27
Ср, нояб

ОСАГО требует больших денег

Для стабильной работы "автогражданки" необходимо повысить тарифы более чем наполовину. Независимые эксперты, проанализировав работу ряда страховых компаний, указали, что преодолеть глубокий кризис, в котором оказалась страхование гражданской ответственности автомобилистов, можно только за счет роста тарифов на 64% уже в 2017 году. Что касается закона о "натуральной" компенсации ущерба по ОСАГО, то едва ли депутаты примут его до Нового года.

Чтобы сбалансировать работу страховщиков, необходимо повысить базовые тарифы для автомобилистов, считают специалисты Независимого актуарного информационно-аналитического центра (НААЦ). Изучив работу 78 страховых компаний, они пришли к выводу, что в нынешнем виде система ОСАГО убыточна, причем средний размер убытка с учетом страховых резервов и инфляции составляет 104,4 тыс. рублей по легковым автомобилям физлиц, сообщает "КоммерсантЪ".

По данным РСА, в октябре размер средней выплаты по ОСАГО составил 72,7 тыс. рублей, однако это то, что получает автовладелец на руки. Для компании, как выходит из расчета НААЦ, траты существенно выше. Поэтому, уверены эксперты актуарного центра, расчетная базовая ставка для физлиц должна составлять 8,2 тыс. рублей.

НААЦ и ранее изучал, насколько действующие тарифы ОСАГО отвечают рынку. Сегодня его исследования наглядно демонстрируют, что затягивание реформы "автогражданки" делает ее все более болезненной. Так, в мае 2014 г. эксперты центра указывали, что тарифы следует повысить на 40%. Как пишет "Коммерсант", тогда в ЦБ решили призвать иностранных экспертов, и приглашенная консалтинговая компания Towers Watson пришла к выводу, что тарифы следует повысить только на 20%.

В этот раз в ЦБ сообщили, что доклада НААС пока не видели, но изучат его, как только он к ним поступит. А пока регулятор сам начинает отслеживать достаточность тарифов и к 2018 году намерен заниматься этим самостоятельно и постоянно.

Базовые ставки расчета ОСАГО уже не раз повышались. В частности, в конце 2014 г. он и были подняты на 20 - 30% по инициативе Центробанка. В апреле 2015 г. они были подняты еще на 40%. Однако рост стоимости нормочаса, а также цен на автозапчасти опережают корректировки. Сейчас вилка базовой ставки для частных владельцев легковых авто составляет 3,4 - 4,1 тыс. руб., тогда как эксперты НААС утверждают, что она должна быть вдвое выше.

В ЦБ не исключают отказа от государственного регулирования тарифов. Но по словам первого зампреда Банка России Сергея Швецова, сначала нужно привести страховую отрасль в порядок, вывести с рынка слабых и недобросовестных игроков. Либерализация тарифов будет "плавным процессом с контролем над конкуренцией", приводит его слова ТАСС. При этом не сказал, столько времени это займет.

Но есть и другое предложение - создание единой государственной компании, котоаря занималась бы ОСАГО, однако в ЦБ считают это крайней мерой. По словам главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, Центробанк "очень беспокоит то, что происходит с ОСАГО, особенно в ряде регионов, где доступность для граждан полисов ОСАГО снизилась и где в силу убыточности для своей деятельности многие страховые компании уходят с этих рынков". Однако "крайняя мера - это государственное страхование". Это не лучшая мера, пояснила она.

Как сообщает ТАСС, Набиуллина выступила в защиту натурального возмещения ущерба в ОСАГО. Однако "ее нужно вводить только при том, что у нас будут полномочия воздействовать на страховые компании, если они будут этим пользоваться недобросовестно", - сказала она.

Сегодня система ОСАГО переживает глубокий кризис. По признанию заместителя председателя Банка России Владимира Чистюхина, в 26 регионах продавать ОСАГО крайне невыгодно. С 1 января 2017 г. проблема усугубится тем, что будет введены обязательные продажи электронных полисов ОСАГО, и тогда проблема убыточности встанет в полный рост. Поэтому, считает он, законопроект о приоритете натурального возмещения ущерба следует принимать как можно скорее.

Однако депутаты не склонны спешить. Законопроект о натуральном возмещении в ОСАГО уже рассмотрен в думском комитете по финрынку, который рекомендовал его принять в первом чтении. Однако, как заявил председатель комитета Анатолий Аксаков, законопроект не будет рассмотрен Госдумой по ускоренной процедуре. При этом он признал, что были просьбы о том, чтобы он вступил в действие с 1 января 2017 года.

Руководитель "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров указывает, что ситуация на рынке зависит от оперативности и корректности законодательных изменений. По его словам, эффект от реформы ОСАГО будет заметен только во второй половине следующего года. "Однако принятие поправок будет важным сигналом для менеджмента и акционеров страховщиков, рейтинговых агентств и инвесторов о том, что ситуация на рынке ОСАГО может обладать положительным вектором", – говорит Маркаров.

На долю "Росгосстраха" приходится четверть рынка ОСАГО, и это отражается на показателях компании. На днях рейтинговое агентство S&P Global Ratings поместило долгосрочные рейтинги страховщика B+ и рейтинг по национальной шкале ruA на пересмотр с возможностью понижения.

 

Источник: Утро.ру