14
Вт, мая

ВСС представил руководству СБРФР набор жестких показателей, по которым предлагается оценивать эффективность страхнадзора.

В новой версии предложений ВСС по оценке эффективности работы СБРФР многие из них стали конкретнее и жестче. Так, в 2018 г. потери клиентов компании, ушедшей с рынка, не должны превышать 5% от общей суммы ее обязательств, а к 2020 г. каско должны страховать не менее 70% автовладельцев.

 

Предложения по оценке эффективности страхнадзора должны быть представлены руководителю СБРФР Сергею Швецову президентом Всероссийского союза страховщиков (ВСС) на стратегической сессии «Ориентиры политики в области регулирования финансового рынка». В письме ВСС, разосланном вчера членам союза (есть у АСН) отмечается, что предлагаемые ВСС показатели носят «ориентировочный характер и в дальнейшем будут откорректированы при взаимодействии со Службой Банка России по финансовым рынкам».
Как уже сообщало АСН, предложения ВСС касаются трех основных целей регулятора:

  • регулирование и надзор за участниками страхового рынка;
  • развитие страхового рынка;
  • защита прав потребителей страховых услуг.

Цель № 1: регулирование и надзор
Наиболее важными задачами в сфере регулирования и надзора ВСС считает передачу оптимального объема полномочий на уровень саморегулирования, минимизацию «серых» схем на рынке, введение актуарного аудита, раннее обнаружение ухудшения финансового состояния страховых компаний и установление жестких сроков финансового оздоровления.
Некоторые ключевые показатели работы СБРФР стали жестче, чем в первой версии предложений. Так, СБРФР должна добиться, чтобы финансовые проблемы страховщиков в 90% случаев своевременно выявлялись уже к 2018 г. (в первой версии – в 80% к 2020 г.), а объем потерь клиентов страховщика при его банкротстве не превышал бы 5% от суммы его обязательств (новый показатель). Кроме того, к 2015 г. не должно остаться ни одного случая неплатежеспособности системно значимых компаний. Средний размер комиссионного вознаграждения агенту, по мнению ВСС, к 2018 г. не должен выходить за пределы 20% от премии.
Ключевые показатели эффективности (КПЭ) регулирования и надзора

КПЭ

Значение

1

Количество своевременно выявленных случаев нарушения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика

Более 90% случаев к 2018 г.

2

Объем потерь страхователей, выгодоприобретателей и кредиторов страховщика при его банкротстве

Менее 5% от обязательств с учетом выплат из гарантийных фондов к 2018 г.

3

Доля активов высокого уровня надежности и ликвидности (в том числе на основе рейтингов и оценки уровня ликвидности)

Более 90% активов рынка к 2018 г.

4

Значение комбинированного коэффициента убыточности-нетто с учетом изменения расчета резервов в среднем по рынку

Менее 105% к 2018 г.

5

Адекватность сформированных страховых резервов (по данным отчетов актуариев)

К 2018 г. у 95% страховщиков резервы оцениваются как адекватные

6

Доля «неклассического» (в т.ч. налогооптимизирующего) страхования в общих объемах рынка

Не более 10% к 2018 г. (по независимой экспертной оценке)

7

Наличие у участников рынка проработанных качественных стратегий развития

Не менее 95% от числа участников к 2018 г.

8

Случаи неплатежеспособности системно значимых компаний

Отсутствуют после 2014 г.

9

Доля «проблемных» компаний на рынке от общего числа (по величине сборов) на основе стресс-тестирований

Не более 5% к 2018 г.

10

Средний размер комиссионного вознаграждения

Агенты – не более 20%, все посредники – не более 25% к 2018 г.

11

Внедренная система электронного документооборота с регулятором

Не менее 95% от числа участников к 2018 г.

