01
Ср, мая

Российские страховщики требуют адекватного увеличения тарифов по ОСАГО

Что теперь ждет рынок обязательного страхования автогражданской ответственности?

О чем говорят подсчеты

С 1 октября лимит выплат по ущербу имуществу в ДТП по ОСАГО увеличится со 120 тыс. до 400 тыс. рублей. А с 1 апреля 2015 года лимит по жизни и здоровью увеличится со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Вслед повышениям лимитов принято решение об увеличении тарифов обязательного страхования автогражданской ответственности. В ЦБ обещают рост базового тарифа на 24-25%. Но, согласно исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА», этого окажется недостаточно.

Уже сейчас специалисты называют ситуацию с ОСАГО критической. По словам заместителя директора по страховым рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА» Натальи Данзурун, среднерыночное значение убыточности этого вида страхования с учетом судебных расходов приблизилось к 100%. А троекратное повышение лимитов (по «железу» и «по жизни и здоровью»), предусмотренное принятыми поправками, без соответствующего повышения тарифов будет грозить рынку массовыми банкротствами, трудностями с оформлением полисов ОСАГО в регионах.

Если тарифы не будут пересмотрены и начнет действовать Единая методика оценки ущерба, а предельный уровень износа автомобиля снизится с 80 до 60%, то к концу года убытки по ОСАГО получат страховщики в 59 регионах России, а к 2015 году такая картина будет наблюдаться уже в 75 из 85 регионов РФ, прогнозирует «Эксперт РА». В числе этих регионов окажется и Самарская область. Здесь коэффициент убыточности составит 107% в 2014 и 139% в 2015
году.

Если тариф будет повышен на 25%, то ОСАГО будет убыточным в 50 регионах России в 2014 году и в 69 регионах в 2015 году. В Самарской области коэффициент убыточности составит, соответственно, 102% и 117%.

При увеличении тарифов на 40% количество убыточных регионов составит в 2014 году 33, а в 2015 году вырастет до 60. При таком сценарии в 2014 году результаты работы по ОСАГО большинства компаний, работающих в Самарской области, будут находиться на приемлемом уровне. А вот в 2015 году большая часть компаний получит убыток по ОСАГО. В среднем коэффициент убыточности составит 110%. И только при повышении тарифов на 60% Самарская область не будет испытывать трудностей с ОСАГО, в отличие от 33 регионов страны в 2014 году и 46 в 2015-м.

Позиция страховщиков

- Мы согласны с прогнозом «Эксперт РА» в том, что если в ближайшее время не привести тариф в соответствие с увеличившимися обязательствами страховщиков, последствия для рынка будут самыми плачевными, - говорит начальник отдела автотранспортного страхования филиала ООО «Росгосстрах» в Самарской области Антон Вавилов. - Компании продолжат сворачивать бизнес по ОСАГО и в первую очередь уходить из наиболее убыточных регионов. Ни на одном развитом рынке, ни в одной цивилизованной стране мира ни одна страховая компания не стала бы работать с такой убыточностью, какую страховщики сегодня имеют по ОСАГО, потому что это уже не бизнес - это благотворительность.

Эксперт подчеркивает, что дальнейшее положение дел на рынке будет в значительной степени зависеть от тарифной политики ЦБ.

Директор Самарского филиала ОАО «СОГАЗ» Диляра Джураева отмечает, что произошло первое значительное изменение за почти 11 лет действия ОСАГО, причем перемены требовались давно, и это понимали все участники рынка.

- Принятые изменения в законодательстве существенно улучшают качество ОСАГО как услуги, - считает эксперт. - Но вот говорить об их позитивном влиянии на ситуацию на рынке ОСАГО, пожалуй, преждевременно. Так как принятые новшества существенно увеличивают «расходную» часть страховщиков по выплатам, что предполагает и адекватное увеличение по сборам. При этом главную проблему страховых компаний - увеличение тарифов на этот вид страхования - еще предстоит решить.

По данным «СОГАЗ», на сегодня комбинированный коэффициент убыточности ОСАГО в Самарской области составляет больше 100%.

- Среди факторов, влияющих на убыточность в регионе, - относительно большое количество автомобилей на душу населения и неблагоприятные дорожные условия, влияющие на частоту ДТП, - поясняет Диляра Джураева. - Федеральные трассы, пролегающие через город, хоть и поддерживаются на достойном уровне, но, как правило, перегружены. Отсюда - множественные ДТП: часто можно наблюдать картину, как автомобили въезжают друг в друга, скапливается по две-три машины.

