Онлайн страхование в Казахстане

Суббота, 23 февраля 2019
Menu

Упрощенное оформление аварий по ОСАГО в России обернулось регрессом для водителей

В Банке России заявили “Ъ”, что рассматривают возможность внесения поправок в закон об ОСАГО, которые позволят автовладельцам извещать страховщика о случившемся ДТП в электронном виде. Таким образом регулятор отреагировал на возросшее в несколько раз число регрессных требований со стороны страховых компаний, когда граждане по тем или иным причинам не предоставили бланк извещения об аварии. Проблема, как выяснил “Ъ”, касается тысяч граждан. В Минфине подтвердили, что «применение регрессных требований нуждается в комплексной фундаментальной проработке».

Москвич Павел Султанов 2 апреля 2016 года попал в небольшое ДТП. Признав себя виновным в аварии, господин Султанов договорился с пострадавшим автовладельцем об оформлении европротокола — без вызова инспектора. Заполнив бланки извещений о ДТП, водители разъехались. Свой экземпляр извещения, рассказывает Павел Султанов, он через три дня отвез в офис «АльфаСтрахования», где у него был оформлен полис ОСАГО. Однако в октябре 2018 года господин Султанов получил регрессный иск от страховщика на сумму 41,8 тыс. руб.— в такую сумму встал ремонт пострадавшего в ДТП кроссовера. В иске сказано, что господин Султанов не предоставил экземпляр извещения в пятидневный срок, не выполнив нормы закона об ОСАГО. Документальных доказательств Павел Султанов в свою защиту представить не смог, 19 октября суд обязал его выплатить сумму страховщику.

Право регресса закреплено в пункте «Ж» ст. 14 закона об ОСАГО, пояснил “Ъ” официальный представитель «АльфаСтрахования». В компании добавили, что по регламенту каждый клиент получает копию извещения (с датой и печатью), его Павел Султанов в суде не представил.

Автовладельцу из Хабаровска (попросил не называть фамилию в СМИ) компания «Югория» предъявила регресс на 22,6 тыс. руб. по той же причине. Петр Сергеев (попросил изменить реальные ФИО) направил извещение страховщику в 15-дневный срок, указанный в извещении: бланк старого образца, который не должен применяться с 19 октября 2017 года, ему выдал «Росгосстрах» с полисом ОСАГО. Сумма иска составила 26 тыс. руб.

В похожие ситуации за последнее полтора года попали тысячи автовладельцев, показывает проведенный “Ъ” мониторинг соцсетей, форумов, а также анализ данных системы ГАС «Правосудие». Суды, как правило, встают на сторону страховщиков: в 2017–2018 годах такие решения принимались в Ростовской, Московской, Курской, Свердловской областях, Татарстане, Хабаровском крае. Автовладельцы пытаются защищаться: кто-то говорит, что был на больничном, учебе или в командировке, но суды такие доказательства не принимают. Правда, в Астраханской области и в Саратове суды учли тот факт, что на бланке извещения о ДТП был указан 15-дневный срок сдачи извещения (что противоречит норме закона), а значит, водителя ввели в заблуждение: на этом основании регресс был отклонен. Но это единичные случаи.

«Люди часто обращаются к нам с этой проблемой, мы не всегда беремся им помогать,— говорит адвокат Алексей Ащаулов, специализирующийся на защите прав автовладельцев.— Законодательство по этому вопросу написано просто абсурдно. Когда водитель был пьян за рулем или совершил ДТП умышленно, а страховая направляет регресс, это понятно. Но как факт неотправленных извещений влияет на обязанность страховой произвести выплату?»

На сайте change.org зарегистрировано несколько петиций с требованием отменить пункт «Ж» ст. 14 закона об ОСАГО. Автовладельцы уже пытались инициировать проверку этой нормы в Конституционном суде, но КС не стал рассматривать жалобы, сочтя, что норма конституционных прав граждан не нарушает. Последнее определение КС вынес 25 октября 2018 года, аналогичные решения были в мае и марте 2018 года.

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев не считает требование закона об ОСАГО «избыточным». «Автовладельцу дали возможность оформить аварию по упрощенной схеме, без вызова инспектора, он обязан выполнить все необходимые процедуры,— поясняет он логику закона.— И это вовсе не формальность: страховщик должен обладать полной информацией о второй стороне ДТП, чтобы урегулировать убыток». При этом господин Уфимцев признает, что в последнее время «тема стала актуальной» в связи с ростом популярности европротокола.

По данным ГИБДД, за 9 месяцев 2018 года упрощенным оформлением аварий воспользовались более 484 тыс. автовладельцев, доля водителей, воспользовавшихся европротоколом, выросла за год с 36% до 42%.

