13
Ср, нояб

Повышение уровня моря увеличивает угрозу содержания мышьяка в питьевой воде

waterСогласно исследованию, опубликованному в PLOS One в январе, повышение уровня моря из-за изменения климата может усугубить угрозу содержания мышьяка в питьевой воде. Исследователи сосредоточили внимание на мышьяке в колодезной воде в Бангладеш, где до 97% населения использует такую воду для питья, пишет Bloomberg.

Мышьяк естественным образом встречается в земной коре, но то, сколько мышьяка присутствует в грунтовых водах, зависит, среди прочего, от геологии, привычек внесения удобрений и характера землепользования. (Например, такая промышленная деятельность, как дубление кожи, выделяет мышьяк.) Исследователи определили, что повышение уровня моря может повысить даже умеренный уровень мышьяка из-за явления, известного как вторжение соленой воды.

Морская вода обычно может перемещаться только вглубь суши. Место встречи соленой и пресной воды известно как «соляной фронт». Однако когда уровень моря повышается, этот фронт может перемещаться вглубь суши, поскольку более тяжелая соленая вода поднимает уровень грунтовых вод снизу, а штормовые нагоны и приливы затопляют все больше земель и направляют соленую воду в запасы грунтовых вод сверху. Соленая вода лучше растворяет определенные минералы, чем пресная вода — представьте себе автомобиль, ржавеющий после воздействия дорожной соли — а это означает, что даже небольшое увеличение солености грунтовых вод может привести к растворению большего количества мышьяка.

Исследование PLOS ONE было сосредоточено на Бангладеш из-за важности подземных вод для питьевого водоснабжения страны, а также потому, что в сезон дождей уже широко распространены наводнения. Исследователи отмечают, что «десятки миллионов людей» в Бангладеш пьют колодезную воду с концентрацией мышьяка, превышающей порог безопасности, определенный Всемирной организацией здравоохранения.

По данным ВОЗ, мышьяк естественным образом присутствует в больших количествах в грунтовых водах в таких странах, как Бангладеш, Аргентина, Китай и США. Это означает, что выводы исследователей «будут справедливы не только в Бангладеш», — говорит Сет Фрисби, почетный профессор химии и биохимии Норвичского университета и ведущий автор исследования. Везде, где в отложениях присутствует мышьяк, «по мере того, как водоносный горизонт становится более соленым, мы ожидаем появления большего количества мышьяка», — говорит он.

Когда мышьяк попадает в питьевую воду или пищу (особенно в рис), он может сделать воду непригодной для питья и нанести вред здоровью тех, кто ее потребляет. Дети и подростки, подвергшиеся воздействию мышьяка, могут испытывать когнитивные нарушения, такие как трудности с концентрацией внимания и проблемы с памятью, вербальным пониманием и рассуждением. Длительное воздействие на взрослых приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету и некоторыми видами рака. Исследования Фрисби показывают, что эти риски для здоровья сохраняются, даже если вода не настолько соленая, чтобы ее нельзя было пить.

«Вторжение морской воды — это то, о чем прибрежные зоны думают уже давно», — говорит Холли Майкл, директор Института окружающей среды Университета Делавэра, отмечая, что обычно соль сама по себе считается загрязнителем. «Вопрос о том, как изменение климата и повышение уровня моря могут повлиять на другие загрязнители, остается вне поля зрения».

Холли Майкл отмечает, что методология исследования ограничена: оно опирается на небольшую выборку данных и фокусируется исключительно на соленой воде, тогда как все большее количество исследований предполагает, что проблемы загрязнения, вызванные затоплением пресной воды и подъемом грунтовых вод, могут представлять собой большую угрозу. Но выброс загрязняющих веществ, таких как мышьяк, «потенциально является серьезной проблемой» для районов восточного побережья США, говорит она, где уровень моря повышается, а стратегия восстановления промышленных загрязнителей не всегда учитывает наводнения, которые не были вызваны по осадкам.

Риски могут касаться не только мышьяка. «В породах земной коры содержится 76 химических веществ», — говорит Сет Фрисби, включая свинец, кадмий и ртуть. «Поскольку мы пьем фильтрованную грязь (а это и есть питьевая вода), мы ожидаем найти эти 76 элементов в питьевой воде».

Эта возможность особенно опасна в местах, где питьевая вода не проверяется регулярно. Например, в некоторых частях Бангладеш людям потребовались десятилетия, чтобы осознать, что вода заражена мышьяком. В США около 43 миллионов человек используют частные колодцы для получения питьевой воды и могут не знать, что находятся в опасности, пока вода уже не причинит им вреда.

«Если вы пьете поверхностную воду и заболеете бактериями, вы узнаете об этом в течение нескольких часов», — говорит Фрисби. «Но при хроническом отравлении металлами это может занять пять или 20 лет, и установить связь сложно».

Подготовлено порталом Allinsurance.kz