Минтруда России предлагает вернуться к системе страхования от безработицы, которая действовала до 2001 года. Переход возможен не ранее 2020 года.
Как была устроена система выплат до 2001 года? Как долго можно было получать выплаты по безработице? Почему от фонда занятости отказались? Что такое страховая модель финансирования пособий по безработице, почему от нее отказались и чем она отличается от нынешних выплат, разбирался ТАСС.
Как была устроена система выплат до 2001 года?
С 1991 по 2001 г. пособия выплачивались из средств специально созданного внебюджетного Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) РСФСР (позже — РФ).
Первоначально фонд финансировался за счет обязательных страховых взносов работодателей с заработка сотрудников и ассигнований федерального и регионального бюджетов. Впоследствии структура взносов в ГФЗН неоднократно менялась. От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели.
В 1992 г. ставка отчислений работодателя составляла 1% от начисленной оплаты труда, в 1993–1996 гг. — 2%, затем в 1996–2001 гг. — 1,5%.
Как долго можно было получать выплаты по безработице?
Граждане имели право получать пособие на протяжении 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев с правом однократного продления на тот же период. Это значит, что деньги выплачивались либо непрерывно в течение года, либо с перерывами — полтора года, но общая сумма все равно не могла превышать выплаты за год. Для возобновления выплат необходимо было сняться с учета, а через шесть месяцев повторно зарегистрироваться на Бирже труда.
Сегодня в РФ действует та же самая система выплат.
Чем страхование от безработицы отличается от того, как пособия выплачиваются сейчас?
Отличие — в источнике финансирования. В первом случае деньги поступали из ГФЗН, который наполняли работодатели, а во втором — из федерального бюджета.
Почему от фонда занятости отказались?
С 1996 г. фонд начал испытывать серьезные финансовые трудности, которые усугубились в результате дефолта в августе 1998 г. По данным независимых исследователей, из-за роста проблем с занятостью к концу 1990-х гг. система страховых выплат фактически не охватывала половины всех российских безработных. Бюджет ГФЗН (21,6 млрд рублей в 2000 г.) не справлялся с выплатами. Все это привело к росту задолженности по выплате пособий.
И это несмотря на то, что граждане перестали вставать на учет в органах занятости, так как, учитывая инфляцию, на пособия прожить было невозможно. Уже к 1998 г. минимальный размер оплаты труда и, соответственно, привязанное к нему пособие по безработице были в пять раз меньше прожиточного минимума.
Поэтому с 2001 г. фонд был ликвидирован, а отчисления на выплаты по безработице были включены в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 г. В настоящее время, как уже говорилось, выплата пособий, а также финансирование мер, направленных на поддержку безработного населения, осуществляются из федерального бюджета.
Сколько работодателям придется отчислять из фонда зарплат?
По подсчетам Минтруда, для поддержки потерявших работу граждан будет достаточно даже 1% отчислений. По словам Топилина, в денежном выражении это порядка 200 млрд рублей, что почти в пять раз больше, чем средства, которые выделяются для безработных сегодня.
Источник: Фориншурер