22
Ср, янв

Эра катастрофической крайности погоды уже наступила

JaraЛесные пожары в Канаде, которые горели непрерывно более года. Наводнения, которые остановили Дубай. Смертельная жара окутала улицы Нью-Дели. Первая половина 2024 года обнажила катастрофические крайности, которые сейчас характеризуют быстро меняющийся климат на всех континентах, пишет Bloomberg.

На этой неделе миллионы людей на восточном побережье США — самом густонаселенном прибрежном регионе страны — будут изнемогать под жарким куполом. К пятнице температура в Центральном парке Манхэттена достигнет 35°С. Тем временем на южной оконечности побережья Флорида вторую неделю борется с проливными дождями возле Сарасоты, настолько интенсивными, что есть вероятность, что они выпадают только один раз в 500–1000 лет. Ущерб может превысить $1 млрд.

Новая эра сильных дождей побудила во вторник Национальную академию наук США рекомендовать масштабную перезагрузку оценок «вероятного максимального количества осадков» в стране, которые определяют развитие инфраструктуры. На национальном уровне они не обновлялись с 1999 года, а в некоторых случаях и в течение 60 лет. Более 16 000 находящихся под угрозой плотин и 50 атомных электростанций, все они стареют, сталкиваются с новыми экстремальными явлениями.

В докладе излагаются способы использования современных климатических моделей для обновления анализа с учетом глобального потепления. Это признание того, что «супер-дикая погода» вступает в новую фазу, и США должны быть к этому готовы, говорит Джон Нильсен-Гаммон, профессор Техасского университета A&M и климатолог штата, который является соавтором исследования.

Погода больше не является ровным броском костей. Это больше похоже на бросок игральных костей, на трех гранях которых выпали шестерки или семерки и восьмерки, говорит Кэтрин Хейхо, профессор Техасского технологического университета, изучающая воздействие климата. Сам термин «глобальное потепление» предполагает своего рода предсказуемость, которая, возможно, уже не соответствует времени. «Сегодня я думаю, что гораздо правильнее называть это «глобальными странностями», — говорит Хейхо. «Где бы мы ни жили, погода у нас становится все более странной».

Загрязнение парниковыми газами привело к тому, что в прошлом году жара на 1,3 градуса стала выше, чем до промышленной революции. В мае этого года был 12-й месяц подряд рекордных средних температур на планете, а океаны регистрировали новые уровни тепла каждый день в течение более года. Это вызвало ужасные дожди и град, более разрушительные штормы и даже неожиданные похолодания — в Лондоне, Париже, Берлине и других частях Европы в начале июня температура упала ниже уровня, наблюдавшегося в канун прошлого Рождества.

Но именно жара и связанные с ней засухи, наводнения и лесные пожары стали более ярким индикатором сегодняшней странной дикой погоды. Угроза ада находится на крайнем уровне в Греции и Испании, при этом риски распространяются на Французскую Ривьеру. В начале этого месяца термометры в Египте показали рекордно высокую температуру 51°С. Наводнения повредили инфраструктуру и поставили под угрозу урожай в Китае, в то время как большая часть Южной Азии столкнулась с температурами, которые стали испытанием для человеческого тела. Экстремальная жара в секторе Газа усугубила гуманитарный кризис. Ливень после многолетней засухи в Восточной Африке унес сотни жизней людей и сельскохозяйственных животных.

Эрих Фишер, ученый-климатолог из ETH Zurich, пытается сделать в отношении тепла нечто похожее на то, что американские исследователи хотят сделать для осадков. Его работа последних лет помогла продемонстрировать, что температурные рекорды во всем мире падают все больше и больше, а это означает, что «растет вероятность рекордных экстремальных климатических явлений», как он написал вместе с соавторами в статье 2021 года.

Исследование Фишера, по сути, предсказало чрезвычайно редкую волну тепла в 2021 году, которая обрушится на западную часть Северной Америки, когда в этом регионе был самый жаркий июнь за всю историю наблюдений и погибло 1400 человек. Исследование, проведенное Фишером в прошлом году, выявило места, которые могут иметь необнаруженный потенциал возникновения волн тепла такого масштаба. В его список опасностей вошел Париж, который примет более 1 миллиона посетителей летних Олимпийских игр.

«Теперь, когда мы знаем, что эти события становятся более частыми, нам следует ожидать увидеть больше таких волн», — говорит Фишер. Осознав, что невероятная погода теперь во многих отношениях стала возможной, он говорит, что исследует следующий логический вопрос: «Какое на самом деле самое большое событие, к которому люди должны подготовиться?»

Судя по первым пяти месяцам 2024 года, стало ясно, что этот год закончится как один из пяти самых теплых за всю историю наблюдений. Сейчас вероятность того, что он обгонит 2023 год и возглавит список, составляет более 60%.

