В распоряжении Ъ оказался проект поправок в закон об ОСАГО, подготовленных Министерством финансов, вносящий кардинальные изменения в правила игры на этом рынке. Минфин предлагает ввести процедуру прямого урегулирования споров – когда за выплатой пострадавшему следует идти к страховщику, у которого был куплен полис ОСАГО. Вводится планка ущерба в ДТП, при которой для оформления аварии не надо вызывать ГИБДД. Страховщики считают, что предложенная Минфином реформа «автогражданки» работать не будет.

Проект закона "О внесении изменений в федеральный закон 'Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств'" (ОСАГО) предлагает принципиально новый подход к урегулированию убытков в ОСАГО.
Как следует из текста проекта, который оказался в распоряжении Ъ, Минфин предлагает ввести так называемое прямое возмещение убытков. Технология такого возмещения заключается в том, что за выплатой пострадавший в ДТП идет не к страховщику виновника аварии, как это делается сейчас, а в компанию, продавшую ему полис ОСАГО. Дальнейшие действия страховщиков, предъявляющих финансовые требования друг к другу, его касаться не должны.

Согласно статье 11 законопроекта, такой вид возмещения возможен только в тех случаях, когда участники ДТП не пострадали физически (не нанесен вред жизни и здоровью). Кроме того, должен быть соблюден еще ряд условий: в ДТП задействованы только два участника, они оба застрахованы по ОСАГО, сумма имущественного ущерба участников не превышает 20 тыс. руб., они с этим согласны и не имеют прочих претензий другу к другу. В таком случае представители страховщика сами определяют вину участника ДТП, и для оформления таких аварий нет необходимости вызывать ГИБДД.

Эти изменения Минфин предлагает запустить с 1 июля 2007 года. Кроме того, проект вводит штрафы для страховщиков за каждый день просрочки выплат в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас это 54,8% годовых). Как заявили Ъ в Минфине, проект находится на согласовании в других ведомствах и в течение недели должен быть направлен в Минюст.

Идея введения штрафов страховщиков беспокоит мало. Дело в том, что Минфин не первое ведомство, пытающееся обложить компании штрафами за задержку выплат. В декабре Госдума приняла в первом чтении проект волгоградской думы, который предлагал введение штрафов в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день задержки выплат (29,2% годовых). И правительство в конце января подготовило положительный отзыв на этот проект (см. Ъ от 24 января).

Зато процедура прямого урегулирования вызвала оживление среди участников рынка. По их мнению, предложения Минфина, которые упрощают жизнь автовладельцев, необходимы, но без детальной проработки работать не будут. "По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средний ущерб в ОСАГО по стране - 23 тыс. руб., -- заявил Ъ замдиректора центра страхования автотранспорта РОСНО Сергей Абалакин.-- Это значит, что большинство аварий под процедуру прямого урегулирования не попадут". Кроме того, по его словам, необязательность вызова ГИБДД приведет к росту мошенничества со стороны автовладельцев: ДТП будут имитировать с целью получить со страховщиков выплаты.

"Мы двумя руками за изменения,-- заявил Ъ замглавы РСА Андрей Батуркин.-- Но без создания единого реестра техников-экспертов, которые будут определять ущерб, и единой методики определения ущерба упрощенная процедура работать не будет". "Непонятна процедура определения ущерба на месте,-- заявил Ъ глава департамента страхования транспортных средств страхового дома ВСК Владимир Антипов.- Есть такое понятие, как скрытые повреждения, их на глаз невозможно определить. Как поступать автовладельцам и их страховщикам, если на деле сумма ущерба получится больше?"

В Минфине на вопросы Ъ, связанные с сомнениями страховщиков, отвечать отказались, заявив, что комментарии появятся после согласования проекта всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Ъ будет следить за развитием событий.

Читайте также...

Казахстанский страховой рынок показал рост на 12% за 2020 год,…

28-01-2021 Просмотров:25

Казахстанский страховой рынок показал рост на 12% за 2020 год, несмотря на пандемию

В соответствии с итоговыми данными за 2020 год, сборы страховых премий по...

Как выглядят успешные инновации в урегулировании претензий?

27-01-2021 Просмотров:180

Как выглядят успешные инновации в урегулировании претензий?

По мере развития технологий страхования страховщики должны сосредоточить внимание на болевых точках...

5 способов улучшить кибербезопасность

27-01-2021 Просмотров:198

5 способов улучшить кибербезопасность

Для страховых брокеров тестирование защиты компании клиента от кибератак жизненно важно для...

Китай: финансовый регулятор призывает страховщиков сотрудничать с интернет платформами

27-01-2021 Просмотров:232

Китай: финансовый регулятор призывает страховщиков сотрудничать с интернет платформами

Финансовые регуляторы по-прежнему поддерживают страховщиков и банки, сотрудничающих с интернет платформами, несмотря...

Южная Корея: страховщики активизируют стремление к цифровизации

27-01-2021 Просмотров:236

Южная Корея: страховщики активизируют стремление к цифровизации

Страховые компании в Южной Корее активизируют усилия по ускорению цифровизации своих операций,...

Европейские исследователи обращаются к искусственному интеллекту для получения более точных…

27-01-2021 Просмотров:186

Европейские исследователи обращаются к искусственному интеллекту для получения более точных данных о погоде

Европейские ученые, которые предоставляют важные климатические данные промышленности и исследователям, заявили, что...

Потребители открыты для обмена личными данными со страховщиками, но беспокоятся…

27-01-2021 Просмотров:179

Потребители открыты для обмена личными данными со страховщиками, но беспокоятся об их сохранности 

Если речь идет о снижении страховых взносов, потребители готовы поделиться своей личной...

Beazley усиливает программу страхования от репутационного риска

27-01-2021 Просмотров:169

Beazley усиливает программу страхования от репутационного риска

Специализированная страховая компания Beazley вступила в партнерские отношения с Polecat Intelligence London...