26
Пт, апр

Глобальные риски-2011

Мир не готов к новым сильным потрясениям. Вследствие финансового кризиса пошатнулась мировая экономическая устойчивость, а рост геополитического напряжения и социальных нужд говорит о том, что правительства и общественные круги сейчас совершенно не способны справляться с общемировыми проблемами. И сейчас, как подчеркивается в обзоре, мы как никогда озабочены проблемой глобальных рисков, обвившихся смертельной паутиной вокруг взаимосвязанных систем и угрожающих катастрофическими последствиями. В связи с этим шестой выпуск обзора "Глобальные риски-2011" обращён к попыткам Всемирного экономического форума проанализировать картину глобальных рисков предстоящего десятилетия.



Рис. 1. Обзор глобальных рисков 2011 года:
Данные обзора "Глобальные риски-2011" Всемирного экономического форума

Два параллельных риска

Существуют два риска, отличающиеся своей высокой степенью воздействия и взаимосвязанностью. Как экономическое неравенство, так и пробелы в глобальном управлении влияют на эволюцию многих других глобальных рисков и препятствуют нашим попыткам дать им эффективный отпор. Таким образом, контекст глобальных рисков в 2011 году определяет парадокс XXI века: насколько сплоченнее становится мир, настолько больше его разобщенность.

Глобализация обеспечила стабильный экономический рост сегодняшнему поколению. Она сжала и изменила форму мира, сделав его ещё более взаимосвязанным и взаимозависимым. Однако преимущества глобализации получили неравномерное распределение - меньшинству досталась необоснованно большая их часть. Хотя рост новых чемпионов восстанавливает баланс экономических сил между государствами, существует подтверждение того, что экономическое неравенство между странами растет. Вопрос экономического неравенства как на государственном, так и на международном уровне обретает все большее значение. С политической точки зрения имеются признаки поднимающего голову национализма и популизма, а также социальной разрозненности. Усилилось также расхождение во мнениях между странами по поводу того, как обеспечить стабильное, всестороннее развитие.

Для решения этих проблем необходимо усовершенствованное глобальное управление. Но здесь мы встречаемся с очередным парадоксом XXI века: факторы, обусловившие высокую значимость глобального управления, - расхождение интересов, конфликт инициатив и различие норм и показателей - в то же самое время являются помехой на пути к его реализации, делая ее сложной и создавая путаницу. В результате мы наблюдаем такие неудачные попытки, как Дохийский раунд развития Всемирной торговой организации (ВТО) и отсутствие международного согласия на Копенгагенской конференции по климатическим изменениям. «Большая двадцатка» кажется наибольшим достижением в развитии глобального управления, но ее эффективность в этом отношении не была доказана.

 Рис. 2. Карта взаимосвязанности рисков (КВР) в 2011 году

Три важных риска в центре внимания

Помимо этих двух параллельных рисков, три важных кластера рисков появились в анализе этого года:

Звено «Макроэкономический дисбаланс»: кластер экономических рисков, включающий макроэномический дисбаланс и нестабильность валютных курсов, фискальный кризис и падение стоимости активов возникают вследствие напряжения между повышением благосостояния и влияния развивающихся государств и огромными долгами развитых стран. Дисбаланс накоплений и торгового обмена между странами возрастает, в то время как внефондовые обязательства создают слишком долгосрочное давление на состояние бюджета. Единственным способом искоренения этого дисбаланса являются скоординированные глобальные мероприятия, но они могут вызывать конфликт интересов разных государств.

Звено «Нелегальная экономика»: данное звено относится к кластеру рисков, включающему уязвимость государства, контрабандную торговлю, организованную преступность и коррупцию. Мир, связанный сетевой архитектурой, пробелы в управлении и экономическое неравенство дают шанс процветать таким незаконным видам деятельности. В 2009 году обороты контрабандной торговли насчитывали 1,3 млрд долларов США и продолжают расти. Эти риски, помимо огромных убытков для предприятий, ведущих легальную деятельность, ослабляют мощь государства, препятствуя развитию, подрывая закон, повергая страны в бедность и обрекая на нестабильность. Международное сотрудничество жизненно необходимо как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Звено "Вода-пища-энергия": стремительный рост мирового населения и улучшение благосостояния оказывают неприемлемое давление на ресурсы. Ожидается, что спрос на воду, пищу и энергию повысится на 30 - 50 % в последующие двадцать лет, в то время как экономическое неравенство стимулирует быстрое реагирование в сферах производства и потребления, что подорвет долгосрочную стабильность.

