Согласно отчету Allianz, ряд факторов приводит к еще большим претензиям к мировой судоходной отрасли, несмотря на то, что общие убытки сократились более чем вдвое за последнее десятилетие и наблюдается устойчивая долгосрочная положительная тенденция в области безопасности.
Анализ отраслевых убытков Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS) показал, что пожары и взрывы в настоящее время являются наиболее дорогостоящими причинами убытков, в то время как во время роста рисков и инфляции повреждение груза является наиболее частой причиной убытков после увеличение как истощения, так и требований высокой стоимости.
Кроме того, последствия изменения климата и перехода к нулевым выбросам также становятся характерной чертой претензионной активности, и, по мнению аналитиков, со временем эта тенденция будет только усиливаться. Все это на фоне ущерба и разрушений, вызванных российско-украинским военным конфликтом.
Согласно анализу AGCS более 240 000 отраслевых исков с приблизительной стоимостью 9,2 млрд евро, пожар и взрыв обогнали затопление и столкновение в качестве причины номер один убытков по морскому страхованию в стоимостном выражении за последние пять лет.
В последние годы значительно увеличилось количество пожаров на борту крупных судов, при этом произошла череда инцидентов с грузом, которые трудно потушить и которые могут легко привести к полной гибели судна, трагическим человеческим жертвам и ущербу для окружающей среды.
Способствующие факторы часто включают неправильное декларирование или недекларирование опасных грузов. Международный союз морского страхования (IUMI) также недавно отметил увеличение числа пожаров в машинном отделении.
Заметной недавней тенденцией стала угроза, которую представляют собой литий-ионные аккумуляторы в электромобилях или грузы, которые неправильно хранятся, обрабатываются или транспортируются. По словам аналитиков, они также вызывали пожары в транспортных контейнерах, часто из-за того, что грузы ошибочно декларировались как аксессуары или запасные части для мобильных телефонов.
В отчете также подчеркивается, как инфляция и рост рисков влияют на серьезность требований. Резкая инфляция привела к высоким ценам. Сюда входят цены на сталь; чем выше цены на этот материал, тем выше стоимость запасных частей и растущие затраты на рабочую силу — все это влияет на стоимость ремонта корпуса и заявлений о поломке оборудования.
Такие инциденты, как пожары, столкновения и посадки на мель, являются одними из основных причин страховых случаев морского страхования по стоимости, при этом в последние годы произошел ряд дорогостоящих инцидентов. Аналитики отмечают, что аварии с участием крупных контейнеровозов и автовозов обходятся особенно дорого.
В то же время, согласно отчету, инфляция также усугубляет проблему роста подверженных риску ценностей. Аналитики заметили, что стоимость как судов, так и грузов растет в то время, когда увеличивается риск, связанный с более крупными судами, которые могут перевозить более 20 000 контейнеров за раз.
Всплеск спроса на морские перевозки привел к значительному увеличению стоимости судов в последние годы. Кроме того, средняя стоимость контейнерных перевозок также увеличивается с инфляцией и увеличением отгрузки дорогостоящих товаров, таких как электроника и фармацевтические препараты.
Еще одной причиной потери от претензий является повреждение товаров, в том числе погрузочно-разгрузочных работ и хранения. Согласно анализу AGCS, это основная причина претензий по морскому страхованию по частоте и третья по величине за последние пять лет.
Страховой рынок также уплатил несколько исков из-за больших колебаний температуры и пожаров, связанных с поставками фармацевтических препаратов, добавил Режис Броуден, глобальный руководитель отдела морских претензий в AGCS.
Кроме того, наблюдается бум контейнерных перевозок, что создает нагрузку на обработку грузов и портовые обороты, а также влияет на претензии по грузам. Глобальная нехватка транспортных контейнеров привела к тому, что некачественные и поврежденные контейнеры выкупаются обратно в пользование, а ухудшение экономической ситуации и более высокая стоимость жизни могут иметь последствия для будущих исков о краже и гражданских беспорядках.
В отчете также отмечены серьезные сбои в цепочках поставок в судоходной отрасли, в основном вызванные рядом морских происшествий, стихийных бедствий, кибератак и пандемии Covid-19.
Тенденция к использованию более крупных судов также способствует увеличению рисков в цепочке поставок, добавил капитан Нитин Чопра, старший консультант по морским рискам в AGCS.
Чопра объяснил, что, хотя большие суда и более эффективны, они требуют более сложной и специализированной портовой инфраструктуры и логистической поддержки по сравнению с традиционными перевозками. Кроме того, более крупные суда перевозят более крупные контейнеры, что означает больший риск для груза.
Кроме того, порты все больше зависят от технологий, когда сбой или кибератака могут эффективно закрыть порт. По словам Чопры, давление со стороны коммерческих компаний уже является фактором, способствующим многим потерям, вызванным неправильным принятием решений.
Наконец, в отчете подчеркивается, как изменение климата будет все больше влиять на требования по морскому страхованию, с более экстремальными погодными явлениями и с новыми рисками, связанными с переходом на нулевые выбросы.
Согласно анализу AGCS, стихийные бедствия уже были пятой по величине причиной претензий по морскому страхованию по частоте и серьезности за пятилетний период, закончившийся в декабре 2021 года.
Погода также была фактором, влияющим на недавнее увеличение количества потерянных в море контейнеров, поскольку сильное волнение оказывает огромное воздействие на большие контейнеровозы.
Усилия по декарбонизации судоходной отрасли также повлияют на претензии в отношении морских судов в будущем. Судоходство в настоящее время является основным источником глобальных выбросов парниковых газов, поскольку 90% международной торговли осуществляется по морю.
Международная морская организация (IMO) работает над сокращением выбросов парниковых газов во всем мире на 40% к 2030 году и по крайней мере на 50% к 2050 году. Это потребует внедрения новых технологий и методов работы, которые могут привести к новым рискам или неожиданным последствиям, считают аналитики.
Что касается российско-украинского военного конфликта, то в Черном море погибли люди и корабли, нарушена торговля как с Россией, так и с Украиной, а ряд судов все еще находится под арестом и находится в плохом состоянии в зоне конфликта из-за западных санкций против России.
AGCS заявила: «В зависимости от условий полиса, покрытие «блокировки и захвата судна» может быть включено в некоторые полисы страхования морского корпуса и груза. В соответствии с этим пунктом застрахованная сторона может иметь право требовать возмещения полной потери по истечении определенного времени (обычно 180 дней для груза и 12 месяцев для корпуса) с момента блокировки или захвата судна/груза. С точки зрения AGCS, мы уже видели претензии в отношении потери груза, но еще не видели претензий от потери корпусов застрявших в украинских портах судов, так как многие из них не будут реализованы до первого квартала 2023 года».
Аналитики подчеркнули: «В конечном счете, чем дольше какие-либо суда и грузы находятся в аресте, тем сложнее и дороже будут решения по спасению».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz