Для практической работы страховой компании важное значение имеет разграничение ее подразделений на отделы внутренней (Innendienst) и внешней служб (Auftendienst).
Отделы внутренней службы представляют собой собственно головной или центральный офис(1), в то время как под внешней службой понимаются децентрализованные отделы, например, отраслевые и территориальные филиалы, региональные отделы продаж(2), а также страховые посредники. Децентрализованные филиалы являются соединительным звеном между централизованными отделами внутренней службы, с одной стороны, и посредниками и клиентами - с другой. Их основная задача состоит в непосредственной работе с посредниками и клиентами на своей территории. Децентрализованные отделы могут также заниматься обработкой и ведением страховых договоров, т.е. выполнять административно-управленческую функцию.
(1) Немецкие термины - Zentrale, Direktion, Generaldirekion, Hauptverwaltung
(2) Общий немецкий термин - Geschaftsstellen Различными видами подразделений внешней службы могут быть - Zweigniederlassung, Landesdirektion, Subdirektion, Filialdirektion, Bezirksdirektion, Organisationsstelle, Direktionsstelle, Bezirksverwaltung - О.К.
Распределение функций между организационными подразделениями страховой компании может проводиться на принципах централизации или децентрализации.
Централизация - это в данном случае сосредоточение всех административно-управленческих функций страховой компании в одном подразделении, а именно, в головном или центральном офисе. Децентрализация означает передачу основной части этих функций отраслевым и региональным отделам.
Преимущества децентрализации состоят, прежде всего, в близости к клиентам и посредникам, дающей возможность быстрого принятия решении на месте. Недостатками могут быть более высокие затраты на координацию деятельности, а в ряде случаев - небольшие размеры филиалов и региональных отделов, в результате чего на месте может не оказаться всех нужных специалистов.
С другой стороны, использование электронных средств обработки данных способствует концентрации рабочих процессов, а тем самым и их централизации. При этом снижаются затраты на координацию страховой деятельности и контроллинг, упрощается процесс контроля за заключением новых договоров и регулирующими мероприятиями. В случае централизации рабочих процессов возникает меньше проблем при нехватке персонала, легче проводить разделение труда и специализацию, удается избежать двойной работы. Централизация ведет к снижению общего уровня затрат. Кроме того, как уже упоминалось выше, все больше вопросов окончательно разрешается в подразделениях внешней службы. Это ведет к уменьшению роли отраслевых и региональных отделов, а, следовательно, упрощению передачи остающихся у них функции в централизованные отделы.