В новой версии предложений ВСС по оценке эффективности работы СБРФР многие из них стали конкретнее и жестче. Так, в 2018 г. потери клиентов компании, ушедшей с рынка, не должны превышать 5% от общей суммы ее обязательств, а к 2020 г. каско должны страховать не менее 70% автовладельцев.
Предложения по оценке эффективности страхнадзора должны быть представлены руководителю СБРФР Сергею Швецову президентом Всероссийского союза страховщиков (ВСС) на стратегической сессии «Ориентиры политики в области регулирования финансового рынка». В письме ВСС, разосланном вчера членам союза (есть у АСН) отмечается, что предлагаемые ВСС показатели носят «ориентировочный характер и в дальнейшем будут откорректированы при взаимодействии со Службой Банка России по финансовым рынкам».
Как уже сообщало АСН, предложения ВСС касаются трех основных целей регулятора:
- регулирование и надзор за участниками страхового рынка;
- развитие страхового рынка;
- защита прав потребителей страховых услуг.
Цель № 1: регулирование и надзор
Наиболее важными задачами в сфере регулирования и надзора ВСС считает передачу оптимального объема полномочий на уровень саморегулирования, минимизацию «серых» схем на рынке, введение актуарного аудита, раннее обнаружение ухудшения финансового состояния страховых компаний и установление жестких сроков финансового оздоровления.
Некоторые ключевые показатели работы СБРФР стали жестче, чем в первой версии предложений. Так, СБРФР должна добиться, чтобы финансовые проблемы страховщиков в 90% случаев своевременно выявлялись уже к 2018 г. (в первой версии – в 80% к 2020 г.), а объем потерь клиентов страховщика при его банкротстве не превышал бы 5% от суммы его обязательств (новый показатель). Кроме того, к 2015 г. не должно остаться ни одного случая неплатежеспособности системно значимых компаний. Средний размер комиссионного вознаграждения агенту, по мнению ВСС, к 2018 г. не должен выходить за пределы 20% от премии.
Ключевые показатели эффективности (КПЭ) регулирования и надзора
№ |
КПЭ |
Значение |
1 |
Количество своевременно выявленных случаев нарушения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика |
Более 90% случаев к 2018 г. |
2 |
Объем потерь страхователей, выгодоприобретателей и кредиторов страховщика при его банкротстве |
Менее 5% от обязательств с учетом выплат из гарантийных фондов к 2018 г. |
3 |
Доля активов высокого уровня надежности и ликвидности (в том числе на основе рейтингов и оценки уровня ликвидности) |
Более 90% активов рынка к 2018 г. |
4 |
Значение комбинированного коэффициента убыточности-нетто с учетом изменения расчета резервов в среднем по рынку |
Менее 105% к 2018 г. |
5 |
Адекватность сформированных страховых резервов (по данным отчетов актуариев) |
К 2018 г. у 95% страховщиков резервы оцениваются как адекватные |
6 |
Доля «неклассического» (в т.ч. налогооптимизирующего) страхования в общих объемах рынка |
Не более 10% к 2018 г. (по независимой экспертной оценке) |
7 |
Наличие у участников рынка проработанных качественных стратегий развития |
Не менее 95% от числа участников к 2018 г. |
8 |
Случаи неплатежеспособности системно значимых компаний |
Отсутствуют после 2014 г. |
9 |
Доля «проблемных» компаний на рынке от общего числа (по величине сборов) на основе стресс-тестирований |
Не более 5% к 2018 г. |
10 |
Средний размер комиссионного вознаграждения |
Агенты – не более 20%, все посредники – не более 25% к 2018 г. |
11 |
Внедренная система электронного документооборота с регулятором |
Не менее 95% от числа участников к 2018 г. |
Цель № 2: развитие страхового рынка
Наиболее важными показателями работы над развитием страхового рынка, с точки зрения ВСС, являются рост доли выплат страховщиков в сумме общего ущерба от стихийных бедствий, техногенных катастроф и аварий, рост объемов и доли страхования жизни, четкое определение ключевых страховых понятий, а также разработка и принятие стандартных правил страхования и страховых продуктов.