Цель № 2: развитие страхового рынка
Наиболее важными показателями работы над развитием страхового рынка, с точки зрения ВСС, являются рост доли выплат страховщиков в сумме общего ущерба от стихийных бедствий, техногенных катастроф и аварий, рост объемов и доли страхования жизни, четкое определение ключевых страховых понятий, а также разработка и принятие стандартных правил страхования и страховых продуктов.
По мнению ВСС, доля граждан, пользующихся услугами страховщиков, к 2020 г. не должна быть меньше 60%. При этом каско к этому времени должны застраховать не менее 70% автовладельцев. Также страхованием должно быть охвачено не менее 70% квартирного фонда, а страховая премия на душу населения должна составлять 20 тыс. р. Доля страхования жизни в общем объеме собираемой премии к 2020 г. не должна быть меньше 30%. При этом основная ее часть (более 70%) должна приходиться на «некредитное» страхование. Кроме того, к 2020 г. страховщики должны покрывать не менее 50% убытков от стихийных бедствий и катастроф.

КПЭ развития страхового рынка

КПЭ

Значение

1

Доля страховых премий в ВВП

Более 4% к 2020 г.

2

Доля страхования жизни в общей страховой премии

Более 40% к 2020 г.

3

Доля добровольного страхования в общей премии

Более 90% к 2020 г.

4

Страховая премия на душу населения

Более 20 тыс. р. к 2020 г.

5

Доля домохозяйств, предприятий и объектов, охваченных страхованием

Более 70% к 2020 г.

6

Доля квартирного фонда, охваченного страхованием

Более 70% к 2020 г.

7

Доля автовладельцев, имеющих полис автокаско

Более 70% к 2020 г.

8

Доля граждан, пользующихся страховыми услугами:

 

 

с учетом ОМС

Более 98% к 2020 г.

 

без учета ОМС

Более 60% к 2020 г.

9

Доля граждан, пользующихся двумя и более страховыми услугами (не считая ОМС)

Более 40% к 2020 г.

10

Доля страхования жизни в общей премии

Не менее 30% к 2020 г.

11

Доля «некредитного» страхования жизни в общей премии по страхованию жизни

Не менее 70% к 2020 г.

12

Число судебных и досудебных разбирательств, связанных с несовершенством страхового законодательства

Не более 5% от общего числа к 2018 г.

13

Средняя доля расходов на ведение дела страховых компаний

Менее 30% к 2020 г.

14

Доля страховых выплат в покрытии ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф

Не менее 50% к 2020 г.

15

Доля «прямых продаж» (call-центр, интернет, мобильные продажи) в общей премии по страхованию физлиц

Не менее 20% к 2018 г.

Цель № 3: защита потребителей страховых услуг

Наиболее важные задачи в сфере защиты потребителей страховых услуг – это унификация страховой терминологии и утверждение стандартных правил страхования, стандартизация раскрытия информации страховщиками, развитие института страхового омбудсмена и третейских судов.
По мнению ВСС, цель можно считать достигнутой, если к 2018 г. доля судебных разбирательств по страховым спорам в общем объеме судебных споров не будет превышать 30%, а половина всех страховых споров будет урегулироваться вне суда. Кроме того, граждане должны начать активно пользоваться франшизой: доля договоров с франшизой к 2020 г. не должна быть меньше 20%.

КПЭ защиты потребителей страховых услуг

КПЭ

Значение

1

Число судебных разбирательств по страховой тематике

Не более 30% от общего числа гражданских судебных разбирательств к 2018 г.

2

Число судебных / досудебных разбирательств страхователей (выгодоприобретателей), связанных с их недостаточной информированностью

Не более 10% от общего числа судов по страховым вопросам

3

Доля внесудебного урегулирования спорных вопросов в общем объеме страховых споров

Более 50% к 2020 г.

4

Уровень удовлетворенности потребителей услугами страховых компаний (по опросам по всероссийской выборке)

Более 60% к 2020 г.

5

Наличие и использование унифицированных правил и продуктов

100% компаний к 2018 г.

6

Наличие полноценного интернет-сайта с раскрытием необходимой информации

100% компаний к 2018 г.

7

Доля досудебных решений (омбудсмен и третейский суд)

Не менее 80%

8

Доля страховых продуктов для физлиц с франшизой

Не менее 20% от общего объема продаж страховых услуг физлицам к 2018 г.