Минфин продолжает либерализацию валютного контроля. Требования к экспортерам по возврату валютной выручки будут смягчены для компаний, купивших полисы по страхованию рисков неоплаты контрактов не только у дочки ВЭБа — ЭКСАРа, но и у частных страховщиков. Идея уже нашла поддержку на страховом рынке. Эксперты, впрочем, указывают, что страховщикам будет сложно размещать риски неплатежей, сопряженные с политическими особенностями внешних рынков.
В правительстве готовят новые поправки к закону «О валютном регулировании и валютном контроле». Они смягчат требования по возврату валютной выручки по внешнеторговым контрактам в случае неисполнения обязательств партнерами резидентов РФ. Об этом вчера сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник на финансовом рынке. Как выяснил “Ъ”, Минфин уже направил поправки на согласование в Минэкономики, Минпромторг, ФНС, ФТС, Росфинмониторинг и ЦБ.
Цель проекта — расширение доступа компаний к экспортному страхованию. Сейчас резидент РФ признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки только в случае, если он застрахован в ЭКСАРе (дочерняя структура ВЭБа). Поправки предлагают дать возможность полноценного страхования рисков неисполнения обязательств по контрактам и частным страховщикам. Таким образом, они получат равные с ЭКСАРом условия в части признания экспортеров выполнившими требования по репатриации валютной выручки.
Идея Минфина нашла поддержку у участников рынка. Управляющий директор Группы РЭЦ Артем Амбарцумян сообщил “Ъ” о «положительном отношении к возможности развития полноценного коммерческого рынка экспортного страхования». При этом, по его словам, важно, чтобы частные компании, которые получат доступ к страхованию рисков экспортеров, были финансово устойчивы и оказались готовы брать на себя дополнительную ответственность.
«Ведь учитывая специфику российского несырьевого экспорта, ориентированного преимущественно на сложные с точки зрения политических рисков и рисков неплатежа покупателей рынки, не все риски можно будет размещать в перестрахование, и страховщику придется держать существенную их долю на собственном балансе,— поясняет Артем Амбарцумян.— Здесь также важен фактор готовности самих экспортеров платить справедливую коммерческую стоимость соответствующих кредитных рисков». Он указывает на международную практику, в которой коммерческие страховщики находят для себя ниши в страховании портфелей краткосрочной дебиторской задолженности, а поддержка масштабных и долгосрочных проектов (например, в машиностроении) требует более сложных инструментов государственных экспортных кредитных агентств.
По словам президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, сейчас всего несколько страховых компаний занимаются страхованием экспортных кредитов. «Это, что называется, белая кость — там сложные риски, значимые на государственном уровне, но с точки зрения объемов собираемой премии рынок незначительный»,— говорит он. В союзе рассчитывают с принятием поправок получить рынок премий, сопоставимый с обязательным страхованием ответственности опасных объектов или с агрострахованием с господдержкой (до 3–4 млрд руб. в год на первом этапе).
Сейчас страхованием рисков экспортеров, помимо ЭКСАРа, занимаются компании «Кредендо», «Атрадиус», «АльфаСтрахование» и ряд других. Но их полисы, напомним, неравноценны «эксаровским», поскольку не дают возможности считать обязательства по возврату выручки выполненными. «Законопроект должен помочь экспортерам,— сказал “Ъ” глава нацперестраховщика РНПК Николай Галушин.— Оценить масштабы рынка нельзя, но думаю, что принятие закона будет способствовать развитию страхования экспортных кредитов и экспорта в целом». По оценке гендиректора компании «Кредендо — Ингосстрах кредитное страхование» Алексея Безденежных, от инициативы Минфина выиграют все: и экспортеры, и ЭКСАР, и частные страховщики. «Появление частных страховых емкостей будет особенно полезно экспортерам в тех случаях, когда лимиты ЭКСАРа уже заполнены,— говорит он.— И страхование у коммерческих страховщиков вовсе необязательно будет дороже. Хотя ЭКСАР, безусловно, останется основной движущей силой на этом рынке, частным компаниям будет тяжело с ним конкурировать на территориях с высокими политическим рисками». «Кредендо» в 2017 году поддержало через страхование торговый оборот на 500 млрд руб., сообщил Алексей Безденежных. По его мнению, частный рынок может добавить экспортерам страховую емкость на сотни миллиардов рублей.
Татьяна ГРИШИНА, Татьяна ЕДОВИНА
По материалам Коммерсантъ