Дефицит обусловливает социальную и политическую нестабильность, вызывает геополитический конфликт и приводит к невосстановимому экологическому ущербу. Любая стратегия, сфокусированная лишь на одной ячейке звена «Вода-пища-энергия» без учёта взаимосвязанности его рисков, обречена на риск непредсказуемых последствий.

Пять рисков, требующих наблюдения

Респонденты отметили пять рисков, требующих внимания, и оценили их с точки зрения высокого уровня вероятности и низкого уровня доверия наряду с экспертной оценкой их серьёзности, непредвиденности или недооценённых последствий:

  • Вопросы кибербезопасности, варьирующиеся от роста кибер-преступности до малопонятной вероятности изнурительной кибер-борьбы
  • Демографические проблемы наряду с фискальным давлением в развитых странах и появление серьёзных рисков, угрожающих социальной стабильности в развивающихся странах
  • Вопрос безопасности ресурсов, от которого зависит долгосрочный характер нестабильности и повышения цен на энергию и сырьевые товары, если цепь поставок более не справляется с удовлетворением растущего спроса
  • Урезание расходов в результате глобализации как ответ популистов на экономическое неравенство, если развивающиеся страны не возьмут на себя роль лидера
  • Оружие массового поражения, особенно риск повторного распространения ядерного оружия. Эффективное реагирование на риск заключается не только в проактивной борьбе с его предпосылками, ассоциирующимися с глобальными рисками, но и в использовании появляющихся возможностей для инноваций и роста. В данном отчёте мы исследовали несколько стратегий реагирования на риски, которые способны помочь заинтересованным сторонам достичь обеих целей.

Параллельные глобальные риски:

Экономическое неравенство и пробелы в глобальном управлении

Экономическое неравенство и пробелы в глобальном управлении знакомы нам по обзору глобальных рисков Форума 2010 года как два наиболее взаимосвязанных риска высокой вероятности и сильного воздействия (см. рис. 1 "Картина глобальных рисков" и рис. 2 "Карта взаимосвязанности рисков"). Эти риски влияют на контекст, в котором присутствуют глобальные риски, и проявляются двумя способами: во-первых, они могут ухудшить как вероятность возникновения, так и воздействие других рисков; во-вторых, они могут препятствовать эффективному реагированию на риски.

Экономическое неравенство и социальная разрозненность

Определение: неравенство благосостояния и дохода как на внутристрановом, так и на межстрановом уровне, угрожающее социальной и политической стабильности и экономическому развитию.

В данном обзоре глобальных рисков экономическое неравенство определено как один из наиболее важных рисков грядущего десятилетия. В своем исследовании Совет по глобальной повестке Форума также поддерживает данное открытие, классифицировав экономическое неравенство как вторую наиважнейшую тенденцию с точки зрения влияния на деловое сообщество и самую недооценённую тенденцию с точки зрения такого влияния. Экономическое неравенство тесно связано с коррупцией, демографическими проблемами, уязвимостью государств, глобальным дисбалансом и крушением цен на активы. По мнению респондентов, экономическое неравенство способствует возникновению хронических заболеваний, инфекционных заболеваний, контрабандной торговли, миграции, продовольственной (не)безопасности, терроризма и оружия массового поражения. По их мнению, экономическое неравенство обусловлено рисками, связанными с климатическими изменениями и пробелами в глобальном управлении. Данные опроса свидетельствуют о том, что экономическое неравенство и геополитический конфликт усиливают друг друга.

Экономическое неравенство разворачивается как на внутристрановом, так и на межстрановом уровне. Благодаря упрощению  общения между странами их неравенство стало ещё более очевидным. Несмотря на стремительный рост некоторых развивающихся стран, многие страны до сих пор не могут выбраться из замкнутого круга нищеты, что вызывает ограниченность доступа к основной социальной инфраструктуре, начиная с качественного образования, медицинского обслуживания и санитарии и заканчивая политической уязвимость государства. Заинтересованные стороны также выразили свое беспокойство по поводу фактов растущего экономического неравенства как между развитыми, так и между развивающимися странами. Экономический анализ, выполненный ОЭСР и другими организациями, свидетельствует о том, что рост реальных доходов населения для верхней квинтили в Финляндии, Швеции, Англии, Германии, Италии и США в два раза превышал показатель для нижней квинтили в период с середины 1980-х до середины 2000-х годов. За последнее десятилетие коэффициент Джинни также начал стремительно расти в таких развивающихся странах, как Индия, Китай или Индонезия. Несмотря на то, что такие исследования подвергаются методологической критике и вокруг их выводов возникают споры, риск усиления экономического неравенства, даже только с точки зрения его восприятия, вызывает беспокойство.

