Различают истинные и неистинные центры прибыли. Истинные центры прибыли возникают при выделении важнейших подразделении страховой компании, таких как отдел сбыта, страховые отделы, отдел урегулирования убытков, административно хозяйственный отдел, в самостоятельные хозяйственные единицы вне собственно страховой компании и образовании, таким образом, «предприятии в предприятии». Неистинные центры прибыли возникают в том случае, когда отдельные подразделения страховых компании выделяются в самостоятельные, так называемые стратегические хозяйственные единицы, но не образуют при этом отдельных предприятии. Как истинные, так и неистинные центры прибыли характеризуются помимо организационного вычленения структурных единиц возможностью отнесения на них переменных и важнейших постоянных затрат. Кроме того, они самостоятельно осуществляют расчет финансового результата своей хозяйственной деятельности и обладают широкими полномочиями по принятию решении, в частности, касающихся уровня затрат. Оценка результатов хозяйственной деятельности осуществляется по методу учета затрат с помощью показателя покрытия затрат (подробнее см. гл. 8).

Деятельность центров прибыли характеризуется следующими чертами:

  • центрам прибыли устанавливаются общие рамки деятельности, которые продиктованы основной хозяйственной целью предприятия;
  • центры прибыли представляют собой ясно выделенные подразделения предприятия;
  • вся ответственность за достижение целей хозяйственной деятельности центра прибыли сосредоточена в одних руках;
  • существует четкое разграничение полномочий в отношениях со страховой компанией;
  • возможность однозначного отнесения переменных и важнейших постоянных затрат на центры прибыли;
  • центры прибыли самостоятельно используют рычаги воздействия на уровень затрат;
  • возможность однозначного отнесения прибыли;
  • центры прибыли могут самостоятельно воздействовать на хозяйственный результат;
  • использование финансовых рычагов для повышения мотивации сотрудников, например, участие сотрудников в прибыли, использование премиальных систем;
  • наличие в центрах прибыли собственного контроллинга;
  • расчет собственного финансового результата по методу учета затрат с помощью показателя покрытия затрат.

По сравнению с традиционной организационной структурой создание центров прибыли дает следующие преимущества:

  • способствует ориентации деятельности не на достижение определенного оборота, а на конечный финансовый результат за счет более активного вовлечения в хозяйственные процессы децентрализованных подразделении, являющихся источником затрат, например агентств;
  • в большей степени мотивирует снижать уровень затрат и добиваться более высоких результатов, поскольку эта форма организации деятельности предоставляет большую свободу в принятии решений, повышает ответственность сотрудников, стимулирует развитие самостоятельности и инициативы;
  • дает возможность хозяйственным подразделениям самостоятельно направлять и регулировать свою деятельность, проявлять большую гибкость при сбыте своих продуктов и заключении новых договоров;
  • обеспечивает возможность быстрого реагирования на потребности рынка и изменение финансовых результатов;
  • способствует введению новых схем выплат комиссионных вознаграждении, ориентированных на финансовый результат;
  • позволяет обходиться без излишне разветвленной внутренней структуры.

В ряде случаев создание центров прибыли может быть сопряжено с некоторыми проблемами. Так, сложности могут возникнуть:

  • при несовпадении целей страховой компании и центра прибыли. Если для страховой компании как единицы управления основная цель хозяйственной деятельности состоит в увеличении прибыли путем снижения убыточности, то для центра прибыли, предположим, страхового агентства, как самого мел кого объекта управления, цель хозяйственной деятельности состоит в увеличении объема продаж и, соответственно, суммы получаемых комиссионных. В результате этого вместо се лекции рисков на первое место в деятельности центров прибыли выдвигается показатель объема продаж,
  • если используется традиционная система выплаты комиссионных вознаграждении, ориентированная только на объем продаж. Следует иметь в виду, что главной задачей для центра прибыли является увеличение собственного финансового результата, а не финансового результата всей страховой компании Поэтому в рамках страховой компании необходима модификация системы выплаты комиссионных вознаграждении страховым агентствам и агентам, работающим со страховой компанией по трудовому договору, с учетом их личных интересов и в соответствии с целями всей страховой компании. При достижении положительных результатов агентства должны получать часть прибыли страховой компании, а в случае наступления убытков их часть должна быть перенесена на центры прибыли через систему санкции. При этом основная задача состоит в оценке деятельности наименьших единиц управления, каковыми являются центры прибыли, по показателю покрытия затрат и отражении этих результатов в соответствующей системе оплаты труда,
  • при отсутствии необходимых рамочных условии, определяющих организацию рабочих процессов, формирование целевых групп клиентов, организационно правовую форму центра,
  • если руководство страховой компании не оказывает необходимой поддержки центру прибыли в сфере продаж путем проведения соответствующих маркетинговых мероприятии и в целом в конкурентной борьбе,
  • при использовании неправильных критериев оценки хозяйственной деятельности центров прибыли,
  • если руководство страховой компании слишком поздно начинает реагировать на ошибки в работе центров прибыли. Как правило, это бывает связано с плохой организацией контроллинга,
  • если руководство страховой компании слишком часто вмешивается в работу центров прибыли, особенно по вопросам принятия рисков на страхование и определения размеров страховых премии,
  • если центру прибыли задаются нереальные для достижения плановые показатели и т.д.

Центры прибыли могут быть организованы:

  • а) по видам страхования,
  • б) по группам клиентов,
  • в) по каналам продаж

A. Организация по видам страхования

Создание центров прибыли по видам страхования является традиционным. Практически каждое подразделение страховой компании, занимающееся определенным видом страхования, может иметь организационную форму центра прибыли. Это дает следующие преимущества:

  • в соответствии с инструкциями по ведению бухгалтерского учета в страховых компаниях учет должен вестись отдельно по каждому виду страхования,
  • простота отнесения затрат и выручки на отдельные виды страхования,
  • сохраняется основа для расчетов страховых тарифов.

Недостаток создание центров прибыли по отдельным видам страхования не так привлекательно для клиентов.

Б. Организация по группам клиентов

При создании центров прибыли по группам клиентов в основу классификации кладется характер страхуемых рисков. Так, отдельные группы представляют собой мелкие и средние предприниматели, крупные промышленные объекты, физические лица.

Преимущества организации центров прибыли по этому принципу состоят в следующем:

  • максимальная ориентация на клиентов,
  • успех обеспечивается предложением соответствующего ассортимента страховых продуктов,
  • простота управления.

Недостатки:

  • должен быть специально введен учет затрат и результатов страховой деятельности по группам клиентов, так как в соответствии с законом он ведется по видам страхования,
  • для разных групп клиентов, и в особенности для малых и средних предприятии, характерна различная структура рисков и не одинаковый уровень убыточности.

B. Организация по каналам продаж

Используемые страховой компанией различные каналы продаж, например, региональные или генеральные агентства, маклеры, внештатные посредники, могут также иметь организационную структуру центров прибыли.

Такая организация работы дает, в частности, то преимущество, что учет затрат и результатов, если он ведется по группам клиентов, может быть сохранен. Отрицательным фактором, связанным с окончательным разрешением все большего числа вопросов в подразделениях внешней службы, является постепенное снижение роли внутренних отделов продаж даже в случае их организации по группам клиентов.