"Индустриализаторы 2.0" сфокусированы на удержании позиций на уже освоенных развитых рынках. Они обеспечивают рост рентабельности за счёт постоянной оптимизации бизнеса и операционных моделей, которые позволили бы максимально использовать существующий на их домашних рынках потенциал. Они предлагают продукты и услуги по всем видам страхования через все основные каналы продаж. Кроме того, они уделяют большое внимание обслуживанию, вводя дополнительные продукты в сфере урегулирования убытков за счёт собственных предложений или путём сотрудничества с другими компаниями в сфере услуг.
"Индустриализаторы" уже успешно оптимизировали большую часть бизнеса, особенно операционную составляющую (администрирование договоров страхования, выплаты и андеррайтинг) и ИТ. Сейчас они сфокусированы на маркетинге и дистрибуции, используют сегментирование, аналитику, стандартизируют процессы и технологии, переводя продажи из разряда искусства в разряд науки. Мы считаем, что эти особенности необходимы страховщику, претендующему на лидерство в рамках описываемой бизнес-модели.
Страховщики, которые максимально используют преимущества бизнес-модели "индустриализаторы 2.0", также изучают возможности выхода на развивающиеся рынки, но... с большой осторожностью.
Такая бизнес-модель больше всего подходит универсальным страховщикам с оборотом $15 - 50 млрд.
Операционная модель
"Индустриализаторы 2.0" выстраивают операционную модель так, чтобы укрепить и без того сильную позицию на рынке за счёт оптимизации и индустриализации процессов. Их операционная модель основывается на принципах гармонизации, стандартизации, автоматизации, прозрачности управления, использования аутсорсинга там, где это необходимо, и постоянного совершенствования. Операционная модель "индустриализаторов 2.0" охватывает все составляющие страхового процесса и многочисленные каналы продаж.
Раньше индустриализаторы уделяли основное внимание развитию бэк-офиса и ИТ, теперь же они применяют те же принципы и для фронт-офиса. Они значительно упрощают продуктовую линейку, поскольку обслуживание сложных продуктов довольно затратно. Они отказываются от непопулярных низкодоходных продуктов, разрабатывая новые модульные программы, которые позволяют обслуживать клиента в индивидуальном режиме. Они используют высокие технологии для более быстрого вывода продукта на рынок за счёт централизированного конфигурирования продуктов и расчёта их стоимости, продаж через Интернет- и агентских схем.
В процессе андеррайтинга они широко используют аналитические данные и исходят из понимания поведения клиента, набора возможных рисков, истории выплат по полисам, а также и прогнозирования на основе статистических моделей. Качество для них важнее, чем количество, а в основе взвешенной модели андеррайтинга лежит высокопрофессиональное управление рисками.
В маркетинге и дистрибуции они давно отказались от стандартных подходов. Их подход к сегментированию и маркетингу, основанный на статистических данных и их анализе, связан с разработкой новых продуктов. Они применяют цифровой маркетинг на всех направлениях продаж, что открывает обширные возможности для взаимодействия с клиентами как в процессе продаж, так и при дальнейшем обслуживании. Сотрудники отделов продаж таких компаний хорошо обучены привлекать клиентов, консультировать их и обслуживать. Они обеспечены технической поддержкой и владеют аналитической базой для проведения маркетинговых кампаний, привлечения и обслуживания клиентов.
Страховщики, которые успешно реализуют модель "индустриализаторы 2.0", работают на локальном рынке, где близость к клиенту является необходимым условием успешных продаж. У них есть очень чёткое понимание и стратегическое видение общих черт их бизнеса в разных странах, и они пытаются гармонизировать процессы там, где это возможно. Единственными страховыми процессами, которые требуют близости к клиенту, являются, главным образом, дистрибуция, а также частично обслуживание клиентов, разработка страховых программ и андеррайтинг. Все остальные процессы, такие как администрирование полисов, обслуживание, разработка страховых программ и обработка претензий, непрерывно унифицируются и при необходимости становятся общими для всей корпорации или региона. Многие крупные европейские страховщики консолидируют процессы по региональному принципу, большинство из них - в Ирландии.
Процессы упрощаются, стандартизируются и автоматизируются там, где это возможно. Взаимодействие клиентов с компанией упрощается благодаря фронт-офисам, которые специализируются на наиболее частых вопросах, связанных с администрированием полисов и первом уведомлении о наступлении страхового случая. "Индустриализаторы 2.0" активно используют аутсорсинг для достижения большей синергии и сокращения затрат. Механические процессы, которые не требуют квалификации, такие как сканирование и архивирование, передаются на аутсорсинг для повышения рентабельности.
Нестраховые операции, такие как управление персоналом, финансы и бухгалтерия либо централизуются, либо передаются на аутсорсинг третьей стороне.
Организация бизнеса должна основываться на разделении труда по функциональному, а не географическому признаку. Вместо того, чтобы создавать дублирующие функции в каждом регионе, схожие процессы централизуются и передаются сотрудникам с соответствующей квалификацией и зарплатой. Например, низкоквалифицированные сотрудники выполняют простые повторяющиеся функции в едином центре, который обслуживает несколько регионов и офисов. Организация работы в таких центрах обслуживания основана на общей ответственности работающих в них сотрудников, что позволяет легко оценивать эффективность их деятельности.
Технология этих компаний строится на единой платформе, имеющей ряд стандартных компонентов и для всех этапов производственного процесса, за исключением дистрибуции. Дистрибуция является для "индустриализаторов 2.0" ключевым фактором успеха на самых разных рынках, поэтому они отводят важную роль изучению местной специфики, которая играет решающую роль в понимании рынка и достижении успеха.