Господин Уфимцев напомнил, что с 1 июня 2018 года действует новая редакция закона об ОСАГО, позволяющая оформить аварию даже при разногласиях между участниками ДТП. «Страховщики стали требовать от страхователей более четкого выполнения своих обязанностей,— говорит он.— Работа эта усилилась примерно с декабря прошлого года». Заявление господина Уфимцева подтверждается и данными самих страховщиков. К примеру, если компания «АльфаСтрахование» направила в 2016 году гражданам 624 претензий в связи с несоблюдением срока предоставления извещений, то с начала 2018 года — уже более 2 тыс. В компании подчеркивают, что 86,6% подобных претензий (на сумму 77 млн руб.) урегулировано в досудебном порядке.

В пресс-службе Банка России, отвечая на запрос “Ъ”, рекомендуют хранить оригиналы извещений, направляя в страховую компанию их копии, в случае отказа жаловаться в ЦБ. Поводом для жалобы является и выдача с полисом старого бланка извещения. «По итогам рассмотрения к виновным могут быть приняты соответствующие меры»,— заявили в пресс-службе регулятора. В целом описанную “Ъ” проблему в ЦБ признали, поскольку получают жалобы от граждан в связи с регрессными исками. «Банк России в настоящее время анализирует ситуацию на предмет целесообразности возможных изменений в законодательстве, чтобы извещение о ДТП можно было направлять страховщику также в электронном виде»,— заявили в пресс-службе регулятора.

В пресс-службе Минфина заявили “Ъ”, что суды могут отказывать страховщикам во взыскании денег со страхователя, если тот пропустил пятидневный срок по «уважительным причинам» (например, из-за тяжелой болезни), об этом говорится в постановлении пленума ВС №58 2017 года. Ситуацию с выдачей старых бланков извещений в ведомстве назвали «недобросовестной практикой страховщиков» и «ненадлежащим информированием страхователей». «Вопросы применения регрессного требования при страховании гражданской ответственности требуют комплексной фундаментальной проработки не только в рамках совершенствования законодательства об ОСАГО, но и в рамках проводимой работы по совершенствованию Гражданского кодекса»,— считают в ведомстве. Минфин, напомним, сейчас готовит масштабный пакет поправок к закону об ОСАГО, предполагающий введение, в том числе, трехлетних договоров, отказ от ряда коэффициентов при расчете цены полиса. Не исключено, что предлагаемые ЦБ изменения попадут в этот документ.

Источник: Коммерсантъ

Читайте также...

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

Китай: страховой сектор региона «Материк-Гонконг-Макао» получил статус страхового центра Большого…

22-02-2019 Просмотров:41

Китай: страховой сектор региона «Материк-Гонконг-Макао» получил статус страхового центра Большого залива

Кабинет министров Китая, Государственный совет, представил план развития района Большого залива, стремясь...

Борьба за прибыльных клиентов в ОСАГО стала агрессивной спустя 1,5…

22-02-2019 Просмотров:54

Борьба за прибыльных клиентов в ОСАГО стала агрессивной спустя 1,5 месяца после старта реформы

Спустя 1,5 месяца с начала старта реформы в ОСАГО обозначился резкий рост...

AAIC запускает киберстрахование для фермеров, владельцев ранчо и МСП

22-02-2019 Просмотров:70

AAIC запускает киберстрахование для фермеров, владельцев ранчо и МСП

Американская сельскохозяйственная страховая компания (AAIC) запустила продукт киберстрахования, чтобы защитить владельцев малого...

Всемирный банк: От наводнений ВВП Казахстана теряет $3 млрд в…

22-02-2019 Просмотров:59

Всемирный банк: От наводнений ВВП Казахстана теряет $3 млрд в год

Из-за изменения климата возрастут частота и интенсивность наводнений и засух. Миллионный урон...

Выпуск катастрофных облигаций достиг $ 9,7 млрд в 2018 году,…

22-02-2019 Просмотров:53

Выпуск катастрофных облигаций достиг $ 9,7 млрд в 2018 году, ожидается дальнейший рост: Swiss Re

Swiss Re ожидает, что после 18 месяцев отраслевых убытков, превышающих средние показатели,...

Убытки от аварийных пусков в РФ составили почти 30% от…

22-02-2019 Просмотров:48

Убытки от аварийных пусков в РФ составили почти 30% от выплат в космическом страховании

Мировые страховщики должны будут выплатить почти $600 млн в связи с восемью...

Прибыль AXA упала на 66% в 2018 году после IPO…

22-02-2019 Просмотров:61

Прибыль AXA упала на 66% в 2018 году после IPO и значительных убытков по катастрофам

Французская страховая компания AXA констатирует, что ее чистая прибыль за весь 2018...

Swiss Re опубликовал хорошие результаты 2018 года, несмотря на значительные…

22-02-2019 Просмотров:52

Swiss Re опубликовал хорошие результаты 2018 года, несмотря на значительные убытки от катастроф

Swiss Re в четверг опубликовал данные о росте чистой прибыли на 27,2%...

