23
Пн, дек

Прогноз: вакцинация населения создаст основу для динамичного роста экономики

zdorovie zemliСогласно прогнозу Euler Hermes на 2021-2022 годы, вакцинация населения создаст основу для динамичного роста экономики. Однако, по мнению экспертов компании, полное восстановление глобальной экономики произойдет только к 2022 году.

Вакцина от Covid-19 ускорит экономический рост в мире в 2021 году, однако глобальная экономика сможет полностью восстановиться только к 2022 году. После быстрого возобновления экономической активности в третьем квартале 2020 года, когда глобальная экономика увеличилась на 7,3% по сравнению со вторым кварталом, темпы экономического роста будут демонстрировать резкие колебания на рубеже 2020-2021 годов. Новая волна пандемии Covid-19 и новые ограничительные меры приведут к приостановке экономической активности: в четвертом квартале 2020 года темпы мирового экономического роста замедлятся до +0,1% по сравнению с третьим кварталом. Повторный экономический спад в Европе и заметное замедление темпов роста в США означают, что ситуация в экономике ухудшится, прежде чем начнется ее восстановление.

По оценке Euler Hermes, в 2020 году мировая экономика сократится на 4,2%. Однако недавние успехи в области разработки вакцины от Covid-19 позволили экспертам компании улучшить прогноз темпов роста глобальной экономики в 2021 году на 0,2 процентных пункта до уровня +4,6%. В 2022 году прирост мировой экономики может составить 3,8%. Что касается России, то по прогнозу Euler Hermes, после падения в 2020 году на 4,5%, российская экономика вырастет в 2021 году на 2,2% и в 2022 году – на 2,5%.

Рис. 1. Темпы роста ВВП, факт и прогноз (%, г/г).

1

Источники: Euler Hermes, Allianz Research

Эксперты Euler Hermes ожидают, что в середине 2021 года будет завершена вакцинация уязвимых групп населения (которые составляют 20-40% всего населения), несмотря на существующие препятствия для этого как со стороны «спроса» (скептицизм в отношении вакцинации), так и со стороны «предложения» (узкие места в производстве и распределении вакцин). Эта вакцинация создаст основу для динамичного роста экономики во второй половине 2021 года.

«Вакцинная экономика», по определению экспертов Euler Hermes, подразумевает уверенность населения в необходимости вакцинирования, что приведет к возобновлению работы сферы услуг, синхронизированному экономическому подъему в разных секторах (торговля товарами уже вернулась на докризисный уровень, торговля услугами и туризм восстановятся к 2022 году), частичному расходованию сбережений домохозяйствами и возобновлению инвестиций в корпоративном сегменте.

Восстановление экономики может отставать в тех странах, которые позже других получат доступ к вакцинам от коронавируса. Особенно это касается стран с формирующейся рыночной экономикой.

Эксперты Euler Hermes полагают, что в Европе принятые в связи с пандемией меры социальной поддержки населения, вероятно, продолжат действовать и после середины 2021 года, однако они станут более адресными и эффективными с точки зрения затрат.
В США расходы на стимулирование экономики будут увеличены еще на 900 миллиардов долларов в 2021 году. Центральные банки будут по-прежнему обеспечивать благоприятные условия рефинансирования для государственного и частного секторов, при этом Федеральная резервная система и Европейский центральный банк будут поддерживать рекордно низкие процентные ставки по крайней мере до второго полугодия 2023 года.

Такой подход оправдан в условиях ограниченной инфляционной динамики (в США будет умеренное превышение целевых показателей инфляции после второго полугодия 2022 года), поскольку ожидается, что цены на нефть будут оставаться в среднем ниже 55 долларов за баррель до середины 2022 года. С другой стороны, ускоряющееся восстановление мировой экономики может привести к тому, что китайские власти уже в первом полугодии 2021 года откажутся от мер по поддержке экономики, смещая акцент на снижение долгосрочных рисков.

Аналитики Euler Hermes обозначили в своем прогнозе следующие риски, способные замедлить глобальный экономический рост:

  • Кратковременный срок действия вакцины (это подразумевает необходимость гораздо больших ресурсов для частых кампаний вакцинации, что также может подорвать доверие к вакцине).
  • Риск мутации коронавируса, из-за чего исследователям придется начать снова разрабатывать вакцину.
  • Преждевременная отмена ограничительных мер в первом квартале 2021 года в Европе и США без адекватного отслеживания цепочек заражения, что может привести уже к третьему по счету спаду экономики за время нынешней пандемии.
  • Недостаточные налогово-бюджетные и денежно-кредитные меры поддержи экономики (включая отсутствие соглашения в Конгрессе США по пакету мер фискального стимулирования, а также задержки с началом функционирования фонда восстановления экономики ЕС).
  • Обострение проблем с устойчивостью долговой ситуации в странах с формирующейся рыночной экономикой уже в 2021 году.
    Неконтролируемые слабые стороны банковского сектора в условиях, когда на первый план выходит риск неплатежеспособности.

В тех секторах реальной экономики, для которых характерна циклическая динамика (включая энергетику, металлургию и автомобилестроение), уже во втором квартале 2021 года ожидается уверенный догоняющий рост на фоне восстановления экономики и снижения неопределенности. Между тем, сектора, чувствительные к воздействию со стороны пандемии Covid-19 (включая гостиничный сектор, общественное питание и транспорт) со второй половины 2021 года будут демонстрировать показатели, которые будут заметно превосходить средние по экономике.

Несмотря на благоприятную динамику, потребуется время, чтобы компенсировать удар, нанесенный в 2020 году по обороту и прибыльности компаний. Эксперты Euler Hermes ожидают, что большинство секторов вернутся к докризисным показателям по обороту и прибыльности только к началу 2022 года. В процессе поэтапной отмены мер по поддержке экономики, следует ожидать возникновения волны банкротств компаний: по оценке Euler Hermes, в 2021 году количество корпоративных банкротств в мире увеличится на 25% по сравнению с 2020 годом, а в 2022 году – на 13% по сравнению с 2021 годом.

Рис. 2. Сроки восстановления оборота компаний до докризисного уровня.

2

Источники: Euler Hermes, Allianz Research

Источник: Euler Hermes