Они централизованно разрабатывают и поддерживают свои приложения, зачастую привлекая сторонних разработчиков или отдавая их на аутсорсинг нескольким стратегическим провайдерам. То же самое относится и к ИТ-инфраструктуре, которая также управляется централизированно и передаётся на аутсорсинг там, где это возможно.
В то же время "индустриализаторы 2.0" могут направить значительную часть ИТ-бюджета на инновационные технологии, которые позволяют оптимизировать операционную модель и процессы. Они очень быстро осваивают новые технологии, запуская пилотные проекты на небольших участках, адаптируя их к своим требованиям и затем внедряя в масштабах всей компании.
Обобщая, можно сказать, что "индустриализаторы 2.0" имеют целостное представление о производственном процессе, все аспекты которого подвержены индустриализации.
Управление
Управленческая модель "индустриализаторов 2.0" строится на жестком менеджменте. Единый централизированный орган управляет бизнесом, используя ряд чётко определённых бизнес-метрик. Метрики и показатели эффективности являются действенными инструментами управления, которые применяются ежедневно в зависимости от возможности в режиме реального времени для непрерывного мониторинга и совершенствования процессов.
"Индустриализаторы 2.0" используют разветвлённую модель управления бизнесом. Ключевые функции, такие как операционные процессы, выплата компенсаций, ИТ, HR и финансы, централизованы на уровне группы или региона. На этом уровне принимаются стратегические решения как по основным функциям, так и по инвестициям, операционной модели, технологических составляющих.
Сотрудники функциональных подразделений в каждой стране в основном сосредоточены на текущей деятельности и ограничены в принятии стратегических решений.
Как следствие, топ-менеджеры на местах - это в основном исполнители, в отличие от классических управленцев независимой страховой компании. Исключение составляют сотрудники фронт-офисов, маркетологи и продавцы - работники тех сфер, где "индустриализаторы 2.0" предоставляют своим подразделениям большую свободу принятия решений, чтобы своевременно реагировать на изменения локального рынка.
Сильные стороны
Наряду со множеством сильных сторон, присущих успешной компании, мы выделили три составляющие, без которых "индустриализаторы 2.0" не достигнут высочайших результатов.
1. Операционное совершенство
У "индустриализаторов 2.0" - самая сложная бизнес-модель. Они отлично управляют сложными структурами, обладая глубоким знанием и пониманием того, какие метрики действительно важны. Они оценивают все стороны процесса, пытаются понять, как повлиять на расходы, и одержимы идеей получения прибыли. Они объединяют корпоративные цели с задачами и мотивами сотрудников, привлекая и удерживая тех, чьи взгляды совпадают с их собственным. Их манера ведения бизнеса - постоянное совершенствование. Они всегда находятся в поиске новых идей за границами страхования, иногда привлекая топ-менеджеров из промышленного производства.
2. Совершенство в бизнес-архитектуре
Создание операционной модели, которая бы одинаково функционировала в разных странах и приносила прибыль, является одной из самых сложных задач в страховой отрасли. Многие компании работали в этом направлении, но не многие смогли добиться успеха и получить ожидаемую прибыль. "Индустриализаторы 2.0" преуспели в этом благодаря тому, что сделали осознанный выбор между выгодой для всей группы и для одного локального подразделения. Они признают региональные различия, понимают их корни и могут скорректировать бизнес-модель, но всегда знают, когда остановиться. Стоимость выхода на региональный рынок для них - это часть уравнения, другой составляющей которого является стоимость адаптации к местным особенностям. И если решить это уравнение не получается, они меняют свой подход. Самостоятельность принятия решений не представляет для них ценность сама по себе, однако может быть необходима в определённых ситуациях для отдельных сотрудников.
3. Совершенство в маркетинге и дистрибуции
Наиболее важная отличительная особенность "индустриализаторов 2.0" - умение профессионализировать весь процесс от сегментирования до дистрибуции и продаж. Для них он скорее из области науки, чем искусства, и в этом они лучшие.
Под "наукой" продаж «Accenture» подразумевает использование анализа в сочетании с интуицией, доводами и опытом команды продаж, которые позволяют принимать более удачные решения, основанные на фактах. Самый простой пример использования аналитики отделом продаж - изучение базы данных потенциальных клиентов и предоставление агентам схемы сегментирования клиентской базы на основе этого анализа. Мы убеждены, что те схемы сегментирования, которыми сегодня пользуются страховщики, слишком просты для того, чтобы удовлетворить разнообразные потребности клиентов. Для того, чтобы занять на насыщенном рынке лидирующие позиции, подобно "индустриализа-торам 2.0", страховым компаниям необходимо максимально использовать свои аналитические возможности и открыть доступ к аналитике сотрудникам отделов продаж.
У "индустриализаторов 2.0" существуют и другие отличительные особенности, но мы предполагаем, что именно эти три преимущества играют решающую роль. Одним словом, до тех пор, пока они будут хорошими стратегами, они будут оставаться отличными управленцами.
Об «Accenture»
«Accenture» - крупнейшая международная компания, оказывающая услуги в области управленческого консалтинга, информационных технологий и аутсорсинга. Обладая уникальной экспертизой, широчайшими возможностями во всех отраслях и направлениях экономической деятельности, а также глубоко изучая опыт наиболее успешных компаний мира, «Accenture» помогает повысить эффективность бизнеса своих клиентов - как коммерческих компаний, так и государственных организаций. Около 204000 сотрудников «Accenture» работают в 120 странах мира. Доход компании за финансовый год, закончившийся 31 августа 2010 года, составил $21,6 млрд.