По словам Диляры Джураевой, на комбинированный коэффициент убыточности влияет и относительно высокая стоимость рабочей силы в Самаре, и как следствие - цена нормо-часа на ремонт автомобиля.

В поисках выхода

Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров отмечает, что даже при существующем покрытии (120 и 160 тыс. рублей) для того, чтобы ОСАГО не было убыточным бизнесом для страховых компаний, базовый тариф должен быть выше примерно на 25%.

- В том случае, если изменения тарифов не произойдет вообще, этот сегмент рынка, как и в целом страховой рынок, ожидает коллапс, по сути, он «схлопнется»: это произойдет по тому сценарию, который описывает «Эксперт РА», - крупные страховые компании постепенно уйдут из регионов, их место займут небольшие компании, которые будут ставить перед собой цель исключительно в виде сбора премий, а не выплат, - прогнозирует эксперт.

Денис Макаров полагает, что в конечном итоге это подорвет всю систему возмещений пострадавшим в результате ДТП, что приведет к массовым недовольствам: автовладельцы перестанут получать выплаты, начнется массовое бегство страховщиков из сегмента ОСАГО, на рынке в целом участятся случаи банкротств и как следствие - невыполнения обязательств.

- Если же увеличение тарифа составит максимум 30%, это поможет решить проблемы с убыточностью в ряде регионов, но в целом ОСАГО продолжит оставаться убыточным видом страхования, - говорит Денис Макаров. - Одним из инструментов снижения убыточности в них может стать корректировка региональных коэффициентов. Они должны быть определены на основании актуарных расчетов. По нашим подсчетам, в убыточных регионах изменение региональных коэффициентов должно составлять от 20% до 80%.

Эксперт обратил внимание на еще одну проблему: на высокую динамику выплат и, соответственно, убыточность ОСАГО сегодня влияют автоюристы. «Так, в 2014 году объем доплат по результату судебных решений, то есть штрафов в пользу юридических контор, составляет около 40% общего объема выплат», - отмечает Денис Макаров.

Эксперт считает, что решить «проблему автоюристов» помогут новые положения Закона об ОСАГО. Во-первых, единые правила проведения независимой технической экспертизы, включающей порядок расчета, ценовые справочники и прочее со стороны РСА, а также последующее утверждение правил Центральным Банком и принятие всеми инстанциями, включая Верховный суд. Во-вторых, обязательное обращение в страховую компанию в досудебном порядке, которое обеспечит прямой контакт недовольного автовладельца со страховой компанией.

- Этот инструмент обеспечит получение нужной суммы непосредственно автовладельцу, и ему не нужно будет платить большие суммы в качестве налога с суммы, взысканной в качестве штрафа за нарушение прав потребителя, - поясняет Денис Макаров.

В-третьих, почти во всех случаях клиент при наступлении убытка будет обращаться в свою страховую компанию (безальтернативное прямое возмещение убытков), что значительно скажется на качестве страховой услуги по ОСАГО.

- В случае реализации выше указанных мер система ОСАГО сможет выйти из кризисной ситуации, - считает Денис Макаров.

- Это будет выражаться в том, что страховые компании продолжат развивать этот вид внутри собственных страховых портфелей, но самое главное, что до автовладельцев вновь начнут доходить выплаты, которые сегодня зачастую оседают в карманах различных юридических контор.

Кстати

Со 2 августа вступило одно из первых изменений в Закон об ОСАГО - введение безальтернативного прямого возмещения убытков (ПВУ).
Для автовладельцев это означает, что теперь в случае ДТП, где только два участника и ущерб причинен только «железу», потерпевший должен обращаться только в свою страховую компанию - то есть в ту, где он сам приобрел полис ОСАГО. У страховщика при этом теперь нет возможности отправить его в компанию виновника ДТП. Такой подход призван не только улучшить ситуацию с выплатами по ОСАГО, но и в целом повысить качество услуг в сфере урегулирования, так как серьезные страховые компании, планирующие долгосрочную работу на рынке и повышение лояльности своих клиентов, будут заинтересованы не только в том, чтобы хорошо продать им полис, но и в том, чтобы максимально комфортно и быстро провести процедуру оценки и возмещения ущерба.

 

Источник: Страхование сегодня