3.6. Организация процесса управления рисками
Управление рисками - это сложный процесс, включающий несколько шагов или этапов. Эти шаги не всегда выполняются последовательно. Современная концепция рассматривает риск-менеджмент как непрерывный процесс, в котором одновременно на регулярной основе осуществляется выявление и анализ рисков, их измерение, поиск способов работы с ними и оценка эффективности уже принятых мер.
Общая схема управления рисками одинакова для любых организаций, фирм, социальных систем, отдельных людей. Она базируется на традиционном подходе к решению любой проблемы:
- постановка задачи;
- сбор информации для решения;
- принятие решения;
- выполнение решения;
- контроль выполнения и корректировка.
При появлении какой-либо проблемы, первое, что приходится делать, это определить для себя - надо ли ее решать и каких результатов при этом хочется достичь. То есть вначале происходит постановка задачи.
Далее следует сбор и анализ информации, необходимой для правильного решения. В противном случае, базируясь на неполной или неверной информации, надежно достичь поставленных целей невозможно.
Зная цели и имея на руках все требуемые исходные условия, осуществляется поиск возможных путей решения и оценка их применимости в данном конкретном случае.
По результатам поиска выбирается наиболее оптимальный (с точки зрения данного исследователя) способ решения и осуществляется его реализация.
На последнем этапе производится анализ полученных результатов. Если поставленные на первом этапе цели не достигнуты, следует возврат в начало или на любой из промежуточных этапов для корректировки.
В ситуации, когда проблема носит не разовый, а постоянный характер (как, например, при управлении рисками), указанная последовательность и (или) ее отдельные шаги исполняются постоянно (регулярно).
По аналогичной схеме строится и система управления рисками. Однако некоторые шаги разделяются на более мелкие этапы и имеют свои специфические названия.