Рынок брокеров Лондона избегает санкций FCA по итогам двухлетнего исследования…

22-02-2019 Просмотров:36

Рынок брокеров Лондона избегает санкций FCA по итогам двухлетнего исследования

Двухлетнее исследование показало, что не было никаких доказательств значительного вреда от текущей...

«Sextortion» - это киберриск для бизнеса

22-02-2019 Просмотров:80

«Sextortion» - это киберриск для бизнеса

Новая форма онлайн вымогательства со стороны киберпреступников, которые пытаются вымогать криптовалюту, заключается...

Британские ученые нашли самый аварийный интервал в сутках. Это всего…

21-02-2019 Просмотров:71

Британские ученые нашли самый аварийный интервал в сутках. Это всего 10 минут!

Британские страховщики с помощью телематических систем проанализировали данные 18 000 ДТП, произошедших...

Скидки за безаварийность в ОСАГО имеют почти 80% автомобилистов РФ

21-02-2019 Просмотров:65

Скидки за безаварийность в ОСАГО имеют почти 80% автомобилистов РФ

По итогам 2018 года коэффициент бонус-малус (КБМ) менее 1 имеют 79,75% водителей...

Индия: страховой регулятор создает «регуляторную песочницу» для продвижения цифровых инноваций…

21-02-2019 Просмотров:69

Индия: страховой регулятор создает «регуляторную песочницу» для продвижения цифровых инноваций в секторе

Экспертная комиссия предложила, чтобы страховой надзорный орган IRDAI учредил основной комитет по...

Южная Корея: страховщики начинают активно внедрять технические инновации в свой…

21-02-2019 Просмотров:79

Южная Корея: страховщики начинают активно внедрять технические инновации в свой бизнес

Страховые компании Южной Кореи сосредоточены на улучшении своих процессов и разработке различных...

Автономные автомобили могут однажды убить автострахование, в том виде, как…

21-02-2019 Просмотров:68

Автономные автомобили могут однажды убить автострахование, в том виде, как мы его знаем

Предприниматель открыл фирму, специализирующуюся на страховании автомобилей с автоматическим режимом вождения, как...

Facebook нарушил правила конфиденциальности данных, поэтому подлежит регулированию: британские законодатели

21-02-2019 Просмотров:64

Facebook нарушил правила конфиденциальности данных, поэтому подлежит регулированию: британские законодатели

В понедельник британские законодатели заявили, что Facebook намеренно нарушил закон о конфиденциальности...

Allianz Targets Tech, страховые инвестиции с фондом венчурного капитала в…

21-02-2019 Просмотров:75

Allianz Targets Tech, страховые инвестиции с фондом венчурного капитала в размере $1,1 млрд

Европейский страховщик Allianz SE увеличивает размер своего технологического инвестиционного фонда до 1...

AM Best проводит смену высшего руководства и реструктуризацию организации

21-02-2019 Просмотров:63

AM Best проводит смену высшего руководства и реструктуризацию организации

AM Best объявил, что Роджер Селлек уйдет с поста генерального директора в...

Generali global assistance опубликовала результаты своего глобального «Барометра по проблемам…

21-02-2019 Просмотров:70

Generali global assistance опубликовала результаты своего глобального «Барометра по проблемам кибербезопасности»

Согласно первому глобальному опросу потребителей Generali Global Assistance, в этом году кража...

В России мошенники освоили новый способ продажи поддельных полисов ОСАГО

20-02-2019 Просмотров:93

В России мошенники освоили новый способ продажи поддельных полисов ОСАГО

  Полисы автогражданки резко выросли в цене. Проведя мониторинг рынка страхования, финансовые аналитики...

СМИ сообщили о потерях немецких страховщиков из-за дизельного скандала

20-02-2019 Просмотров:68

СМИ сообщили о потерях немецких страховщиков из-за дизельного скандала

Страховые компании Германии потеряли 380 миллионов евро из-за скандала вокруг оснащенных дизельными...

Компания Floow через внедрение новых технологий поможет сделать страхование автомобилей…

20-02-2019 Просмотров:92

Компания Floow через внедрение новых технологий поможет сделать страхование автомобилей «умнее»

Правительство Великобритании назначило фирму по анализу и телематике данных Floow консульатнтом по...

Insurtech, работающий на технологиях блокчейн, начинает «разрушать» рынок автострахования

20-02-2019 Просмотров:105

Insurtech, работающий на технологиях блокчейн, начинает «разрушать» рынок автострахования

Стартап Insurtech VouchForMe запустил в Великобритании P2P модель страхования на основе технологии...

Тайвань: стартап помогает страховщикам сократить эксплуатационные расходы

20-02-2019 Просмотров:62

Тайвань: стартап помогает страховщикам сократить эксплуатационные расходы

Тайваньский стартап BravoAI применяет технологии компьютерного зрения (CV), обработки естественного языка (NLP)...