Банк России на время отказался от идеи отпускать тарифы ОСАГО, заявив, что до решения проблем рынка, связанных с автоюристами в регионах, делать тарифы рыночными нельзя. Оздоровить систему ОСАГО должны поправки о преимуществе ремонта при компенсации ущерба. При этом ЦБ настаивает на введении ответственности страховщика за ремонт — а страховое сообщество этому усиленно сопротивляется.

Как заявил в ходе юридического форума в Санкт-Петербурге заместитель главы ЦБ Владимир Чистюхин, «либерализовывать тарифы ОСАГО нельзя, пока мы не решили ряд околостраховых вопросов, в том числе связанных с автоюристами». Напомним, в конце 2015 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина поручила разработать «дорожную карту» по переходу на рыночные тарифы ОСАГО. Это воодушевило рынок — но теперь проблема тарифов отошла на второй план.

Компании жалуются на автоюристов в регионах, которые делают бизнес ОСАГО суперубыточным. По словам заместителя главы Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, «группы людей осуществляют работу по перехвату клиентов после ДТП, заключают с ними договоры цессии — переуступки прав требований к страховщику: они заинтересованы в том, чтобы довести дело до суда, минуя страховщика».

 

По данным РСА, в 2015 году в общей сумме выплат ОСАГО 15% были судебными. В Волгограде, Ростове, Краснодаре эта доля доходит до 60% (для сравнения, в Москве — 5%). 43% отсуженных сумм составляют нестраховые выплаты — оплата услуг посредников и экспертов. «Средний размер выплат в таких регионах превышают среднюю выплату по каско,— продолжает господин Уфимцев,— доходит до 55–71 тыс. руб., дополнительно к ним выплачивается стоимость услуг юридического представителя — до 18 тыс. руб. и независимой технической экспертизы — до 22 тыс. руб.». По его словам убыточность для страховщиков в таких регионах доходит до 170%.

По словам гендиректора страховщика «Московия» Алексея Бобылева, в России существуют 15 проблемных с точки зрения убыточности регионов — а «через месяц-два их может быть 25». По статистике, его компании по восьми делам в судах автоюристы заработали 3,5 млн руб., а сумма самого ущерба по ОСАГО по этим делам составила 1,8 млн руб. «Это уникальный рынок,— говорит он,— оборот денег составляет несколько месяцев, эффективность — несколько тысяч процентов, обороты — 10–12 млрд руб. с потенциалом роста». По словам господина Бобылева, организованная преступность «подминает под себя этих юристов» и, если не убрать экономическую заинтересованность, проблема не решится. «Можно сколько угодно поднимать тарифы, юристы все равно все съедят»,— уверен глава «Московии».

В свою очередь, Евгений Уфимцев приводит в пример недавнее судебное решение по одному из южных субъектов, где судья рассмотрел за один день 90 претензий к РСА по ОСАГО, по каждому вынес решение о выплате 205 тыс. руб., в итоге из фондов компенсационных выплат РСА было списано более 18 млн руб.

Решение проблемы и страховщик, и ЦБ видят в поправках к закону об ОСАГО. Согласно предложениям РСА, следует приостанавливать урегулирование убытков при непредъявлении автомобиля страховщику (юристы часто присылают претензии по почте), а выбор формы возмещения следует оставить за страховщиком. И если компания решит выплачивать клиенту ремонтом, то выбор техстанции остается за страховщиком — но он не должен нести ответственность за ремонт.

С этим категорически не согласен ЦБ. По словам заместителя главы юридического департамента ЦБ Андрея Медведева, предполагается «жестко и более конкретно определить ответственность страховщика за качество ремонта в СТОА». «Если стоимость ремонта будет превышать 400 тыс. руб. (лимит выплат по ОСАГО), предполагается, что потерпевший будет выражать свое согласие на доплату, либо получать денежные средства в качестве выплаты,— говорит он,— если страховые компании будут нарушать права клиентов, ЦБ будет обязывать предписанием осуществлять возмещение вреда».

Не согласен с позицией страховщиков и глава движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Я против того, чтобы сталкивать автовладельца с сервисом,— заявил он в ходе юридического форума.— Страховщик должен отвечать за качество ремонта и его огрехи». По его словам, денежная форма возмещения должна уйти в прошлое и страховщики должны стать сервисными операторами для клиента, как это происходит в каско.

Как заявил “Ъ” глава думского комитета по собственности Сергей Гаврилов, над поправками о преимущественном порядке выплат ремонтом в ОСАГО работает его комитет. По его словам, они предусматривают усиление надзора за страховщиками. «В весеннюю сессию эта работа будет закончена»,— заключил он.

 

 

Источник: Коммерсантъ

 

Читайте также...

Томас Буберл: недостаточно просто заплатить по претензии

30-10-2020 Просмотров:28

Томас Буберл: недостаточно просто заплатить по претензии

События 2020 года, в частности продолжающаяся пандемия COVID-19, коренным образом изменит подход...

Сбор средств компаниями Insurtech в третьем квартале составил $ 2,5…

30-10-2020 Просмотров:30

Сбор средств компаниями Insurtech в третьем квартале составил $ 2,5 млрд: WTW

Брокер по перестрахованию и страхованию Willis Towers Watson (WTW) сообщил, что в...

Tencent подает заявку на открытие перестраховщика в Китае

30-10-2020 Просмотров:34

Tencent подает заявку на открытие перестраховщика в Китае

По сообщениям местных СМИ, китайский технологический конгломерат и финтех-компания Tencent подает заявку...

Инвестиционная осторожность окупилась для глобальных перестраховщиков: S&P

30-10-2020 Просмотров:44

Инвестиционная осторожность окупилась для глобальных перестраховщиков: S&P

Рейтинговое агентство S&P Global Ratings опубликовало отчет, в котором исследуется, как осторожность...

Willis Re: перестрахование постоянно меняется

30-10-2020 Просмотров:51

Willis Re: перестрахование постоянно меняется

На фоне нескольких лет неудовлетворительной доходности и дополнительных проблем, связанных с COVID-19,...

США: требования о COVID-19 превратились в политический футбол

30-10-2020 Просмотров:73

США: требования о COVID-19 превратились в политический футбол

Несколько популярных ресторанов в американском штате Северная Каролина подали в суд на...

Больше трети пользователей рунета не доверяют страховым компаниям

29-10-2020 Просмотров:58

Больше трети пользователей рунета не доверяют страховым компаниям

Страховая компания “Манго” и компания ResearchMe провели исследование, чтобы определить отношение...

Женевская ассоциация исследует возможность страхования пандемического риска

29-10-2020 Просмотров:50

Женевская ассоциация исследует возможность страхования пандемического риска

Согласно новому исследованию, опубликованному Женевской ассоциацией в сотрудничестве с Университетом Санкт-Галлена, риски...