Многие факторы могли стать предпосылками для появления этих тенденций на внутристрановом уровне, включая упадок культуры трудовых отношений, спад в сфере организации труда и неспособность образовательных систем идти в ногу с растущей потребностью рабочих мест в кадрах. Экономическое неравенство также обусловливает процесс глобальной социальной разрозненности. Глобализация привела к образованию различных внутристрановых групп с разными экономическими интересами, подрывающих понятие национального единства. В то же время транснациональные объединения получают большую значимость при личной и групповой идентификации, обусловленной интернационализацией средств массовой информации и связи. Традиционные формы объединений изменились. Упало доверие к институтам.

Отчасти это случилось оттого, что на смену вертикально интегрированным группам стали приходить более гибкие, транснациональные. Обычно это обеспечивает новые возможности для межкультурного общения и формирования сообществ независимо от их географического местоположения. Однако это также создаёт напряжение внутри страны, которое приводит к появлению глобальных рисков и подрывает политические усилия правительства, необходимые для реагирования на проявления этих рисков в локальном масштабе.

Пробелы в глобальном управлении

Определение: Слабые или неадекватные международные институты, соглашения или сети в сочетании с конкурирующими государственными или политическими интересами, препятствующие попыткам сотрудничества, направленного на управление глобальными рисками.

Риски все чаще становятся глобализированными и взаимосвязанными, а возможности глобального управления - фрагментированными. Пробелы в глобальном управлении становятся причиной появления и усиления глобальных рисков. По результатам исследования была выявлена сильная взаимосвязанность между пробелами в глобальном управлении и в регулятивной системе - оказалось, что коррупция и экономическое неравенство, урезание расходов в результате глобализации и пробелы в глобальном управлении сильно взаимосвязаны.

Пробелы в глобальном управлении, о которых говорят эксперты, включают: переговоры ООН по проблеме изменения климата; незавершенный Дохийский раунд развития по вопросам торговли; отсутствие прогресса в реализации Целей развития тысячелетия; остановка реформы Совета безопасности ООН; и проблемы, связанные с программами, разработанными для предотвращения распространения ядерного оружия. Когда нужно реагировать на глобальные проблемы, наступает паралич. «Вашингтонский консенсус» более не является базовой моделью экономического развития, но и альтернативы ему пока не найдено.

Недавно Национальный совет по разведке США пришел к выводу, что сегодняшние программы управления не способны решать глобальные проблемы и требуют реформирования. Развивающиеся страны ощущают, что их мнение при создании международных институтов абсолютно несправедливо не принимается во внимание.

Всё ещё существует неопределённость в отношении желания и возможности развивающихся стран взять на себя часть глобальной ответственности и признать границы своих полномочий со стороны развитых стран.

Неясно, станет ли глобальное управление частью ошибочно созданных международных институтов или будет способно создать более эффективные структуры при содействии глобальных сетей и благодаря новым формам сотрудничества, или же идея координированного глобального управления будет полностью отвергнута.

Эффективному глобальному управлению также препятствуют неэффективные структуры, ответственные за принятие решений на государственном уровне. Сомнительно, чтобы технологические и социальные сдвиги ослабили возможности глав государств для исполнения международных обязательств, которые не могут быть выполнены в короткие сроки, так как эффективность деятельности заинтересованных групп снизилась. Трудности в достижении международного согласия в отношении изменения климата, а также сопротивление международно скоординированным политическим мероприятиям являются наглядным примером. Уравновешивающее воздействие могут оказать оптимально сформулированные нормы и показатели глобального гражданства, отражающие общественное мнение, но они ещё недоработаны.

Признавая значимость пробелов в глобальном управлении, Всемирный экономический форум в 2009 году создал Инициативу по глобальной реконструкции. Ее задачей является стимулирование процесса стратегического мышления во всех заинтересованных кругах, в которых международные институты и мероприятия смогут адаптироваться к современным изменениям.


Перевод с англ. Т. Суховой
Источник: Журнал «Рынок страхования»  № 2 (77), Февраль 2011 г.