Частично причиной повышения температуры в первой половине 2024 года и усиления экстремальных явлений стало угасающее Эль-Ниньо — нагревание экваториальной части Тихого океана, которое согревает земной шар. Дополнительный жар вызван нелогичным изменением: правила, направленные на очистку загрязнений от судоходства, начали сокращать выбросы серы, которая, хотя и вредна для здоровья, также может помочь охладить атмосферу, блокируя солнечный свет.

Ученые предупреждают, что будущая опасность исходит не только от сильных погодных катастроф. Более теплая планета увеличивает вероятность «составных событий», когда несколько катастроф – природных и техногенных – происходят одновременно и в одном и том же месте, усугубляя их совокупное воздействие.

Яркий пример можно найти в Техасе, где высокие температуры способствовали крупнейшему в истории штата лесному пожару. Аномально засушливые условия в канадской провинции Альберта привели к раннему началу пожароопасного сезона.

В других случаях воздействие распространяется через границы. В марте пыльные бури в Сахаре пронеслись на север, окрасив небо на Сицилии в желтый и оранжевый цвет и ухудшив качество воздуха от Греции через Италию до Франции, где также наблюдались сильные дожди. Резкий рост цен на продукты питания и энергоносители также совпал с суровыми погодными условиями, например, усугубив последствия многолетней засухи в Сирии, Ираке и Иране.

«Общим знаменателем здесь является повышение температуры», — говорит Амир АгаКучак, профессор Калифорнийского университета в Ирвине, который изучал будущий риск сложных событий. «Температура значительно повысилась, и это способствует всем катастрофам и, возможно, усиливает взаимосвязь между различными опасностями».

В некоторых регионах также приходилось быстро сталкиваться с различными крайностями. Филиппины закрыли школы и электростанции в апреле из-за резкого повышения температуры. Теперь правительство предупредило, что увеличение количества осадков может нанести ущерб запасам продовольствия в стране, поскольку Эль-Ниньо закончится и наступит более прохладная погода. Лесные пожары в феврале унесли жизни более 100 человек в Чили, где исторические ливни в настоящее время вызывают хаос в типично сухом климате региона.

Экстремальная погода может стать новой, если она продлится ранее неожиданный период времени. Например, в Юго-Восточной Азии изменение климата теперь означает, что волны жары могут длиться месяцами. В результате продолжительного наводнения погибло более 500 человек в Кении, Танзании, Уганде и Бурунди.

Ренцо Гуинто, доцент кафедры планетарного здоровья в Медицинской школе Duke-NUS в Сингапуре, обеспокоен тем, что пострадавшие страны в основном сосредоточены на реагировании на непосредственные опасности для здоровья и рискуют игнорировать основные причины. «Что нам сейчас нужно, в эпоху многочисленных экстремальных погодных явлений, так это быть менее реактивными и более упреждающими», — говорит он. «Мы просто увековечиваем порочный круг выбросов и экстремальных явлений, и конечными жертвами этого цикла являются люди».

В исследовании, опубликованном в журнале Nature в апреле, прогнозируется, что климатический ущерб может стоить мировой экономике $38 трлн (в долларах 2005 года) в год к 2049 году, что затмевает предполагаемые $6 трлн, необходимые для сокращения выбросов, вызывающих потепление планеты, в соответствии с целями Парижского соглашения. По данным BloombergNEF, расходы на чистые технологии в 2023 году достигнут рекордных $1,8 трлн, что все еще далеко от необходимого уровня.

Не помогает и то, что некоторые из самых амбициозных климатических политик в мире подвергаются нападкам в Европе и США, поскольку избиратели выступают против постепенного отказа от газовых плит и мер по устойчивому сельскому хозяйству. Развивающиеся рынки, которым придется сделать самый большой шаг к экологически чистой энергетике, изо всех сил пытаются получить большую долю глобальных зеленых инвестиций.

Тем не менее, недостаточно просто сосредоточиться на сокращении выбросов, говорит Рохит Маготра, заместитель директора компании Integrated Research and Action for Development, климатической консалтинговой и исследовательской фирмы, базирующейся в Нью-Дели. Быстрая урбанизация означает, что эти погодные катастрофы становятся все более разрушительными, и городам в развивающихся странах необходимо создавать системы раннего предупреждения и устойчивую к изменению климата инфраструктуру, чтобы они могли быть более устойчивыми.

«Экстремальные погодные явления становятся все более интенсивными и частыми. География, на которую они влияют, также расширяется, затрагивая некоторых из наиболее уязвимых сообществ в мире», — говорит Маготра. «Адаптация так же важна, как и смягчение последствий».

Подготовлено порталом Allinsurance.kz