Что значит быть высокоэффективным? Как компании могут увеличить шансы на достижение высокой эффективности своего бизнеса?
Именно эти вопросы были положены в основу программы исследований, которые «Accenture» проводит вот уже 7 лет. «Accenture» постоянно отслеживает деятельность более 6000 компаний во всех отраслях, чтобы понять, что именно позволяет некоторым из них на протяжении длительного времени последовательно показывать лучшие результаты, несмотря на цикличность бизнеса, отраслевые спады, смену высшего руководства.
Под высокой эффективностью мы подразумеваем продолжительное или существенное опережение компаний-конкурентов по ряду общепринятых финансовых показателей. Каждый из этих показателей отражает различные аспекты деятельности, в совокупности же они дают полную картину состояния бизнеса. Методология оценки и выявления эффективности бизнеса в различных отраслях экономики опирается на шесть параметров, а именно: рост, прибыльность, восприятие рынком, сильный капитал, денежные средства, стабильность.
Применительно к страхованию мы дали следующие определения этих параметров (см. табл. 1).
Итак, мы дали определение высокоэффективной страховой компании. Мы рассмотрели деятельность более 70 ведущих компаний по 15 основным показателям, описанным в таблице 1. Эта оценка даёт наиболее адекватное понимание того, как экономический кризис повлиял на страховщиков и как он изменил рынок в целом. Для того чтобы сделать анализ более полным, мы включили в него такие операционные метрики, как комбинированный коэффициент (combined ratio) и коэффициент расходов (expense ratio). Результаты анализа отображены в графическом виде отдельно для компаний, специализирующихся на страховании жизни, страховании имущества и ответственности (P&C) и для универсальных страховщиков.Очевидно, что компании, которые мы считаем высокоэффективными, очень разные с точки зрения географического положения, предлагаемых продуктов и услуг, а также стратегии развития. Тем не менее, мы определили пять ключевых признаков, которые являются общими для всех:
1. Эффективная клиентоориентированная система дистрибуции
Эта модель дистрибуции имеет довольно сложные механизмы использования информации для анализа и сегментирования рынка, а также создания наиболее востребованных продуктов. Она также включает в себя стратегию развития многоканальной дистрибуции, которая даёт страховщикам сильное преимущество на рынке. Например, благодаря такому подходу компания «Mapfre» обеспечила себе лидирующую позицию в правом верхнем квадранте на рисунке 6. Она добилась этого при помощи эффективного брэндинга (узнаваемость брэнда в 2009 году составила 79 %), создания эффективной агентской сети, в которой 90 % новых агентов в течение года заключают контракт со страховщиком, а также путём образования ряда успешных альянсов в области банковского страхования.
2. Реакция на изменение рынка
Компании, оперативно реагирующие на изменение рынка, быстрее остальных улавливают новые возможности и связанные с ними риски. Они быстрее входят на рынок или покидают его, запускают или модифицируют свои продукты, а также максимально используют преимущества новых технологий. Этот подход позволил компании «Aflac» стать лидером на рынке медицинского страхования в Японии. Группа QBE, в свою очередь, за последние 25 лет совершила 125 успешных сделок, сосредоточившись на недооценённых нишевых компаниях и продемонстрировав тем самым высочайший профессионализм, как в выборе предмета сделки, так и в успешном её проведении.
3. Операционное совершенство
Многие успешные страховщики достигли операционного совершенства, используя простую, стандартизированную платформу, интегрированную с большим количеством приложений. Эти компании обладают высоким уровнем автоматизации деятельности, при которой можно измерить всё, что угодно. При этом они не останавливаются на достигнутом: постоянно совершенствуют свои системы и процессы, повышают профессионализм сотрудников. Например, применение оптимальной операционной модели, совершенствование процессов и информационных технологий помогают компании «Metlife» в достижении целевого сокращения операционных расходов на $ 400 млн.
4. Постоянное стремление к сокращению расходов
Ещё одной характеристикой успешного страховщика является непрерывное стремление к минимизации расходов. Речь идёт не просто о сокращении затрат, но также о повышении рентабельности, оптимизации стоимости обслуживания, изменении модели затрат, что подразумевает переход от фиксированных расходов к переменным. Это, в том числе, означает готовность к сокращению расходов за счёт аутсорсинга и оффшоров. Например, в 2009 году компания «Progressive» снизила комбинированный коэффициент по страхованию коммерческого транспорта на 8,9 пункта. Она достигла уровня 85,8 %, в том числе за счёт оптимальной обработки крупных убытков и повышения операционной эффективности. Компания «Metlife» оптимизировала структуру затрат и сформировала культуру высокой производительности, что позволило ей на 25 % сократить уровень выплат в области автострахования и страхования недвижимости.
5. Фокус на управлении рисками.
Большинство успешных страховщиков очень серьёзно относится к управлению рисками. И речь идёт не только о страховых рисках как таковых. Это также инвестиционные и предпринимательские риски, управление финансовыми потоками и обеспечение безопасности данных клиентов. Несмотря на то, что, по нашему мнению, для успешных страховщиков характерны все вышеназванные особенности, анализ показывает, что как правило эти компании превосходят конкурентов как минимум по двум параметрам. Их сильные стороны зависят от обстоятельств, в которых они существуют, от их целей и стратегии достижения конкурентного преимущества. Преимущества, о которых шла речь выше, безусловно, объясняют достигнутый успех, но вопрос в том, будут ли они достаточными для обеспечения высокой эффективности в будущем. Компания «Accenture» твёрдо уверена, что высокая эффективность ни в коей мере не является постоянной величиной.
Основная цель данного отчёта заключается в разработке перспективного подхода к определению высокоэффективных страховых компаний. Сначала мы обозначим перспективы развития страховой отрасли на ближайшие пять лет, обратив внимание на те факторы и задачи, которые, по нашему мнению, станут определяющими. На основании этих представлений мы разработаем бизнес-модели, операционные модели и те потенциальные возможности, которые станут основополагающими для создания успешного бизнеса в будущем.