3.1. Маркетинговая структура рынка страхования населения
Прежде всего, необходимо остановиться на том, что такое маркетинговая структура страхового рынка. Страховой рынок можно делить по множеству разных признаков (критериев). Однако для нас наибольший интерес представляют те параметры, которые наиболее точно описывают потребительское поведение. Они приведены выше, в разделе, посвященном сегментации страхового рынка. Его деление согласно критериям, имеющим значение для определения платежеспособного спроса на страхование, называется маркетинговой структурой.
Рассмотрим, прежде всего, структуру потребления страховых продуктов. Она позволяет выявить приоритеты в страховых потребностях населения и предприятий. Кроме того, исследование имеющихся баз данных по потреблению страховых продуктов дает возможность оценить платежеспособный спрос на них. Некоторые данные по продуктовой и социально-демографической структуре рынка страхования населения и предприятий представлены в Приложении 3.1.
Выше говорилось, что спрос на страховые услуги сильно зависит от уровня благосостояния населения, возраста и социального статуса потребителя, причем основным фактором, определяющим заинтересованность в страховании, является уровень доходов. Продемонстрируем это на конкретном статистическом материале. Прежде всего, в этой связи особый интерес представляет количественная структура договоров страхования, приобретенных населением с высоким уровнем доходов — более $150 на члена семьи в месяц.
Таблица 3.1.1.
Распределение договоров страхования
для респондентов с высоким уровнем доходов[1]
Вид страхования
Доля респондентов, имеющих данный страховой полис
Медицинское страхование
73%
Страхование имущества (недвижимости)
29%
Пенсионное страхование
13%
Страхование автотранспорта
12%
Страхование жизни
5%
Страхование от несчастных случаев
4%
Страхование туристов
4%
Страхование гражданской ответственности автомобилистов
3%
Страхование жизни детей
1%
Страхование детей к совершеннолетию
1%
Не пользуюсь страховыми услугами
15%
Анализ табл. 3.1.1 позволяет сделать вывод о том, что верхняя часть среднего класса потребляет больше страховых услуг, чем в среднем по стране — ими не пользуется только 15% этой социальной группы, тогда как по оценке, содержащейся в Приложении 3.1, ими не пользуется 85% населения. Весьма высокой является доля респондентов, приобретающих страхование движимого и недвижимого имущества. Среди состоятельных граждан очень высока доля тех, кто имеет договора медицинского страхования. Это объясняется тем, что предприятия часто страхуют своих высокооплачиваемых специалистов и управленцев по этому виду за свой счет — медицинское страхование входит в стандартный пакет социальных гарантий сотрудникам наряду с заработной платой. В него же часто включается пенсионное накопительное страхование, а также страхование от несчастных случаев.
Далее приводится ряд зависимостей, показывающих популярность страхования недвижимости физических лиц по группам с различным среднедушевым доходом на члена семьи, социальным статусом, а также по возрастным группам при условии, что среднедушевой доход на члена семьи превышает $150 в месяц.
Рис. 3.1.1. Распространенность страхования недвижимости в зависимости от уровня доходов
Рис. 3.1.2. Распространенность страхования недвижимости в зависимости от социального статуса респондента
Вообще говоря можно предположить, что социальный статус страхователя прямо связан с уровнем доходов — скорее всего, предприниматель имеет более высокие заработки, чем квалифицированный рабочий или безработный. Поэтому для упрощения диагностики страховых потребностей населения при недостатке исходных данных этот параметр может быть снят с рассмотрения, а его место занимает уровень доходов населения.
Рис. 3.1.3. Зависимость популярности страхования недвижимости от возраста страхователя
Провал спроса на страхование между 20 и 30 годами связан, по всей видимости, с переходом потенциальных клиентов к самостоятельной жизни и с образованием семьи. До 20 лет полисы приобретаются родителями или за счет родителей, при отделении от них спрос падает в связи с нехваткой средств и отсутствием предметов страхования. Впоследствии, после того, как основные семейные покупки сделаны, а уровень доходов растет, спрос на страхование также увеличивается. Вполне возможно, что рост склонности к страхованию с возрастом частично объясняется сохранением привычек с “Госстраховских” советских времен. С другой стороны, значительная часть руководящего состава российских предприятий, имеющего высокий уровень доходов, относится к категории лиц старшего возраста или, по крайней мере, старше 30 лет. К этой же возрастной категории относится значительное большинство квалифицированных высокооплачиваемых специалистов коммерческих фирм, составляющих ядро “среднего класса”. Поэтому на них приходится наибольший интерес к страхованию.
[1] По данным GFK Market Research Russia, 1999.