По мнению ВСС, доля граждан, пользующихся услугами страховщиков, к 2020 г. не должна быть меньше 60%. При этом каско к этому времени должны застраховать не менее 70% автовладельцев. Также страхованием должно быть охвачено не менее 70% квартирного фонда, а страховая премия на душу населения должна составлять 20 тыс. р. Доля страхования жизни в общем объеме собираемой премии к 2020 г. не должна быть меньше 30%. При этом основная ее часть (более 70%) должна приходиться на «некредитное» страхование. Кроме того, к 2020 г. страховщики должны покрывать не менее 50% убытков от стихийных бедствий и катастроф.
КПЭ развития страхового рынка
№ |
КПЭ |
Значение |
1 |
Доля страховых премий в ВВП |
Более 4% к 2020 г. |
2 |
Доля страхования жизни в общей страховой премии |
Более 40% к 2020 г. |
3 |
Доля добровольного страхования в общей премии |
Более 90% к 2020 г. |
4 |
Страховая премия на душу населения |
Более 20 тыс. р. к 2020 г. |
5 |
Доля домохозяйств, предприятий и объектов, охваченных страхованием |
Более 70% к 2020 г. |
6 |
Доля квартирного фонда, охваченного страхованием |
Более 70% к 2020 г. |
7 |
Доля автовладельцев, имеющих полис автокаско |
Более 70% к 2020 г. |
8 |
Доля граждан, пользующихся страховыми услугами: |
|
|
с учетом ОМС |
Более 98% к 2020 г. |
|
без учета ОМС |
Более 60% к 2020 г. |
9 |
Доля граждан, пользующихся двумя и более страховыми услугами (не считая ОМС) |
Более 40% к 2020 г. |
10 |
Доля страхования жизни в общей премии |
Не менее 30% к 2020 г. |
11 |
Доля «некредитного» страхования жизни в общей премии по страхованию жизни |
Не менее 70% к 2020 г. |
12 |
Число судебных и досудебных разбирательств, связанных с несовершенством страхового законодательства |
Не более 5% от общего числа к 2018 г. |
13 |
Средняя доля расходов на ведение дела страховых компаний |
Менее 30% к 2020 г. |
14 |
Доля страховых выплат в покрытии ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф |
Не менее 50% к 2020 г. |
15 |
Доля «прямых продаж» (call-центр, интернет, мобильные продажи) в общей премии по страхованию физлиц |
Не менее 20% к 2018 г. |
Цель № 3: защита потребителей страховых услуг
Наиболее важные задачи в сфере защиты потребителей страховых услуг – это унификация страховой терминологии и утверждение стандартных правил страхования, стандартизация раскрытия информации страховщиками, развитие института страхового омбудсмена и третейских судов.
По мнению ВСС, цель можно считать достигнутой, если к 2018 г. доля судебных разбирательств по страховым спорам в общем объеме судебных споров не будет превышать 30%, а половина всех страховых споров будет урегулироваться вне суда. Кроме того, граждане должны начать активно пользоваться франшизой: доля договоров с франшизой к 2020 г. не должна быть меньше 20%.
КПЭ защиты потребителей страховых услуг
№ |
КПЭ |
Значение |
1 |
Число судебных разбирательств по страховой тематике |
Не более 30% от общего числа гражданских судебных разбирательств к 2018 г. |
2 |
Число судебных / досудебных разбирательств страхователей (выгодоприобретателей), связанных с их недостаточной информированностью |
Не более 10% от общего числа судов по страховым вопросам |
3 |
Доля внесудебного урегулирования спорных вопросов в общем объеме страховых споров |
Более 50% к 2020 г. |
4 |
Уровень удовлетворенности потребителей услугами страховых компаний (по опросам по всероссийской выборке) |
Более 60% к 2020 г. |
5 |
Наличие и использование унифицированных правил и продуктов |
100% компаний к 2018 г. |
6 |
Наличие полноценного интернет-сайта с раскрытием необходимой информации |
100% компаний к 2018 г. |
7 |
Доля досудебных решений (омбудсмен и третейский суд) |
Не менее 80% |
8 |
Доля страховых продуктов для физлиц с франшизой |
Не менее 20% от общего объема продаж страховых услуг физлицам к 2018 г. |