27
Ср, нояб

ОБЗОР - НСА заявил о необходимости реформы агрострахования

Система агрострахования в России нуждается в реформировании, практика применения закона о господдержке в сфере сельхозстрахования выявила ряд проблем, а последствия от введения «единой субсидии» для агрострахования с господдержкой могут быть очень серьезными, рассказали РИА Новости в Национальном союзе агростраховщиков (НСА).

«Необходимость изменений назрела, но пока для нее не задано четких сроков», - сообщили в НСА, добавив, что вопрос о повышении эффективности системы агрострахования переходит в конкретную практическую плоскость и продолжает находиться в фокусе внимания государства.

В НСА напомнили, что в 2016 году система агрострахования с господдержкой в РФ была впервые централизована, переведена на единые стандартные правила агрострахования. «Фактически государство получило инструмент, который оно может использовать и развивать», - заявили в союзе.

В августе правительство РФ поставило задачу подготовки предложений по развитию агрострахования, но в союзе сказали, что НСА предложения направлял, однако эта «тема» пока не получила развития. Вместе с тем в конце 2016 года президент РФ Владимир Путин поднимал вопрос об агростраховании.

Практика закона

По мнению НСА, практика работы закона о господдержке в сфере сельхозстрахования (№260-ФЗ) с 2012 года выявила ряд проблем, не только технических, но и общего плана, которые требуют решения.

«Это, в первую очередь: распределение субсидий по регионам не учитывает спрос на агрострахование; недостаточная гибкость условий страхования; необеспечение равного доступа аграриев к господдержке страхования независимо от субъекта РФ; несоответствие ставок расчета субсидий страховым рискам и актуарно обоснованным страховым тарифам; нестабильность основных условий господдержки страхования в течение длительных периодов», - уточнили в НСА.

В союзе также сообщили, что НСА подготовил вариант проекта изменений в закон 260-ФЗ, который в конце февраля был направлен в Госдуму, Банк России, Минсельхоз, Минфин и Совет Федерации.

«Основные изменения - отказ от порога гибели урожая (сейчас для наступления страхового случая требуется, чтобы аграрий потерял не менее 20% от урожая по отношению к предыдущим пяти годам), а также повышение уровня доступных для агрария франшиз к договору страхования с господдержкой - это должно повысить гибкость программ страхования. При этом предлагается дать возможность регионам финансировать за свой счет большую часть субсидии», - рассказали в союзе.

Кроме того, НСА предлагает устанавливать ставки субсидирования для каждого субъекта РФ не каждый год, а раз в три года. Сейчас план сельскохозяйственного страхования утверждается Минсельхозом РФ, согласно закону, ежегодно.

Проблема «единой субсидии»

В конце 2016 года Минсельхоз существенно изменил систему организации господдержки агрострахования, включив ее в «единую субсидию».

Новые правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета регионам на содействие достижению целевых показателей местных программ развития АПК утверждены постановлением правительства РФ от 30 декабря 2016 года. Основное изменение, вносимое новыми правилами — переход к «единой субсидии», когда регион может самостоятельно перераспределять средства под те или иные виды субсидий.

«Это стало фактически резким отступлением для всей системы, так как образовалась лакуна в нормативной базе, непонятны общие правила взаимодействия органов АПК, аграриев и страховщиков участников системы на уровне регионов, неясны принципы планирования организации агрострахования на уровне регионов», - пояснили в НСА, подчеркнув, что проблему «единой субсидии» НСА поднимает на всех уровнях.

В НСА рассказали, что последствия от введения «единой субсидии» для агрострахования с господдержкой могут быть самые серьезные, так как регионы прежде всего ориентированы на обеспечение финансирования текущих производственных задач - посевных и уборочных работ. В том числе, регионы испытывают недостаток средств на обеспечение льготного кредитования посевной, которое также входит в состав «единой субсидии».

«Результатом включения агрострахования в «единую субсидию» может стать не только значительное сокращение площадей застрахованных посевов, но и нивелирование усилий органов власти и страхового сообщества, предпринимаемых по созданию централизованной системы агрострахования, отвечающей масштабам развития АПК», - пояснили в НСА.

В союзе считают, что в перспективе это создает долгосрочные риски не только для экономической устойчивости сельхозпроизводства, но и для международных торговых отношений, связанных с реализацией сельхозпродукции.

«Общее снижение уровня страхования в 2017 году, по предварительным расчетам НСА, по сравнению с фактическими объемами 2016 года может составить 53% застрахованных посевных площадей и до 71% от поголовья сельскохозяйственных животных. Это приведет к существенному падению уровня страховой защиты АПК», - заключили в НСА.

Совместное участие

В конце февраля НСА обратился с письмом к главам профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, Банку России, Минфину и Минсельхозу РФ, а также вице-премьеру правительства РФ Аркадию Дворковичу, в котором призвал к внесению изменений в постановление правительства РФ №1556 для выведения агрострахования из состава «единой субсидии».

Однако, по словам зампреда ЦБ РФ Владимира Чистюхина, Центробанком переговоры на эту тему пока не ведутся. А замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что не знает, будут ли выводить агрострахование из системы «единой субсидии».

Вместе с тем Моисеев заверил, что Минфин подумает вместе с депутатами Госдумы над тем, как усовершенствовать российское агрострахование, чтобы оно было более эффективно с точки зрения защиты сельхозпроизводителей.

В свою очередь, Банк России, который включил агрострахование с господдержкой в перечень приоритетных направлений развития страхового рынка, во второй половине 2017 года планирует подготовить доклад о сельхозстраховании с господдержкой.

В НСА также сообщили, что союз обратился к Минсельхозу с просьбой при заключении соглашений о предоставлении субсидий с субъектами РФ устанавливать целевые показатели для застрахованных посевных площадей и поголовья животных не ниже уровня прошлого года.

 

Источник: ПРАЙМ