время изменила и усилила его в других. Вместе с изменением климата и глобальным потеплением пандемия может стать прологом к более далеко идущим и разрушительным изменениям риска в ближайшие годы.
Какие изменения в тенденциях претензий вы наблюдали во время глобальной блокировки в первой половине 2020 года?
ТС: с резким падением экономической активности и длительными мерами социального дистанцирования мы получили существенное сокращение некоторых направлений страхования имущества и ответственности, особенно в авиационном секторе, но и в целом наблюдаем меньшее количество несчастных случаев и травм на производстве, на дорогах и в общественных местах.
Пандемия вызвала закрытие предприятий и сбои в работе по всему миру, которые могут быть частично застрахованы. Это также повлияло на стандартные претензии о прерывании бизнеса, которые были вызваны материальным ущербом по-разному: с одной стороны, стоимость прерывания бизнеса, не связанного с Covid-19, вызванного такими событиями, как пожар или экстремальные погодные условия, во многих случаях снизилась, поскольку многие производители, а также их клиенты и поставщики либо закрыли, либо сократили свое производство. С другой стороны, меры по сдерживанию Covid-19 привели к более длительным сбоям и более дорогостоящим претензиям в некоторых случаях. Например, пожар на химическом заводе в Южной Корее вынудил закрыть объект. Ограниченный доступ из-за блокировки коронавируса продлил период восстановления, увеличив общую стоимость остановки.
Как продвигается урегулирование претензий в свете проблем, связанных с блокировками и удаленной работой?
ТС: мы получили тысячи уведомлений о претензиях Covid-19, и каждая из них должна была быть оценена на индивидуальной основе, чтобы определить, существует ли страховое покрытие в соответствии с условиями, согласованными в полисе. Если покрытие было четким, мы платили как можно быстрее. Если нет – и это было основным случаем для многих уведомлений по полисам прерывания бизнеса в США – нам пришлось работать с брокерами и клиентами, чтобы объяснить и уточнить условия страхования. Очевидно, что в то же самое время нам также приходилось иметь дело с претензиями, которые не были непосредственно вызваны пандемией, например, беспорядками в США или крупными пожарами и инцидентами с перевозками.
Все это способствовало высокой загруженности наших экспертов по претензиям, многие из которых все еще продолжают работать удаленно. Технология сыграла решающую роль в обеспечении бесперебойного обслуживания претензий на протяжении всей пандемии. Удаленные проверки и оценки претензий теперь возможны с помощью спутниковых технологий, беспилотных летательных аппаратов или средств захвата изображений, таких как MirrorMe. Тем временем наша цифровая облачная платформа претензий прошла испытание коронавирусом. Тенденция к использованию технологии в претензиях, безусловно, ускорится.
Как развиваются тенденции потерь после смягчения мер сдерживания и социального дистанцирования во многих странах?
ТС: то, что мы наблюдали во многих странах, заключается в том, что частота ппретензий, вероятно, будет расти вместе с активностью. Возобновление бизнеса несет в себе свои собственные риски, поскольку заводы и машины возобновляют работы и с ожидаемым ростом неплатежеспособности и безработицы – например, ответственность за продукцию и требования об отзыве, как правило, следуют за экономической активностью. Открытие заводов и перезапуск производственных линий являются стрессовыми ситуациями и могут увеличить риск поломки оборудования и пожара. Однако большинство наших клиентов, часто поддерживаемых страховыми риск-менеджерами, продолжили свои процедуры технического обслуживания в течение периодов блокировки и возобновили их с осторожностью и должным вниманием. Поэтому до сих пор мы были в значительной степени избавлены от подобных претензий.
Гибернация некоторых отраслей, таких как мировой авиационный сектор, не означает, что все потери одинаково исчезли, они просто изменились, создавая новые кумуляции рисков. Например, значительная часть мирового флота базируется в аэропортах, многие из которых могут подвергаться воздействию ураганов, торнадо или града. Риск маневровых или наземных инцидентов, когда большие воздушные парки временно припаркованы, также возрастает и может привести к дорогостоящим претензиям.
Иски об ответственности, вызванные Covid-19, до сих пор были мягкими, но существует также потенциал исков, которые еще не материализовались из длинных хвостовых линий, таких как иски против директоров и должностных лиц (D&O) или профессиональная ответственность, а также компенсация работникам, если какая-либо халатность или неспособность к адекватной защите от вспышки коронавируса уже была воспринята. Пандемия может также спровоцировать судебные процессы против компаний и их D&O особенно в тех случая , когда речь идет о неплатежеспособности, например, когда советы директоров не справились со своей обязанностью подготовиться к пандемии или к более длительному срыву с длительными периодами снижения доходов.
И что вы ожидаете в отношении долгосрочного воздействия CoVid-19 на ландшафт риска?
ТС: конечно, это трудно предсказать. Covid-19 высветил или ускорил многие более широкие изменения в бизнесе и обществе. McKinsey недавно заявила, что по их данным пандемия Covid-19 заставила глобальный бизнес провести цифровизацию, которая могла бы быть рассчитана на пять лет всего за восемь недель.
Например, растущая зависимость от технологий, переход к домашнему труду для персонала и дистанционному мониторингу промышленных объектов могут сделать компании более уязвимыми для кибератак. Кроме того, такие тенденции, как сокращение авиаперевозок или инвестиций в зеленую энергетику и инфраструктуру, изменят среду риска для компаний и сформируют тенденции требований для страховщиков. Есть много потенциальных сценариев, и только время покажет, как в конечном итоге будут развиваться тенденции. Например, резкое повышение гигиенических стандартов положительно скажется на вопросах качества во многих отраслях промышленности, в то время как любые изменения в производственных процессах из-за социального дистанцирования могут привести к увеличению погрешности.
Безусловно, тема для наблюдения - это текущее переосмысление и снижение риска глобальных цепочек поставок для достижения большей операционной устойчивости. Многие компании в настоящее время пересматривают свои стратегии в области цепочек поставок и оценивают такие варианты, как параллельные цепочки поставок с большим количеством избыточных ресурсов или некоторые переориентации из стран с низкими издержками обратно на более развитые рынки. Это будет иметь важное значение для страховщиков, как с точки зрения формирования спроса на новые решения по защите, так и с точки зрения новых сценариев претензий.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz