4.5.2. Внутренние ограничения
Внутренние ограничения в значительной степени поддаются регулированию со стороны организации и зависят от ее особенностей и возможностей. Эти ограничения можно условно разделить на институциональные, бюджетные и информационные.
- Институциональные ограничения присущи данной компании как организации (общественному "институту"). К данной категории относятся ограничения, накладываемые внутренней структурой и системой принятия решений, стилем управления. Сюда же можно причислить и влияние общей корпоративной культуры на процесс управление рисками. Если для организации характерны пренебрежение сотрудниками своими должностными обязанностями, низкий уровень культуры производства и дисциплины, то разработка соответствующих инструкций по предотвращению и уменьшению последствий рисков не даст серьезного положительного эффекта, поскольку их просто не будут выполнять. Все предполагаемые меры должны учитывать особенности компании как организации.
- Бюджетные ограничения обусловлены наличием лимитов финансирования. Они являются одними из самых четких и жестких. Несмотря на то, что это внутренние ограничения (т.е. поддающимся корректировке), риск-мененджеру бывает достаточно тяжело добиться от руководства таких объемов финансирования, которые позволили бы реализовать задуманные мероприятия.
- Информационные ограничения характеризуют возможности организации оперативно собирать и обрабатывать данные для управления рисками. Заложенная в основу корпоративного риск-менеджмента идея максимально полного учета все рисков требует наличия в организации очень мощной и хорошо структурированной информационной системы. Такая есть далеко не у всех, и для ее создания необходимы серьезные вложения и текущие расходы. Поэтому даже если использование концепции корпоративного риск-менеджмента представляется в данной фирме вполне обоснованным, ее практическая реализация должна учитывать имеющееся информационное обеспечение и перспективы его улучшения.
Анализируя процесс постановки задачи на создание системы управления рисками необходимо отметить, что иногда невозможно достичь выбранных целей и одновременно соблюсти все требования и ограничения, поскольку они вступают в противоречия друг с другом. Самый распространенный конфликт заключается в том, что желаемые цели на этапе после реализации риска требуют высоких расходов, тогда как требования на этапе до наступления риска и бюджетные ограничения вынуждают экономить. Конкретное решение данного противоречия полностью зависит от компетентности руководства организации и лиц, ответственных за управление рисками.