Минфин РФ настраивает заинтересованные ведомства, и прежде всего в регионах, а также страховщиков на введение в действие системы страхования жилья в 2015 году.
Об этом сообщила заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева агентству «Интерфакс-АФИ». «Такой прогноз делается в расчете на то, что документ может быть принят в середине 2014 года. Однако первая попытка найти консенсус с правительством по первой версии документа встретила затруднения, бесспорным, судя по всему, обсуждение не окажется. Правительство считает проект документа сырым», - отметив «Интерфаксу-АФИ» источник на страховом рынке».
По его мнению, «даже после превращения законопроекта Минфина в федеральный закон о мерах по поддержке граждан при возникновении ущерба в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций» оставшегося времени вряд ли хватит на подготовку к введению системы в рабочий режим, оставшегося времени едва хватит на разработку подзаконных актов и специальных региональных программ.
«В настоящее время эксперты говорят о том, что в регионах нет достоверных данных о доле ветхого жилья, поскольку его регистрация ведется региональными властями с учетом возможностей местных бюджетов и вытекающих отсюда расходов на переселение граждан, то есть довольно лукаво. Этот и целый ряд иных факторов, влияющих на стоимость полисов и на решение о принятии на страхование рисков, должны быть учтены при разработке региональных программ по страхованию жилья», - сказал собеседник агентства.
«При благоприятном течении событий система страхования жилья в России может стартовать в 2015 году, - считает В.Балакирева. - В законопроекте, направленном финансовым ведомством в правительство, говорится, что новый порядок вступает в силу через год после его принятия».
«Проект документа по добровольному массовому страхованию жилья направлен Минфином в правительство, ему предстоит пройти обсуждение там, а затем все процедуры обсуждения в Госдуме. Также предстоит подготовить изменения в связанные федеральные законы, в бюджетные процедуры. Потребуется разработать подзаконные ведомственные акты, создать региональные программы и другие необходимые методики», - сказала представитель Минфина РФ.
По ее словам, «ничего специфически нового в проекте не содержится, комбинация положений документа выстроена на действующих в страховом законодательстве нормах».
Более того, неправильно воспринимать документ как новый закон о страховании, его положения в значительной степени касаются распределения полномочий между федеральным и региональным уровнями власти при урегулировании ущерба от чрезвычайных ситуаций, считает заместитель руководителя департамента ведомства.
Проект документа Минфина подробно обсуждался с представителями заинтересованных ведомств в ходе консультаций.
«Консенсуса в подходах пока достичь со всеми ведомствами не удалось. К примеру, остались некоторые разногласия с Минэкономразвития, связанные с юридической техникой, с использованием терминологии», - отметила В.Балакирева.
Она напомнила, что, согласно концепции, новый вид страхования будет относиться к разряду добровольных, поэтому документ не предусматривает необходимости формирования фонда гарантийных выплат.
Это означает, что документом не предусмотрена солидарная ответственность страховщиков по обязательствам тех СК, которые потеряли способность исполнять свои обязательства по договорам. Законопроект по своей конструкции не может содержать требования создания профобъединения, добавила она.
При этом В.Балакирева допускает, участникам этого нового вида страхования потребуется формировать общую базу договоров, статистику, форматы обмена информацией о договорах и выплатах с госорганами. Тогда страховым компаниям понадобится создавать методическую базу, в том числе определяющую общие подходы к урегулированию убытков. В этом случае они смогут объединить усилия в рамах любого из действующих объединений страховщиков по желанию.
Она выразила надежду на то, что региональные программы страхования жилья будут совершенствоваться и со временем набор страхуемых рисков и перечень застрахованных объектов может расширяться.
«Следует понимать, что единого для всей страны базового тарифа при страховании жилья устанавливаться не будет, стоимость страхования будет рассчитываться в зависимости от наполнения программы и согласовываться с региональными властями. Участие бюджета сохранится, но на принципах, аналогичных используемым сегодня при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Минфин не выступал с идеей создания какой-либо госструктуры в рамках закона», - сказала В.Балакирева.
Принцип различных подходов при наступлении ЧС к объемам госпомощи для конкретных граждан предопределяется заранее. Тот, кто не позаботился о защите своего жилья и не застраховал его, при наступлении ЧС может рассчитывать на получение «крыши надо головой» при поддержке государства.
Однако такое жилье, полученное на замену, гражданин не сможет приватизировать, подарить или продать. Права заключившего договор страхования в рамках региональной программы окажутся шире: они будут подкреплены страховой выплатой.
Как сообщалось ранее, Минфин РФ 20 декабря направил в правительство законопроект по страхованию жилья. Незадолго до этого правительство рассмотрело и одобрило проект концепции. Проект документа разрабатывался Минфином по поручению премьера Дмитрия Медведева. Законопроект стал реакцией на события на Дальнем Востоке, повлекшие убытки только в частном секторе в объеме 14 млрд рублей.
По предварительным расчетам экспертов, страховой взнос в рамках массового страхования жилья может составить от 70 до 200 рублей в месяц, за год - 800 2,2 тыс. рублей.