19
Чт, июнь

Автогражданка под давлением: выплаты растут, убытки усиливаются, посредники уходят в онлайн

Kerimbayev Azamat2024 год стал рекордным для казахстанского рынка обязательного автострахования (ОГПО ВТС) по страховым выплатам, а убыточность приблизилась к критическим 95% от собранных премий. Всё это ставит под вопрос устойчивость продукта и требует системных решений от участников рынка и регулятора.


Азамат Керимбаев на телеграм-канале KerimbayevOnline рассуждает о проблемах автогражданки и предлагает свое видения решения.

«В 2024 году страховые компании выплатили рекордные 80 млрд тенге по ОГПО ВТС. Соотношение страховых выплат к премиям (по действующим полисам на 01.01.2025) составило 95%.

В 2025 году количество страховых выплат и суммы возмещений продолжают расти. Так, за 1 квартал 2025 года страховщики урегулировали 39 379 ДТП, что на 23% больше чем за 1 квартал 2024 года. Сумма страховых выплат приросла на 34%. Кривая распределения страховых выплат с каждым годом смещается вправо, а цифровизация и европротокол упрощают оформление страхового случая, увеличивая количество зарегистрированных ДТП. Средняя выплата растет, 600 тыс. в 2025 году против 550 тыс. тенге в 2024.

Пенетрация обязательного автострахования достигла своего максимума. За 1 квартал 2025 года было заключено 1.42 млн полисов, столько же, как и за 1 квартал 2024 года.

Однако, прирост продаж в 2025 году все же положительный и составил 28%. Во-первых, тарифы в ряде регионов увеличились. Во-вторых, страховщики воспользовались своим правом дополнительно увеличить тарифы на 10%.

Вместе с макропоказателями продукта ОГПО ВТС растет и актуарный коэффициент убыточности страховщиков, который уже давно перевалил за 100%. На фоне такого андеррайтингового результата страховщики сократили аквизиции, что повлекло за собой очередную миграцию страховых посредников.

В этот раз посредники пришли на сайты страховых компании.

Что по факту сейчас происходит:

1. Страховой посредник оформляет полис ОГПО ВТС за клиента на сайте страховщика;
2. Соответственно, клиент сообщает посреднику код из СМС от 1414;
3. Клиент сообщает посреднику пароль от своего личного кабинета на сайте страховой компании;
4. Клиент оплачивает сумму страховой премии посреднику (наличкой или переводом по номеру телефона), а посредник оплачивает премию на сайте страховщика своей банковской картой.

То есть вопрос защиты персональных данных страхователя и застрахованных открытый. Формально все исполняется, по факту страхователь сам раскрывает свои перс данные третьим лицам.

Оформить страховку сегодня стало сложнее, чем раньше. К сожалению, страховая грамотность потребителей остается низкой. Потребители страховых услуг (в частности ОГПО ВТС) не понимают роль страхователя и его права, роль застрахованного и его права, как формируется стоимость страхования, что такое ГПО и почему оценка ущерба всегда ниже фактических расходов на восстановительный ремонт.

В целом ОГПО ВТС всегда был проблемным продуктом для страховщика (с точки зрения клиентского опыта). Если страховая компания продает полисы ОГПО ВТС ее рейтинг в 2GIS всегда низкий.

Для нормализации данного социального продукта нужно развивать прямые продажи. То есть когда между страхователем и страховщиком нет посредников.

Для этого нужно инвестировать в два направления:

1. Постоянное обучение и информирование населения – повышать финансовую грамотность;
2. Цифровизация – упрощение клиентского пути без снижения степени контроля процессов.

Первый пункт, абсолютно не интересен частным страховым компаниям. Маржи продукта нет, а растрачивать капитал нецелесообразно.

Второй пункт, дорого и сложно. Но эффективно.

В 2024 году цифровизация ОГПО ВТС позволила FRDM снизить среднюю выплату на 81 тыс. тенге по сравнению с конкурентами (505 тыс. против 586 тыс. тенге). В 1 квартале 2025 года средняя выплата FRDM на 133 тыс. тенге ниже, чем у конкурентов (487 тыс. против 620 тыс. тенге). При этом тарифы FRDM повышены на 10%. Это результат цифровизации.

В марте и апреле 2025 года доля FRDM в розничном ОГПО уже достигла 50%. Если страховщики и дальше продолжат отказываться от розничного ОГПО, доля будет расти. В целом 2-3 страховщика сконцентрировались на корпоративных продажах. Остальные закрывают оффлайн продажи.

Что делать?

1. Ждать ежегодной корректировки страховых тарифов. При этом необходимо точно рассчитать поправочные региональные коэффициенты. Их не нужно согласовывать с рынком, их нужно посчитать правильно и точно. Крупные компании выдержат, остальные скорее нет;

2. Дальнейшая либерализация страховых тарифов. Нужно увеличить диапазон страховых тарифов и дать право страховщикам определять тариф по степени риска. Благо стат. данные есть (ЕСБД) и скоринговые сервисы тоже. Те, кто инвестирует в цифру, останутся, остальные нет;

3. Загнать всех в один страховой пул. В таком случае нет никакой мотивации улучшать процессы страховых выплат. Будет одинаково плохо у всех. Вслед за ростом средней выплаты будут расти и тарифы.