24
Вс, нояб

МВФ: мировая экономика умрет от старости

Половина тех, кто родится в 2030-е, доживет до 100 лет. Старение населения нанесет сокрушительный удар по бюджетам развитых и развивающихся стран, финансовым рынкам, банкам, рынку недвижимости, страховым компаниям. И даже замедлит технологический прогресс.

В ближайшие десятилетия мир ждет катастрофический демографический сдвиг. Прогнозы по продолжительности жизни регулярно проваливаются. Когда-то эти ошибки демографов радовали экономистов - больше людей доживало до конца трудоспособного возраста, внос свой вклад в экономический рост. Теперь это пугает - люди все дольше живут после выхода на пенсию и ничего при этом не производят.

Уже 40 лет с каждым годом в развитых странах (в среднем) после выхода на пенсию человек живет на 2 месяца дольше. По "консенсус-прогнозу" демографов, до 2050 года темпы "старения" каким-то образом снизятся почти вдвое.

Экономисты МВФ этому не верят - прогноз явно не учитывает скорости развития медицины, например, появление новых средств борьбы с раком, которое приведет к новому "эпидемиологическому переходу" с резким ростом продолжительности жизни - по аналогии с переходом, последовавшим за победой над массовой смертностью от инфекционных заболеваний.

Сами экономисты, правда, не берутся сделать прогноз.

В Британии "кривая жизни" вывезла людей к смерти в 100 лет. К концу века будет много и 120-летних

Зато они с готовностью рассказывают, сколько мировой экономике будет стоить чуть более быстрое старение: по расчетам фонда, если каждый человек на земле проживет на три года больше, чем предполагают сейчас демографы (а именно столько получится, если продолжится тренд последних 40 лет), то развитым странам содержание этих людей на пенсии обойдется в дополнительные 50% нынешних объемов ВВП, а развивающимся - в 25% ВВП.

Это нанесет удар:

1.По государственным бюджетам всех "стареющих" стран. Причем воздействие будет не только прямым - через увеличение пенсионных выплат, - но и косвенным: государству придется спасать обанкротившиеся частные пенсионные фонды и компенсировать населению обесценение его накоплений. К 2050 году только из-за увеличения продолжительности жизни отношение госдолга к ВВП в США может вырасти до 150%, в Японии - до 300%.

2. Пострадают не только пенсионные фонды и бюджеты, но и страховые компании, чей главный бизнес - медицинское страхование и страхование жизни. Эти компании тесно связаны с банками и финансовыми рынками - их болезнь может быстро распространится по всей финансовой системе. И медицина тут, как показал последний кризис, бессильна.

3. Пострадают граждане, которым теперь нужно начинать думать о старости раньше, а откладывать на нее больше. С большой долей вероятности, тем, кто сейчас молод, после выхода на пенсию никто не поможет.

В развитых странах к концу века будут редко умирать раньше 90 лет

Теперь старение населения - проблема не только развитых стран, но и в развивающихся. В середине 1950-х в среднем в мире жили до 48 лет (за счет ранней смертности в Азии и Африке), в 1980-х годах - до 60 лет. В 2010 году средняя продолжительность жизни в мире составляла уже 70 лет (что не так уж далеко от показателя развитых стран - 80 лет).

  • Соотношение пенсионеров и трудоспособного населения - индекс демографической нагрузки - в развитых странах увеличится с 24% в 2010 году до 48% в 2050 году. В развивающихся странах - с 13% до 33%.
  • Проблему усугубляет падение рождаемости как в развитых, так и развивающихся странах.
  • Базовый сценарий МВФ предполагает, что если развитое государство будет замещать пенсионеру 60% выпадающего дохода, то ему придется тратить на это 11,1% своего ВВП к 2050 году вместо 5,3% ВВП в 2010 году. Расходы развивающихся стран вырастут до 5,9%.
  • В случае неожиданного роста продолжительности жизни или еще большего снижения рождаемости, расходы значительно вырастут.

Доля расходов на пенсии к 2050 году вырастет и в развитых, и в развивающихся странах

Рост продолжительности жизни ударит по всем рынкам, по всемирной торговле, а так же изменит структуру глобальной экономики:

  • Пожилые люди потребляют больше услуг и меньше товаров. Это приведет к изменению структуры экономик, а также к замедлению роста производительности труда - она всегда медленнее растет в секторе услуг.
  • Снизится уровень инвестиций. Пожилые люди предпочитают сберегать деньги в более ликвидных формах, а государство не сможет вкладывать деньги в развитие экономики, отдавая все "лишние" деньги пожилым.
  • Замедлится технологический прогресс. Большая доля пожилого населения - это меньший спрос на новые технологий и их более медленное распространение в обществе. В странах с высокой долей пожилых, как правило, ниже предпринимательская активность.
  • Компаниям придется больше инвестировать в капитал и оборудование, а не в человеческий капитал. Автоматизация станет главным способом увеличить эффективность бизнеса. Инвестиции будут возвращаться дольше, а открыть предприятие станет сложнее.
  • Население начнет вкладывать деньги исключительно в безопасные активы, чтобы сохранить их до пенсии. Это приведет к росту их стоимости. Остальные активы окажутся недофинансированными. Например, снизятся цены на акции и на недвижимость.
  • Пересмотрят свои бизнес-стратегии и банки, которые лишатся значительной части активов. В основном в долг берут молодые люди: им нужны деньги на оплату домов, обучение или открытие бизнеса. Большая доля пожилых означает рост пассивов.

МВФ советуют всем странам мира срочно начать глубокую пенсионную реформу:

1. При долгосрочном планировании бюджетов помнить об очень высокой в будущем пенсионной нагрузке. Пенсионные фонды должны начать формировать резервы.

2. Нужно уже сейчас разделить будущие риски между государством, частными пенсионными фондами и населением. Население должно осознать эти риски. Например, человек может уже сейчас купить страховку на случай, если он проживет дольше, чем население его страны в среднем.

3. Риски необходимо конвертировать в производные бумаги. МВФ предлагает пенсионным фондам выпускать специальные облигации, доходность которых зависит от средней продолжительности жизни в стране.

Пока удачных примеров реформ мало, а полностью сбалансировать и разделить риски не удалось никому.

/Финмаркет/